КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема определения понятия права
ТЕМА 3. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ НАУКА В комплексе юридических наук методологические функции в основном осуществляет общая теория права. Поэтому логично в первую очередь определить ее предмет. Вопрос о предмете общей теории права, равно как и любой иной науки, не так прост, как может показаться на первый взгляд. Еще предисловие гегелевской «Философии права» заканчивалось словами: «Понятие предмета не является природным нашим достоянием. Каждый человек обладает пальцами, может получить в свое распоряжение кисть и краски, но это еще не делает его живописцем. Точно так же обстоит дело и с мышлением. Мысль о праве не есть нечто такое, чем каждый обладает непосредственно; лишь правильное мышление есть знание и познание предмета, и наше познание должно быть поэтому научным». Каждый более или менее существенный этап в развитии науки всегда сопряжен с необходимостью возвращения к рассмотрению ее предмета. И это вполне закономерный процесс, поскольку само развитие не только влечет за собой количественное расширение и качественное изменение тех явлений, которые неизбежно включаются в орбиту исследования, но представляет собой все более всестороннее и углубленное проникновение в эти явления, в их связи и отношения. Научное овладение новыми объектами (или их свойствами), более высокий уровень их познания, необходимость системного к ним подхода и анализа во взаимодействии с другими отраслями знания со временем приводит к преобразованию науки. Именно с такой ситуацией мы сталкиваемся в данный исторический период, стремясь определить предмет основной и наиболее сложной, многогранной науки в системе общественных наук и, в частности, правоведения - общей теории права. Единство материального мира обусловливает и единство науки. Поэтому нельзя противопоставлять естественные науки общественным. При этом превращение науки в преобразовательную силу относится не только к естествознанию, но и в не меньшей мере к науке об обществе. Так, чем интенсивнее и шире внедряются в промышленное производство достижения естественных наук, тем с большей необходимостью выявляется объективная потребность в научном определении социальных условий и последствий этого внедрения. Сами же социальные условия развиваются по законам, изучаемым общественными науками. Более того, именно эти науки не только изучают, но и освещают пути преобразования социальной действительности, создающей предпосылки и условия для свободного развития духовной жизни общества, в том числе и для естественнонаучного творчества. 2. Отличие общественных наук от естественных Объективный мир состоит из многочисленных и разнообразных явлений природы и общества. Эти явления в своем движении и развитии подчиняются определенным закономерностям, которые не зависят от сознания и воли людей, но которые могут быть познаны и использованы ими. Практическая деятельность людей по мере своего развития выдвигает перед ними все новые задачи, разрешение которых возможно лишь при изучении и использовании сил природы и общества. Познание объективного мира осуществляется людьми прежде всего через посредство науки, которая на основе исследования реальной действительности формулирует научные законы. Развитие науки, определяясь потребностями обществен-ной практики, нуждами людей, призвано удовлетворять эти потребности, вскрывать закономерности развития бытия, указывать, как эти закономерности целесообразнее всего использовать для того, чтобы достигнуть результатов, к которым стремятся люди в своей практической деятельности. Подлинная наука представляет собой итог, систему знаний об объективном развитии материального мира, о существенных внутренних связях явлений природы и общества. Единство материального мира, как было отмечено выше, обусловливает единство и взаимосвязь различных отраслей науки. Но каждая отрасль изучает определенный круг явлений природы или общества, который и составляет предмет данной отрасли науки. В зависимости от того, относится ли этот круг явлений к развитию природы или к развитию общества, различают науки естественные и науки общественные. Предметом изучения общественных наук являются общественное бытие и общественное сознание. При этом, будучи по своей внутренней сущности единой, наука распадается на множество отраслей знания, различающихся своим специфическим предметом познания. Каждая отрасль общественной науки изучает определенную группу общественных явлений, их необходимые и существенные связи и отношения. Предметом общей теории права, как видно уже из наименования данной отрасли науки, являются правовые явления, закономерности их возникновения и развития, а также объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты, признаки права, их взаимосвязь и взаимодействие, их социальное назначение и отношение к другим явлениям общественной жизни. Общая теория права в тесном сотрудничестве с другими отраслями научного знания формулирует научные законы, понятия и определения правовых явлений, которые позволяют не только познать сущность, содержание и формы права, совершенствовать их служебную роль в общественной жизни, но и использовать право в целях преобразования общества. Право подчиняется в своем развитии общим объективным закономерностям развития общества, изучаемым общей социологией, социальной философией. Вместе с тем, будучи относительно самостоятельным звеном общественной жизни, право имеет свои закономерности, которые оказываются специфическими по отношению к общесоциальным закономерностям и одновременно общими по отношению к тем конкретным закономерностям, которые действуют в пределах отдельных сфер правовой практики (и которые изучаются отраслевыми юридическими науками). В соответствии с этим общая теория права изучает как общие закономерности социальной жизни, определяющие развитие правовых явлений, так и те относительно самостоятельные специфические закономерности, которые вместе с тем являются общими для всех частей