КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекций по микроэкономике 1 страница
1.6. 1.3. 1.2.
4. Отделка нитей: 4.1. Промывка; 4.2. Сушка; 4.3. Крутка; 4.4. Термическая обработка для закрепления крутки; 4.5. Отбеливание (по необходимости); 4.6. Крашение химических нитей производится в массе. Это означает, что краситель засыпается в прядильный раствор и при формовании получают цветные нити. 4.7. Матирование получение матовых волокон (без блеска). Для этого в прядильный раствор засыпают мельчайший порошок двуокиси титана.
1.4. Вискозное волокно: сырьём для производства вискозы служит древесная целлюлоза, чаще хвойных пород).
1. Получение и предварительная обработка сырья: на целлюлозно-бумажных комбинатах древесину измельчают до щепы и отваривают в щелочном растворе. В результате получается серая целлюлозная масса, которая отбеливается и прессуется в листы картона. 2. Получение прядильного раствора: 2.1. Подготовка целлюлозы (сортировка листов картона); 2.2. Мерсеризация (обработка щёлочью, получается щелочная целлюлоза (алкалцеллюлоза);
2.4. Предсозревание (выдерживание в течение 12-30 часов при температуре 20-25 градусов. В процессе предсозревания щелочная целлюлоза окисляется кислородом воздуха, происходит укорачивание молекул целлюлозы. 2.5. Ксантогенирование ( обработка сероуглеродом, получают ксантогенат целлюлозы); 2.6. Растворение ксантогената в щёлочи – получают вязкий прядильный раствор – вискозу. 2.7. Созревание: (фильтрация, обезвоздушивание в течение 25-30 часов, при температуре 16 градусов, для придания способности свёртываться и формоваться в нити). 3. Формуется вискоза мокрым способом. Химический состав: почти 100% целлюлоза (гидратцеллюлоза). Свойства вискозы: Геометрические: длина и толщина – произвольные; Механические:
Физико-химические: Гигроскопичность – 11%; Теплопроводность – высокая; Светостойкость: с блеском – высокая, пропускают УФЛ; матовые – низкая; Теплостойкость – 120 градусов; Водостойкость – снижение прочности на 50-60%; Хемостойкость – аналогична хлопку; Горение – аналогично хлопку, но быстрее.
1.5. Ацетатное волокно (сырьём служит хлопковая целлюлоза).
Химический состав: Химически связанная целлюлоза (уксусный эфир целлюлозы). Свойства ацетатного волокна: Геометрические – длина и толщина произвольные; Механические:
Физико-химические: Гигроскопичность – 6-8%; Теплопроводность – высокая; Светостойкость – пропускает УФЛ; Теплостойкость – 140 градусов; Водостойкость – снижение прочности на 30%; Хемостойкость – растворяется в спирте и ацетоне; Горение: Сгорает быстро, остаётся светящийся уголёк, отходит белый дымок, ощущается кислый запах. На конце нити небольшое оплавление. Короткие отрезки химических нитей – называются штапельными волокнами. Ткани полученные из штапельной пряжи, также называются штапельными.Это ткани фактически имеющие химическую основу, имитируют натуральные ткани – хлопчатобумажные, шерстяные. 1.7. При получении стеклянных волокон шарики силикатного стекла расплавляются в электропечах при температуре 1370-1600 градусов. Струйки расплавленного стекла, вытекающие из отверстий фильеры, быстро вытягиваются. Формование стеклянных волокон идет со скоростью 2600 м/мин. При охлаждении на воздухе образуются тончайшие стеклянные нити (1—20 мкм) монолитные или полые, по внешнему виду напоминающие искусственный шелк. Волокна обладают высокой прочностью термоустойчивостью (размягчение наступает при температуре 500—815°С, плавление при 1200—1600°С), светопроводимостью, электротеплозвукоизоляционными свойствами, исключительной химической стойкостью. Растворяются волокна только в плавиковой кислоте. Стеклонити — хрупкие, жесткие, неустойчивые к многократному изгибу, их разрывное удлинение равно 1,5—2%, гигроскопичность (за счет замасливателя) — 0,1-0,3 %. Стеклянные волокна применяются для технических целей и производства декоративных тканей. Выпускаются одноцветные стеклоткани и с печатными рисунками. Наиболее широкое применение в технике имеют кварцевые стеклонити. Металлические нити вырабатываются путем постепенного вытягивания (волочения) проволоки из меди и ее сплавов или