Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия как методология психологического тренинга




НЕМНОГО О ПРАКТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ТРЕНИНГА

· Философия как методология психологического тренинга

· Психотехническая мифология и тренинг

· Активное добывание субъективной истины

Исследователи самых различных отраслей прикладной науки не единожды декларировали необходимость и неизбежность работы в рамках определенной философской парадигмы. Любой практик – хочет он этого или не хочет – осуществляет свою деятельность под крылом парящей в небесах методологии, выше которой только стратосфера всеобъемлющей философии. Но под какими созвездиями ходишь, на тех и строишь свою астрологию. Можно кичливо утверждать независимость своей практической работы от имеющихся философских и методологических концепций, но это означает, на наш взгляд, три реальных возможности: такой практик либо дремуче невежественен (что позволяет поставить под сомнение эффективность его деятельности); либо он просто не осознает основополагающих принципов своей профессиональной активности (что провоцирует вопрос о его собственном уровне самосознания); либо он сумел выработать собственную мировоззренческую и философскую систему (что вызывает искреннее восхищение).

К сожалению, третий вариант, по-видимому, маловероятен.

Ведущий тренинга должен все-таки осознавать, кто дышит ему в затылок – Фрейд, Роджерс, Бэндлер с Гриндером или Мясищев. Недооценивать значение четко сформулированных положений, лежащих в основе практической психологической работы, – большое заблуждение. Размытость фундамента фактически гарантирует неустойчивость и разрушение выстроенного здания.

Что касается содержания этой книги, то в ее основе идеи гуманистической психологии, определенным образом соотнесенные с психотехнологическим инструментарием других направлении. Поэтому и выше и ниже речь идет в основном о тренингах. проводимых именно в рамках гуманистической парадигмы.

У нас нет ни малейшего желания склонить уважаемого читателя к собственной вере, но хочется призвать: веруй хоть во что-нибудь и знай, во что веруешь!

Философским кредо психологического тренинга можно считать слова: "Истину нельзя вызубрить, истину надо выстрадать". Разумеется, совсем не обязательно пропускать участников группы через девять кругов Дантова ада. чтобы такое "хождение по мукам" привело их к осознанию некой истины. Впрочем, заметим, что есть ведущие, строящие тренинговую работу как действия но преодолению участниками самых разнообразных и порою очень трудных препятствий – как физических, так и психологических. Такими препятствиями могут стать: отсутствие сна в течение нескольких суток, необходимость участвовать в работе обнаженными, проведение тренинга в непролазных лесных дебрях пли в горах, длительное ношение повязки на глазах, нарочито оскорбительные высказывания ведущего, постановка в ситуацию сложного нравственного выбора, специальные психологические техники, провоцирующие сильные отрицательные эмоции, и так далее.

Применение каждого из подобных приемов имеет свое основание. Оно хорошо осмыслено и, вероятно, оправдано для достижения целей, стоящих перед группой и ведущим. Однако мы не будем касаться анализа и разбора тренингов такого типа – они достаточно экстравагантны и, как правило, не слишком распространены. Можно, пожалуй, сказать, что большинство психологов-тренеров придерживаются более традиционных способов ведения групп.

Психотехническая мифология и тренинг

Любому ведущему следует не только помнить об основополагающих принципах своей психолого-философской концепции, но и учитывать силу "психотехнического мифа", о котором говорили, в частности, такие специалисты по тренингам, как Н. В. Цзен и Б. М. Мастеров. Миф – это одни из важнейших элементов методологии психотехники. Что же такое психотехнический миф? Это картина мира данного человека или группы людей, в которой возможно то или иное психологическое событие. Такая мифологическая картина может соответствовать научным канонам, а может противоречить им – это не имеет значения. Важно только, чтобы действия, основанные на этом мифе, в каком-то конкретном случае были эффективными. Если манипуляции современной колдуньи, "снимающей порчу", обеспечивают ваше выздоровление, значит, в нашей мифологической картине мира этому психологическому событию есть место. "Мифологемы" нашего бессознательного приводят к нужному результату.

"Мифы и построенные на их основе картины мира выполняют одну и ту же функцию: служат нам для ориентации во внешнем и внутреннем мире, структурируют внешний и внутренний опыт, позволяют действовать и что-то менять во внешнем и внутреннем мире" (Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров, 1995. с. 280).

Для ведущего тренинга понятие о мифах нужно не просто для широты взгляда на мир. а для того, чтобы применять четыре главных принципа "конструирования" и "выполнения" психотехнических упражнений в группе (Б. М. Мастеров):

1. Чтобы что-то произошло внутри человека, нам нужно задать миф, или систему мифов, фрагмент картины мира.

2. Процедура, предлагаемая участникам, должна соответствовать их мифологической картине мира, и тогда она сможет что-то изменять в этой картине.

3. Задаваемые ведущим мифы должны опираться на уже существующие в головах участников группы картины мира.

4. "Конструируя" психотехнику, ведущий должен думать: о содержании провоцируемого ею опыта и его функции в динамике группового процесса (внутри- и межличностной). Соответственно и "миф", и процедура должны задаваться в двух планах – содержательном и динамическом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.