правового механизма. Отсюда логически вытекает, что она должна не только опираться на теорию и метод общей социологии, социальной философии, но и разрабатывать на их основе те конкретно-теоретические принципы, равно как и приемы, способы исследования, которые способствуют глубокому воспроизведению целостной картины правовой действительности и обеспечивают познание специфических закономерностей ее развития. Следовательно, общая теория права является по сравнению с общей социологией, социальной философией более конкретной ступенью в познании правовых явлений. Она должна не только проникать в сущность соответствующих правовых явлений, но и вскрывать их особенное, специфическое содержание, формы внутренней организации и внешнего выражения, условия их функционирования, действия, осуществления и т. д. Общая теория права - наука высокого уровня обобщения правовой действительности. И именно поэтому в ее состав входят не только знания, добытые данной наукой, но и в синтезированном виде знания, накопленные многими другими науками, в той или иной мере исследующими различные проявления права. Итак, правовая реальность изучается не только юридическими, но и другими общественными науками. Один и тот же социальный объект оказывается в поле зрения многих отраслей общественного знания, что, однако, не означает совпадения их предметов. Общественные науки изучают, в частности, право на том или ином уровне, в том или ином аспекте, преследуют те или иные цели познания. Правовая система, как и иные сложные социальные феномены, имеет в своем составе разнокачественные компоненты, различные подсистемы и многогранные в структурном и функциональном отношениях образования. В зависимости от того, какие из этих компонентов являются объектами изучения, и составляется соответственно предмет каждой отрасли общественного знания. Из сказанного вытекает бесплодность попыток провести абсолютную разграничительную линию между предметами общественных и, в частности, юридических наук, поскольку сами общественные и правовые явления и процессы органически между собой связаны, взаимодействуют и взаимопроникают в ходе своего развития. Тем более невозможно провести такую линию между предметами юридических наук, изучающими один и тот же объект -право. Однако это утверждение не означает, будто исключается возможность определения специфического предмета той или иной науки. Отграничение предмета одной науки от другой должно идти не только по линии расчленения объектов исследования, но и по аспектам, уровням, целям исследования в случаях совпадения их объектов. Например, природа, общество, человек, право, государство и т. д. являются объектами исследования множества наук, хотя уровень, аспект или цель их исследования в каждой науке особые, характерные для предмета именно данной науки. Даже в пределах единого комплекса юридических наук, изучающих право в различных проявлениях, довольно четко (но не абсолютно) обнаруживается отличие предмета каждой ее отдельной отрасли. Без такого отличия юридическая наука выглядела бы как бесформенное нагромождение разнопорядковых правовых объектов. Общая теория права представляет сложный симбиоз философии, социологии, отраслевых юридических и ряда иных наук. Поэтому определение ее предмета первоначально предполагает выяснение соотношения и взаимодействия с этими науками, что позволит вскрыть общность и различие их назначения и роли в познании права. Начнем с анализа соотношения и взаимодействия философии, социологии и общей теории права (в состав которой входят и социология права, и философия права, что будет обосновано в дальнейшем). Эта задача осложняется тем, что сама философия внутри себя делится на два основных направления, исследующих философию природы (философия естествознания) и философию общества (социальная философия), разделяясь в этих рамках на онтологическое и гносеологическое направления (так называемые исторический материализм и диалектический материализм). Кроме того, от философии уже отпочковались, но органически с ней связаны некоторые науки, развивающиеся относительно самостоятельно (например, этика, эстетика и др.). Эта довольно сложная структура философии предполагает необходимость выяснения как предмета социальной философии, поскольку право является социальным феноменом, так и предмета теории познания, поскольку философия права является гносеологическим направлением общей теории права (что будет обосновано в дальнейшем). Исторический материализм определяется и как распространение диалектики на социальные явления и процессы. Но такое распространение не есть исключительная прерогатива лишь исторического материализма, поскольку при исследовании явлений и процессов, происходящих в обществе, диалектика используется не только материализмом, но - и в не меньшей мере - идеализмом. Необходимо отметить еще два момента. Во-первых, общая теория права включает в себя ряд направлений, которые следует подразделить на основные и неосновные. Отличие первых от вторых состоит в том, что они имманентно присущи предмету данной науки, т. е. их отсутствие означает лишение общей теории права самостоятельности. Что же касается неосновных направлений общей теории права, то они более подвижны, по мере созревания могут выйти из состава данной науки и приобрести самостоятельное существование, составить самостоятельные отрасли правового знания. Так, например, аксиология права, психология права или сравнительное правоведение, ныне развивающиеся в рамках общей теории права, со временем, при соответствующем саморазвитии, достижении определенного уровня и достаточных научных знаний, могут приобрести самостоятельное значение, превратиться в самостоятельные отрасли права. Во-вторых, традиционно общая теория права органически связана с общей теорией государства. И это вполне закономерно, поскольку государство является единственным источником законодательства (как одной из важных форм выражения права) и одним из наиболее мощных средств его реализации.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |