Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Система налогов

1. Направления развития системы налогообложения в России  

Реформирование налоговой системы — это ее преобразование, исходя из направлений государственной политики. Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности. Одна из ключевых задач реформы – снятие всех налоговых преград для экономического роста.

В настоящее время одним из препятствий на этом пути является невысокая эффективность государственного управления, вмешательство органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов. Налогообложение в России имеет ярко выраженный фискальный интерес, а роль его регулирующей функции принижена. Именно поэтому необходимо обеспечить приоритет производства над интересами бюджета. «Налоги не должны мешать производству» — отмечал итальянский профессор финансового права Ф. С. Нитти (1868–1953).

В конце 90-х гг. XX в. рамках структурной перестройки российской экономики были определены три приоритетные направления развития и совершенствования системы налогообложения: 1) достижение стабильности и определенности налоговой системы; 2) снижение налогового бремени хозяйствующих субъектов; 3) повышение сбора налогов. По всем этим линиям можно отметить положительные сдвиги и тенденции.

Основные параметры Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.) предусматривают:

  • совершенствование налогового законодательства, в том числе завершение реформирования имущественных налогов, сокращение использования трансфертного ценообразования для уклонения от налогов;
  • преобразование системы налогов. Оно затрагивает: а) изменение порядка исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых в части его дифференциации, введения при разработке новых месторождений "налоговых каникул", применения стимулирующих коэффициентов; б) совершенствование взимания налога на добавленную стоимость и улучшение его администрирования, уменьшение ставки НДС; в) сохранение плоской шкалы налога на доходы физических лиц, постепенное увеличение налоговых вычетов на образование и здравоохранение;
  • улучшение налогового администрирования с одновременным снижением административной нагрузки. Планируется упорядочение проведения камеральных и выездных налоговых проверок, оптимизация процедур регистрации и постановки на учет налогоплательщиков, повышение стабильности и прозрачности налоговой системы в целом.

Основные пути достижения указанных среднесрочных целей:

  • модернизация информационных технологий, используемых налоговыми органами. Ибо ежегодно в стране обрабатывается 85 млн. налоговых деклараций, которые поступают на бумажных носителях (57,3%), дискетах (37,3%), по каналам связи (5,4%);
  • повышение качества услуг, предоставляемых плательщикам. Это достигается и за счет применения новых технологий (считывание шрихкода при сдаче деклараций, электронный документооборот, доступ налогоплательщика к лицевому счету);
  • улучшение контрольной работы налоговой службы. Данное направление увязывается с внедрением в практику контроля системного подхода к анализу финансово - хозяйственной деятельности проверяемых объектов;
  • сближение правил налогового и бухгалтерского учета для того, чтобы обеспечить значительное снижение затрат на формирование налоговой отчетности.

Таким образом, совершенствование налоговой системы в среднесрочной перспективе представляет собой некий компромисс между интересами государства и налогоплательщиков. В ближайшие годы нововведения должны способствовать снижению налогового бремени, росту деловой активности хозяйствующих субъектов, повышению конкурентоспособности, а также упрощению процедур налогового производства и налогового администрирования. Все текущие новации в сфере налогообложения необходимо рассматривать с учетом этих положений.

2. Перечень налогов, взимаемых на территории РФ  

Система налогов — это совокупность налоговых платежей, взимаемых на территории страны. Согласно Налоговому кодексу РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ (далее — региональные); местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России. Это означает, что состав федеральных налогов и сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов определяются на федеральном уровне и только в соответствии с Кодексом.

К федеральным налогам и сборам относятся следующие налоговые платежи:

1. налог на добавленную стоимость (гл. 21 Кодекса);

2. акцизы (гл. 22 Кодекса);

3. налог на доходы физических лиц (гл. 23 Кодекса);

4. налог на прибыль организаций (гл. 25 Кодекса);

5. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 Кодекса);

6. водный налог (гл. 25.2 Кодекса);

7. государственная пошлина (гл. 25.3 Кодекса);

8. налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 Кодекса).

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К региональным налогам и сборам с 1 января 2005 г. относятся три налоговых платежа:

1. транспортный налог (гл. 28 Кодекса);

2. налог на игорный бизнес (гл. 29 Кодекса);

3. налог на имущество организаций (гл. 30 Кодекса).