путем нарезания плоской алюминиевой ленты (фольги). Для придания стойкого блеска на поверхность нитей наносится тончайший слой золота или серебра. Некоторые нити покрыты цветными пигментами и тонкой защитной синтетической пленкой. Основные виды металлических нитей: волока — округлая металлическая нить; плющенка — плоская нить в виде ленточки; канитель — волока или плющенка в виде спирали; мишура — крученая нить из волоки или плющенки; прядево — хлопчатобумажная или шелковая нить, скрученная с плющенкой; алюнит (люрекс) — плоская алюминиевая нить, серебристая или с разноцветными покрытиями из полиэфирной пленки. Для увеличения прочности алюнит может скручиваться с одной или с двумя тонкими синтетическими нитями. Металлические нити применяются для изготовления погон и знаков отличия, золотошвейных изделий, блестящей вечерней ткани — парчи, а также для декоративной отделки нарядных тканей.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Часть I. Введение в микроэкономику
Лекция 1. Что такое равновесие? Лекция 2. Спрос Лекция 3. Предложение Лекция 4. Конкуренция и монополия Лекция 5. Индивидуальный и рыночный спрос Лекция 6. Индивидуальное и рыночное предложение Лекция 7. Эластичность спроса и предложения Лекция 8. Заменяемость и дополняемость Лекция 9. Стабильность равновесия Лекция 10. Регулирование рынка
Часть II. Теория потребления и спроса
Лекция 11. Свобода выбора, суверенитет и рациональность потребителя Лекция 12. Количественная полезность и спрос Лекция 13. Порядковая полезность и спрос Лекция 14. Равновесие потребителя Лекция 15. Реакция потребителя на изменение дохода и цен Лекция 16. Эффект замены и эффект дохода Лекция 17. Излишек потребителей Лекция 18. Потребительский выбор во времени Лекция 19. Уровень жизни и его измерение Лекция 20. Дифференциация доходов
Часть III. Теория производства и предложения
Лекция 21. Производство и обмен Лекция 22. Теория производства Лекция 23. Затраты Лекция 24. Фирма и рынок Лекция 25. Совершенная конкуренция Лекция 26. Монополия Лекция 27. Ценовая дискриминация Лекция 28. Монополистическая конкуренция Лекция 29. Олигополия Лекция 30. Государство и рыночные стрктуры
Часть IV. Рынки факторов производства
Лекция 31. Факторы производства Лекция 32. От чего зависит спрос на ресурсы Лекция 33. Структура рынка ресурса: двусторонняя конкуренция, монополия Лекция 34. Структура рынка ресурса Лекция 35. Рынок труда Лекция 36. Экономическая рента Лекция 37. Рынок заемных средств Лекция 38. Капитализация Лекция 39. Функциональное распределение дохода Лекция 40. Теория прибыли
Часть V. Теория общественного благосостояния
Лекция 41. Теория общего равновесия Лекция 42. Общественное благосостояние и экономическая эффективность Лекция 43. Эффективность и справедливость Лекция 44. Перераспределение дохода Лекция 45. Внешние эффекты Лекция 46. Общественные блага Лекция 47. Общественный выбор Лекция 48. Монопольная власть Лекция 49. Асимметрия информации Лекция 50. Провалы государства
ВВЕДЕНИЕ
Чему учит экономическая теория? Делать деньги? Или тратить их? Скорее всего - нет.
Чтобы научиться этому, - если этому вообще можно научиться, - следует отправиться в одну из многочисленных сегодня школ бизнеса или менеджмента или на курсы домоводства.
Хотя... ведь греческое слово oikonomia в буквальном переводе как раз и значит "искусство ведения домашнего хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя новой науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города (греч. poliz, отсюда - политическая экономия), но и в пределах крупного региона, страны, всего мира. Оно организовано не только по территориальному, но и по производственному признаку - в рамках предприятий, отраслей, фирм, корпораций, некоторые из которых являются многонациональными и влияют на жизнь людей разных континентов.
Мы не будем давать строгого определения экономики как науки, да это и не так просто. Говорят, что экономика - это то, чем занимаются экономисты, а иногда, что экономисты - это те, кто занимается экономикой. Будет лучше, если мы просто расскажем об основных задачах, которые приходится решать экономистам.
Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности. Ограничено время, которое он может уделить тому или иному занятию. Ограничены средства, которые он мог бы использовать для достижения желанной цели. А ведь мир так богат и разнообразен.
И не только отдельный человек, все общество, даже если рассматривать его в планетарном масштабе, ограничено в своем стремлении к свободе, счастью, благополучию. И хотя за века и тысячелетия своей истории люди существенно раздвинули рамки этих ограничений, но и сегодня, как в любой другой момент времени в прошлом или будущем, ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния.
Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Если бы ресурсы не были ограничены, не было бы необходимости заботиться о наилучшем, оптимальном их распределении между различными целями, не было бы нужды экономить ресурсы, повышать эффективность их использования, устанавливать какие-либо принципы распределения потребительских товаров и услуг. И нам ничего не стоило бы воплотить в жизнь лозунг-мечту: "каждому - по потребностям".
Заметим, что не все блага являются ограниченными, некоторые из них не ограничены и "распределяются" посредством простого присвоения, как например атмосферный воздух.
Такие блага называются свободными в отличие от ограниченных благ, называемых экономическими. Ближайшим следствием ограниченности ресурсов является конкуренция за их использование. Это еще не конкуренция между отдельными людьми. Это конкуренция между альтернативными целям использования ресурсов. Ведь почти все ресурсы могут использоваться для удовлетворения самых разнообразных нужд.
Например, нефть служит сырьем для получения котельного, дизельного, реактивного топлива. В результате ее вторичной переработки можно получить исходные вещества для производства синтетических волокон, пластмасс, красителей, моющих средств и многого другого. Но и это не все. Валютная выручка от экспорта нефти и продуктов нефтепереработки может быть использована для закупок продовольствия, медикаментов, других потребительских товаров, оборудования для легкой, пищевой, химической промышленности, новейшей техники и технологии. И все эти альтернативные цели конкурируют за использование всегда ограниченного, а в последние годы и сокращающегося объема добываемой в стране сырой нефти. Увеличив экспорт нефти, мы должны будем сократить поставки топлива для сельскохозяйственной техники, что отрицательно скажется на объеме сельхозпродукции. Но, быть может, выручка от ее экспорта позволит импортировать продовольствие в объеме, перекрывающем потери от снижения урожая, или, закупив нефтебуровое оборудование, на будущий год увеличить добычу нефти и, значит, поставки топлива сельскому хозяйству.
Иначе говоря, перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.
Экономисты исходят в своих рассуждениях из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение - это поведение, направленное на достижение максимума результатов при имеющихся ограничениях. Обычно предполагается, что индивиды максимизируют удовлетворение своих потребностей, или полезность, предприятия - прибыль, тогда как государство должно максимизировать нечто, называемое общественным благосостоянием.
Не нужно думать, что рациональное поведение - это непременно правильное поведение, скажем питание в строгом соответствии с физиологическими нормами, занятия утренней гимнастикой, отсутствие вредных привычек и т. п. Понять, что подразумевается под рациональным поведением, вам могут помочь слова героя повести Ф. М. Достоевского "Записки из подполья": "И с чего взяли все эти мудрецы, что человеку нужно какого-то нормального, какого-то добродетельного хотения? С чего это вообразили они, что человеку надо непременно благоразумно выгодного хотения? Человеку надо одного - только самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность ни стоила и к чему бы ни привела". С этой точки зрения одинаково рациональным будет признано поведение и заядлого курильщика, и чревоугодника (хотя и то и другое заведомо вредно), и вполне добропорядочного человека, все свое поведение подчинившего заботе о сохранении здоровья.
Экономисты не претендуют на определение целей, которые должны ставить перед собой отдельные люди или общество, оставляя заботу об этом религиозным мыслителям, социальным реформаторам и политикам. Их интересует лишь то, как люди реализуют свои "самостоятельные хотения", или субъективно понимаемые интересы, в мире ограниченных возможностей и что из этого может получиться.
В процессе выбора, навязанного нам ограниченностью наличных ресурсов, люди, как считают экономисты, сталкиваются с необходимостью решения трех фундаментальных задач: что, т. е. какие товары и услуги и в каком количестве производить? как, т. е. с помощью каких ограниченных ресурсов и технологических способов, производить нужные людям блага? для кого производить эти ограниченные жизненные блага?
При обсуждении этих и других, связанных с ними задач экономисты широко пользуются разного рода моделями, хотя и упрощающими реальную действительность, но позволяющими тем не менее в компактной форме получать и демонстрировать определенные содержательные результаты.
Попробуем и мы с помощью простейшей модели сформулировать основную экономическую проблему "что, как и для кого производить". Предположим, что жители какой-то гипотетической страны, скажем Швамбрании, могут использовать свои природные и людские ресурсы для производства средств производства и предметов потребления. Построим график производственных возможностей Швамбрании (рис. 1).
По оси абсцисс будем откладывать количество предметов потребления (X), по оси ординат - количество средств производства (Y). Кривая АВСD, называемая границей производственных возможностей, характеризует максимально возможные объемы производства средств производства и предметов потребления при полном использовании всех имеющихся ресурсов.
Значит, каждая точка на этой кривой представляет определенную комбинацию товаров этих двух видов. Например, точка В представляет комбинацию ХB единиц предметов потребления и YB единиц средств производства. Рис. 1 позволяет нам составить более четкое представление о трех взаимосвязанных понятиях ограниченности ресурсов, выборе и затратах как они понимаются в экономике.
Возьмем точку F внутри области производственных возможностей. Очевидно, что она представляет такую комбинацию средств производства и предметов потребления, которая существенно меньше, чем могло бы производиться при полном и эффективном использовании всех ресурсов. Выбрав такую точку, мы смирились бы либо с наличием неиспользуемых ресурсов (например, с безработицей), либо с низкой эффективностью их использования (например, с большими потерями, в том числе и рабочего времени).
Наоборот, точка Е характеризует такой выпуск продукции, который недостижим при полном использовании наличных производственных ресурсов и существующей сегодня технологии. Таким образом, кривая АВСD, т. е. граница области производственных возможностей, характеризует одновременно и возможный, и желательный выпуск продукции. Именно из точек, лежащих на этой кривой и представляющих различные возможные сочетания выпуска средств производства и предметов потребления, мы и должны (в силу гипотезы о рациональном поведении) выбрать ту, которая для нас наиболее предпочтительна.
Сравним точки В и С. Выбрав точку В, мы предпочтем производство меньшего количества предметов потребления (XB) и большего количества средств производства (YB),чем выбрав точку С (XC, YC). Точнее, при переходе из точки В к точке С мы получим дополнительно DХ = ОXC - ОXB в единиц предметов потребления, пожертвовав для этого АY = ОYB - ОYC единиц средств производства. Экономисты называют количество одного товара, которое необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара на единицу, альтернативными затратами, или затратами упущенных возможностей (орроrtunity cot). Заметим, что экономист определяет альтернативные затраты как потери других, альтернативных товаров и услуг, которые могли бы быть произведены с помощью тех же производственных ресурсов, тогда как бухгалтер регистрирует в качестве затрат расход самих ресурсов, точнее, их стоимость.
Посмотрим внимательнее на форму кривой АВСD. Она выпукла вправо вверх (вогнута к началу координат). Это связано с тем, что одни ресурсы могут использоваться более производительно при производстве предметов потребления, другие - средств производства. Двигаясь по границе производственных возможностей вправо вниз и изменяя таким образом структуру производства в пользу увеличения выпуска предметов потребления, нам придется вовлекать в производство все в большей мере сравнительно малоэффективные для производства предметов потребления ресурсы. Поэтому каждая дополнительная единица выпуска предметов потребления будет требовать все большего сокращения производства средств производства. По мере приближения к любой из осей координат наклон кривой (к данной оси) будет увеличиваться, а значит, будут расти и альтернативные затраты. Может ли общество выйти за границу своих производственных возможностей, точнее, сдвинуть ее верх и вправо? Конечно, может. Либо за счет технических и экономических нововведений, либо за счет увеличения производственных ресурсов (открытие новых месторождений полезных ископаемых, вовлечение в производственную деятельность ранее не работавших, включая эмигрантов, строительство новых предприятий и т. д.). Если новая техника, новые технологические процессы будут внедряться одновременно и равномерно во всех отраслях, то граница производственных возможностей АD на рис. 2 сдвинется в положение линии A1D1, возможности выпуска и средств производства, и предметов потребления при тех же ресурсах увеличатся примерно в равной степени. И точка Е, лежащая вне прежних границ области производственных возможностей ОАD, окажется теперь вполне достижимой.
Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях. производящих средства производства, увеличение области производственных возможностей будет скошенным вправо, как показано на рис. 3.
Выйти на более высокую границу производственных возможностей можно и за счет увеличения накопления, увеличения физического капитала общества (строительства новых заводов и фабрик). Такой переход может оказаться связанным с сокращением текущего потребления. Посмотрите на рис. 4. Общество первоначально находится в точке С на кривой АD. Чтобы выйти на более высокую кривую А1D1, ему нужно создать новые производственные мощности. Для этого сначала ему потребуется перейти из положения С в положение В, т. е. сократить производство предметов потребления, а значит, и само потребление с ХС до XB, направив высвобождающиеся ресурсы на увеличение выпуска средств производства с YC до YB. Введя эти новые средства производства в эксплуатацию, общество сможет перейти на более высокую границу производственных возможностей А1D1 и выбрать на ней положение Е, при котором обеспечивается больший объем производства и средств производства и предметов потребления по сравнению с положениями В и С. Заметьте, что ХЕ - объем производства предметов потребления в точке E - превышает весь возможный объем их производства даже при 100% использовании на эти цели всех ресурсов, которыми общество располагало до индустриализации, т. е. при границе производственных возможностей AD (точка XE лежит правее D). Значит, жители Швамбрании пожертвовали своим сегодняшним благосостоянием во имя благосостояния будущих поколений. Заметьте, что, осуществив первоначальное накопление, или индустриализацию, они могли бы двинуться из точки В не в точку Е, а в точку G, т. е. продолжить накопление капитала в ущерб текущему потреблению. Производство, таким образом, начинает работать само на себя, забыв о нуждах и потребностях людей.
Поэтому весьма важно, кто и каким способом осуществляет выбор определенного положения на одной и той же границе производственных возможностей (В или С на рис. 1, G или Е на рис. 4). Ведь этот выбор в конечном счете и предопределяет распределение ресурсов между конкурирующими, или альтернативными, целями.
Человечество в своем развитии выработало несколько способов упорядоченного распределения ограниченных ресурсов и результатов производства между конкурирующими целями. Эти способы могут быть сведены в три основные группы:
Эта классификация в известной мере условна. В действительности регулирование конкуренции осуществляется с использованием различных методов. При этом, например, командно-административные методы могут сочетаться с использованием системы цен, играющей, конечно, более важную роль в рыночном механизме, а также учитывать сложившиеся в данном обществе традиции и обычаи и даже влиять на их формирование и изменение. Тем не менее в различных обществах или в одном обществе, но на разных стадиях его развития тот или иной способ разрешения конкуренции и осуществления выбора оказывается явно преобладающим.
Людей никогда не покидала мысль о желательности так или иначе покончить с конкуренцией. Но для этого необходимо преодолеть ограниченность ресурсов, либо сократив потребности до уровня возможностей общества, либо развив эти возможности до уровня потребностей. Многие религиозные мыслители, философы проповедовали необходимость ограничения потребностей до некоторого разумного уровня простого, живущего в естественных условиях человека. Другие, наоборот, связывали будущее с высочайшей степенью развития производительных сил, в результате которого сам собою осуществится принцип "каждому по потребностям".
Рыночный механизм не претендует на то, чтобы полностью преодолеть ограниченность ресурсов, но он может по-своему ослабить, смягчить эту ограниченность. С одной стороны, рыночный механизм стимулирует эффективность использования наличных ресурсов. И страны с развитой рыночной экономикой лидируют сегодня в научно-техническом прогрессе и уровне жизни населения. С другой же стороны, рыночный механизм возлагает бремя ограничения потребностей на каждого отдельного человека, причем не посредством установления какого-то разумного их уровня, а путем "преобразования" потребностей в платежеспособный спрос. Это может нравиться или не нравиться, но рынок ориентирован не на удовлетворение потребностей потребителей, а на удовлетворение спроса покупателей. Таким образом, абсолютная "самостоятельность хотения" автоматически ограничивается.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |