Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее благо как категория права




ТЕМА 8. Юридическая концепция общего блага

Понятие "общего блага" относится к числу фундаментальных идей и принципов всей европейской социальной, политической и правовой культуры. Сам термин "bonum commune" (общее благо), утвердившийся в средние века, встречается впервые у Сенеки, однако данное понятие по существу разрабатывалось уже древне­греческими авторами (Демокрит, Платон, Аристотель и др.), а за­тем Цицероном и римскими юристами. Большое внимание идее общего блага уделяли мыслители средневековья и нового времени (Фома Аквинский, Гроций и др.).

Ряд содержательных положений, сыгравших важную роль в формировании понятия "общее благо", был разработан древнегре­ческими мыслителями, особенно Аристотелем. Так, в своем учении о политике Аристотель отмечал, что политика — наука о высшем благе человека и государства — полиса. Государство (полис) и представ­ленные в нем высшее благо и справедливость являются выраже­ниями политической природы человека и тем самым носят естественноправовой характер.

"Общее благо" у римских авторов (у Цицерона, Сенеки, рим­ских юристов, стоиков), как и "высшее благо" у Аристотеля, коре­нится в естественном праве и является выражением естественно-правовой справедливости. Реальный источник "общего блага" (или "высшего блага") и его естественноправового характера — объек­тивная природа человека, поскольку человек по природе своей — существо политическое (Аристотель), социальное (римские авто­ры).

С позиций естественноправовой трактовки общее благо, госу­дарство и законы — это необходимые формы выражения объек­тивной природы человека как существа социального (политическо­го) и разумного. Здесь социальность, политичность и разумность человека по существу совпадают. Разумно понятая социальность (политичность) человека — это общее благо, государство и законы, соответствующие требованиям естественного права.

Общая социальность (политичность) и разумность людей, лежащая в основе концепции общего блага, предполагает свобо­ду и равенство людей как членов данного социального (и поли­тического) целого, как субъектов этого "общего правопорядка". При этом античная концепция общего блага исходит из деления людей на свободных и несвободных. Несвободные находились вне пределов общего блага членов данной социально-политической общности, граждан государства, субъектов "общего правопоряд­ка" и субъектов права вообще. Христианство как религия свобо­ды сыграла всемирно-историческую роль в преодолении этого коренного порока античной теории и практики и в утверждении всеобщей свободы и равенства людей. Это принципиальное об­стоятельство нашло свое отражение и в соответствующих хри­стианских доктринах естественного права, общего блага, справедливости, государства.

Общее благо — это признание и результат естественноправового равенства индивидуальных благ. Понятие "благо" (индивидуальное и общее) включает в себя, таким образом, различные интересы, притязания, воли различных субъ­ектов (физических и юридических лиц) лишь в той мере, в какой они соответствуют общей правовой норме, отвечают единым крите­риям правовых запретов и дозволений, возможны и допустимы в рамках общего правопорядка. В этом смысле можно сказать, что понятие "благо" — это юридически квалифицированный инте­рес (притязание, воля и т.д.).

Всеобщее правовое начало, представленное в общем благе, — это формальное единство различий, то общее, что объединяет раз­личия, т. е. та всеобщая правовая форма и норма, тот всеобщий масштаб, в которых выражена сама возможность сосуществования этих различий по общей для всех них (и их носителей — субъек­тов) норме равной свободы. Общее благо тем самым — это не отри­цание различий интересов, притязаний, воль, целей и т. д. отдель­ных субъектов, а общее условие их возможности. Право не подчи­няет себе жизнь, не унифицирует разные интересы, не уничтожает свободу воли отдельных субъектов и т. д., а лишь представляет и выражает необходимый порядок (нормы, формы, масштабы, инсти­туты, процедуры) для равного, одинаково свободного для всех внеш­него проявления этих различий.

Чтобы ча­стные воли были свободны, нужна общая норма о равных усло­виях их свободы, — в этом по существу и состоит смысл так называемой "общей воли", если ее понимать с позиций концеп­ции общего блага. В данной концепции выражено то принципи­альное обстоятельство, что право — это минимально необходи­мое всеобщее нормативное условие для максимально возмож­ной свободы.

Общее благо выражает объективно необходимые всеобщие ус­ловия для возможного совместного бытия и согласованного сосуще­ствования всех членов данного сообщества в качестве свободных и равных субъектов и тем самым одновременно — всеобщие условия для выражения и защиты блага каждого. В данной концепции об­щее благо не отделено и не противопоставлено благу каждого. Но­сителями общего блага являются сами члены данного сообщества (каждый в отдельности и все вместе), а не те или иные институты (общество, государство, союзы и т. д.) в качестве неких автономных и независимых субъектов, отчужденных от членов этого сообщест­ва и господствующих над ними.

Естественноправовая концепция общего блага оказала существенное влияние также на становление и развитие международного пра­вопорядка и мирового сообщества государств — вплоть до совре­менных идей и реалий государственно-правовой интеграции. Пока­зательны в этой связи интеграционные процессы в Европе на базе идей общего блага.

В целом можно сказать, что общее благо — это основа, смысл и парадигма правового типа организации социально-политическо­го сообщества людей как свободных и равноправных субъектов. Исторический опыт и теория свидетельствуют, что только такой тип ор­ганизации сообщества людей и согласования интересов сообщества и его членов, целого и части, частного и публичного, индивидов и власти совместим со свободами и правами людей, с признанием достоинст­ва и ценности человеческой личности.

Все остальные (неправовые) типы организации жизни людей по сути своей основаны на несвободе и бесправии людей, на наси­лии и произволе. Право и есть принцип и порядок человеческого блага — индивидуального и общего.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.