Во вторую часть Кодекса также введены специальные налоговые режимы:

1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 Кодекса);

2. упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 Кодекса);

3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 Кодекса);

4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 Кодекса).

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам с 1 января 2005 г. относятся:

1. налог на имущество физических лиц;

2. земельный налог (гл. 31 Кодекса).

Сведения о действующих местных налогах должны публиковаться в прессе региональными налоговыми органами не реже одного раза в год, сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях — ежеквартально.

3. Общие сведения о налогах  

Входящие в систему налогов платежи можно условно разделить на группы по субъектам платежа. К ним относятся налоги с физических лиц, налоги с организаций, смежные налоги. Кратко охарактеризуем основные из них, поскольку подробная характеристика будет дана в третьем разделе пособия.

Налоги с физических лиц. Налогообложение только граждан непосредственно касается трех налогов.

Налог на доходы физических лиц взимается по всей территории страны. Построен на резидентском принципе. Объектом налогообложения у налоговых резидентов являются доходы, полученные как в РФ, так и за ее пределами. Основная ставка налога 13%. Повышенные налоговые ставки применяются, например, в отношении доходов, получаемых в РФ нерезидентами (30%), страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения норматива (35%).

Учет налогооблагаемой базы осуществляется кассовым методом. Предусматриваются стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты.

Плательщик может предоставлять в налоговый орган декларацию о совокупном доходе за отчетный год для получения социальных и имущественных льгот.

Налог на наследование или дарение отменен с 1 января 2006 г. Близкие родственники могут наследовать любую собственность, не платя налог на наследование; для остальных наследников взимается НДФЛ по единой ставке 13%. Изменяется также порядок налогообложения имущества, полученного в порядке дарения. Так, могут не платить этот налог члены семьи и близкие родственники (супруги, родители и дети, бабушки, дедушки, внуки, полнородные и неполнородные братья и сёстры). Все остальные граждане, получившие в подарок недвижимость, транспортные средства, акции, доли и паи, будут платить налог в размере 13%.

Налог на имущество физических лиц основывается на территориальном принципе. Налогообложению подлежит недвижимое имущество (дома, квартиры, дачи, гаражи). Налог — пропорциональный, шедулярный. Обязанность исчислить налог возлагается на налоговые органы. Уплата налога производится два раза в год. От налога полностью освобождаются инвалиды, ветераны войны, лица, подвергшиеся радиации, военнослужащие и военные пенсионеры. Налог также не уплачивают пенсионеры, воины-интернационалисты и др.

Налоги с организаций. Основными из них являются налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций.

Налог на прибыль организаций — прямой, пропорциональный и регулирующий налог. Основное предназначение налога на прибыль — обеспечение эффективности инвестиционных процессов, а также юридически обоснованное наращивание капитала хозяйствующих субъектов. Фискальная функция данного налога вторична.

Объектом обложения налогом является валовая прибыль, под которой понимается разница между доходами и расходами организации. Ставка налога 24%, отсутствуют льготы.

Общепринятая форма оплаты налога на прибыль предусматривает квартальные авансовые платежи. Однако организации могут перейти на ежемесячную уплату налога исходя из суммы фактической прибыли, полученной за месяц.

Существуют особенности налогообложения совместной деятельности (простое товарищество), некоммерческих организаций и фондов, банков и страховых фирм, профессиональных участников рынка ценных бумаг, иностранных юридических лиц.

Налог на имущество организаций вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов РФ, которые могут самостоятельно определять ряд элементов налогообложения (порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, налоговые льготы и ставки). Максимальная ставка налога 2,2%.

Налог начисляется на движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Налоговая база устанавливается как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом обложения. Имеются льготы, например, на имущество мобилизационного назначения.

Смежные налоги — налоговые платежи, которые взимаются и с физических лиц, и с юридических лиц. Поскольку в состав налогоплательщиков НДС и акцизов наряду с организациями входят и индивидуальные предприниматели, то эти налоги можно классифицировать как смежные. Наиболее характерными примерами такого рода платежей являются также земельный, транспортный и единый социальный налог.

Налог на добавленную стоимость — косвенный многоступенчатый налог, обложение которым охватывает товарооборот внутреннего рынка и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговых операций. Он играет наиболее существенную роль в составе и косвенных налогов, и доходных источников федерального бюджета.

Для расчета НДС с 1 января 1997 г. в налоговое производство было введено применение счетов-фактур. Установлены достаточно жесткие требования, предъявляемые к оформлению счетов-фактур, для контроля за правильностью исчисления НДС (обязательные реквизиты, количество экземпляров, сроки оформления и доставки).

Объект налогообложения при уплате НДС — выручка от реализации. Ставки налога — стандартная 18%, пониженная (10%) и нулевая ставка. Некоторые товары и услуги освобождены от налогообложения. Имеют льготы по НДС услуги общественного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, услуги по страхованию, благотворительные взносы, банковские операции и другие услуги, работы, товары, определенные Кодексом.

Методика формирования сумм налога такова: НДС для уплаты в бюджет равен НДС от покупателей минус НДС, уплаченный поставщиком. Законодательством установлены определенные условия возмещения из бюджета уплаченных поставщиком сумм НДС.

Существуют отраслевые особенности применения порядка ведения счетов-фактур, а также особенности определения НДС в сфере внешнеэкономической деятельности.

Акцизы — вид косвенных налогов на ограниченный перечень товаров преимущественно массового потребления. В отличие от НДС акцизы уплачиваются один раз производителем подакцизного товара и фактически оплачиваются его потребителем.

Акцизы выполняют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство регулирования спроса и предложения, а также средство ограничения потребления. Наблюдается устойчивая тенденция к росту сумм акцизных поступлений.

Действуют как процентные (адвалорные) ставки акцизов, так и твердые (специфические) ставки. Ставки являются едиными по всей территории РФ.

Особое место занимают акцизы, взимаемые на таможне. Существует особый порядок обложения налогами вывозимых товаров (услуг) в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Транспортный налог — источник формирования региональных бюджетов; порядок его исчисления и уплаты регламентируется гл. 28 Кодекса. Налогоплательщиками являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом обложения.

Объекты налогообложения — самоходные машины и механизмы, воздушные и водные транспортные средства. Порядок определения облагаемой базы зависит от вида транспортного средства.Налоговые ставки устанавливаются законодательством субъектов РФ в рамках ставок, определенных Налоговым кодексом.

Земельный налог — поимущественный налог рентного типа. В соответствии с гл. 31 Кодекса налогоплательщикамиявляются организации и физические лица в случае обладания ими земельными участками. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Для некоторых категорий плательщиков имеются льготы. Ставкиналога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и они не могут превышать пределов, указанных в Кодексе. Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков. Порядок и сроки уплаты устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга).

Объектами налогообложения для налогоплательщиков-работодателей признаются выплаты, начисляемые в пользу работников по всем основаниям; для лиц, занимающихся профессиональной деятельностью, — доходы от указанной деятельности за вычетом расходов, непосредственно связанных с их извлечением.

Налог взимается по регрессивной шкале налогообложения, которая означает: чем выше средняя заработная плата работника, тем меньше производится отчислений в социальные фонды. Таким образом, государство предполагает легализовать заработную плату из «черной кассы». Задача по контролю за правильностью и своевременностью перечисления единого социального налога возлагается на налоговые органы РФ.

Специальные налоговые режимы. Российское законодательство предоставляет возможность использовать отдельным категориям налогоплательщиков не только традиционную систему налогообложения, но и специальные налоговые режимы.

Этими режимами являются упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Сущность указанных систем сводится к замене уплаты налогоплательщиками налога на прибыль организаций (для индивидуальных предпринимателей — налога на доходы физических лиц), НДС и налога на имущество организаций (для индивидуальных предпринимателей — налога на имущество физических лиц) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам деятельности хозяйствующих субъектов за налоговый период. Лица, применяющие указанные налоговые режимы также освобождаются от уплаты единого социального налога, но производят уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В заключение следует отметить, что в качестве источников налоговых платежей, взимаемых в Российской Федерации, может выступать:

  • выручка от реализации продукции (например, НДС, акцизы);
  • себестоимость (земельный налог, транспортный налог);
  • финансовый результат деятельности предприятия (налог на имущество организаций и др.);
  • налогооблагаемая прибыль (налог на прибыль организаций);
  • чистая прибыль (платежи за сверхнормативные потери полезных ископаемых и за загрязнение окружающей среды и др.).
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 5. Основы Российской налоговой системы | Тема 7. Налоговое производство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.