КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Звуки Л и Р
Свистящие и шипящие звуки С — 3 и Ш - Ж «Прокол». Проверьте на слух, нет ли в надутой камере волейбольного мяча прокола, сжимая его возле уха... Так и есть... Слышен напряженный ровный свист выходящего воздуха: «ссссссссс!..». Имитируйте звук, точно соблюдая установку артикуляционного аппарата. Помните, что при звуке «с» кончик языка опущен и прижат к передним нижним зубам, тело языка напряжено, образуя «горку» с чуть приподнятыми краями, по ней-то и «скатывается» выдыхаемый воздух. Время от времени прижимайте «мяч» сильнее, звук усиливается. «Паровоз». Паровоз медленно разводит пары: шшш... шшш... шшш... Вот он сдвинулся с места: ш-шш-шшш... ш-шш-шшш... Пошел все скорее и скорее: шшш-шшш-ш... шшш-шш-ш... шшшшш-ш... Выдыхайте воздух энергичными толчками диафрагмы. Следите за верной артикуляционной позицией звука. Помните, что кончик языка поднят кверху, образуя в куполе твердого нёба «ковшик», в который и ударяется выдыхаемый воздух. «Косарь». Наточите бруском косу. Брусок скользит то Jc одной, то с другой стороны лезвия: ссс-ззз... ссс-ззз... | ссс-ззз... ссс-ззз... Коса наточена, можно приниматься за косьбу. Взмах р.косы, и она звучно режет траву: жжж... жжж... жжж... «Телеграмма». Выстукивайте телеграфным ключом | текст телеграммы: ла-ла-лал! лэ-лэ-лэл! ло-ло-лол! лу-лу-лул! лы-лы-лыл! ли-ли-лил! Ударение падает на последний слог. Держите ритм. «Капризный мотор». Попробуйте завести мотор игрушечного автомобиля.... Выдыхаемым воздухом (без звука голоса) вызывайте вибрацию кончика языка, поднятого к верхним зубам: тррр... тррр... трррррр... тррррр... тр... Включите звук голоса (мотор завелся!): дрррррр... дрррррр... Сочетание взрывных согласных. Соединим вместе три взрывных глухих согласных звука, взяв их во всех возможных сочетаниях: птк, пкт, ктп, кпт, ткп, тпк. Будем отрабатывать каждое из них отдельно (без гласных!), следя за тем, чтобы каждый очередной взрыв был четко слышен: п! т! к! Затем станем сближать их между собою: п-т-к! Наконец объединим в одно сочетание: птк! Следите за тем, чтобы между согласными не проскальзывал шум выдыхаемого воздуха, а тем более звук голоса, не получилось бы п/х-т/х/-к/х/ или п/ы-т/ы-к/ы. Отработав каждое из сочетаний, соедините их с основным рядом гласных, произнеся одной фразой с ударением на первом слоге: птка-пткэ-птко-птку-пткы-птки! Отработав подобным образом все сочетания, создавайте варианты «фраз», «диалоги» из них: «Птка-пткэ-птко?» — «Тпка-тпкэ-тпко!» Отработка окончаний слов. Впечатление небрежной речи создают нечеткие окончания слов, особенно, если они заканчиваются согласным звуком. Такие окончания необ ходимо специально тренировать, добиваясь их отчетливого звучания. Удвоенные согласные. Небрежности речи способствует и привычка опускать согласные в середине слова, особенно, если там имеется сочетание нескольких согласных, даже простое удвоение. Мы нередко слышим: воеНый, вместо воеННый, обыкновеНо, вместо обыкновенно и т. д. Необходимо добиваться, чтобы удвоенная согласная звучала дольше обычной, как долгий звук. Часто выпадает одна из двух одинаковых согласных на стыке произносимых слитно слов или слова и предлога, меняя смысл сказанного; например, вместо из здания мы слышим издание. Произношение подобных слов можно тренировать, подбирая парные слова с одним и удвоенным звуками: подать - оТДать (произносится оДДать); не то, Товарищи - не тоТ, Товарищи; раЗделать - еще раЗ Сделать (произносится раЗЗделать) и т. д. Для отработки отдельных звуков речи и их сочетаний служат специально составленные фразы — чистоговорки. В них неоднократно повторяется тренируемый звук или сочетание звуков. ■Был тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа. ■От топота копыт пыль по полю летит. ■Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку. ■Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. ■Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке. ■Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла. ■Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет. ■Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки — скок, Соньку с ног, Саньку — в бок, Сеньку — в лоб, все — в сугроб! ■Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон. ■Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла. ■Щетинка у чушки, чешуйка у щучки. ■В Чите течет Читинка. ■Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп. ■Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал. Работать над чистоговорками надо не торопясь, заботливо проверяя установку каждого звука, тщательно отрабатывая его верное звучание. Перед началом работы над чистоговорками внимательно изучите нормы произношения. Надо знать, как произносятся отдельные звуки и их сочетания по законам устной речи, чтобы не наработать неверного навыка. Например, слова «редко» (редька редко росла на грядке) и «грядка» звучат — «реТко», «гряТка»; «сшила» (сшила капюшон) как «ТТТТТТыла» и т. д. Записывайте упражнения с чистоговорками на магнитофон, это позволит вам услышать себя со стороны, заметить и быстрее исправить недостатки речи. Темп нашей речи необычайно убыстрился. Люди стремятся в минимальный отрезок времени уложить максимум информации, забывая о том, что быстрый темп при отсутствии четкости, ясной дикции, ведет к снижению уровня восприятия и, как результат, к потере смыслового значения речи. ...Редко приходится слышать, — писал К.С. Станиславский, — медленную, звучную, слиянную или» по-настоящему скорую, легкую речь. В подавляющем большинстве случаев только паузы долги, а слова между ними проговариваются быстро [10, 195]. Активность, хороший энергичный темп речи требуют абсолютного владения дикцией, подлинного технического мастерства, которое позволит нам при любой скорости речи донести до слушателя во всей полноте смысл высказывания. Для выработки четкости произношения при любом темпе речи служат специальные фразы — скороговорки. Они построены на сочетаниях слов, включающих в себя звуки, требующие непрерывной перестройки нашего речевого аппарата, быстрой смены артикуляционных позиций. Отработка быстрого темпа речи при сохранении дикцион-ной четкости требует особой методики тренировки. Начинать ее следует с установки артикуляционной позиции всех согласных, входящих в состав скороговорки, а затем с отработки четкости произнесения фразы в замедленном темпе. Когда сочетание согласных звуков будет хорошо отработано, можно будет перейти к упражнению «Диктовка». Медленно, отчетливо выговаривая каждый звук (так, как он произносится, а не пишется), продиктуйте текст скороговорки. Делайте люфтпаузы, не торопитесь. Хорошо записать такую диктовку на магнитную ленту, а затем прослушать и откорректировать. Когда вы убедитесь в четкости произношения каждого отдельного звука, чуть убыстрите темп. Диктуйте так же, как и в первом случае — четко, ясно, соблюдая паузы, но уже вдвое быстрее, не скандируя слова, а произнося их в обычном разговорном темпе, а затем даже чуть убыстренно. Увеличивайте скорость только тогда, когда почувствуйте, что добились отчетливости фразы. Такой метод отработки скороговорок применяйте с каждым текстом. Используйте для тренировки следующие скороговорки: ■ Рапортовал, да недорапортовал, стал дорапортовывать -зарапортовался. ■ Меланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. ■ Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыско-роговоришь. ■ Не тот, товарищ, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ. ■ Тридцать три корабля лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да не вылавировали. ■ Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыкол-паковать, надо колокол переколоколовать, перевыколо-коловать. ■ На дворе - трава, на траве - дрова: дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор обратно. Завершив работу над чистоговорками и скороговорками, можно закрепить навык четкого произношения, диктуя прозаический текст. Возьмите, к примеру, отрывок из романа Л. Леонова «Русский лес», в котором описывается лекция профессора Вихрова, и попробуйте продиктовать несколько фраз, внимательно наблюдая за чистотой и четкостью каждого произносимого звука. «Не может быть равнодушия в лесных делах: народу нашему жить вечно на этой священной земле. Его потребность в древесине, бумаге и продуктах усложненной лесохимии будет возрастать, пока совершенная техника коммунизма не научит нас делать из всего все. Каждый дом в городе требует два кубометра дерева на квадратный метр жилой площади. Каждый километр железной дороги берет по четыреста кубометров дерева на подсобные постройки, телеграфную связь и шпалы... так что не верней ли было назвать их деревянными дорогами с железным покрытием? Каждьхе сутки десятки длиннейших эшелонов крепежного леса уходят под землю Донбасса... Когда же с дипломами лесоводов вы покинете эту школу, количество потребления возрастет, может быть, вдвое. Как бы ни обеднела лесная нива, страна потребует от вас все возрастающих поставок... Все это бесконечно повышает человеческую ответственность перед живым, зеленым и беззащитным существом, не спрятанным в земляной блиндаж с километровой кровлей, как мертвые нефть и уголь, не имеющим даже шипа для самообороны. Так возникает необходимость всенародного раздумья о лесе, о его гражданстве в отечественной экономике, о пересмотре норм нашего обращения с ним... И почем знать, не займет ли он тогда почетное место среди цветных металлов?» Представьте себе, что вы выступаете с этим обращением по радио. Можете даже записать эту речь на магнитную ленту и затем прослушать, отметив недостатки. Чаще используйте в работе над техникой речи магнитофон, он позволит вам услышать свою речь со стороны, даст возможность внести коррективы в процессе работы. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Раскройте содержание понятия «дикция». 2. Почему дикцию считают основой профессиональной речи? 3. Какую роль в отработке дикции играет артикуляция? Что это такое? 4. Каковы недостатки вашей дикции? 5. Составьте план отработки собственной дикции. 6. По каким основным признакам характеризуются гласные и согласные звуки русской речи? 7. Чем различаются понятия «чистоговорка» и «скороговорка»? Глава 5
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |