Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура органов местного самоуправления




 

Органы местного самоуправления составляют один из значительных элементов государственной организации современных стран. Представительные органы (советы, собрания представителей, депутатов) на низовом и среднем уровнях избираются на срок от двух до шести лет. Низовой уровень представляют компактные городские и сельские об­щины. Основными критериями для получения статуса муниципально­го образования являются численность населения, историческая значи­мость, общий уровень развития, наличие экономических предпосылок и т. д.

Крупные города имеют двухуровневую систему местного самоуправления: общегородскую и окружную (районную) - Париж, Брюс­сель и др. Отдельные города имеют двойной статус: субъекта федера­ции и муниципального образования (Берлин, Бремен, Гамбург в ФРГ, Вена в Австрии).

Критерии разграничения городских и сельских муниципальных образований по численности населения весьма относительны. В различ­ных странах они находятся в диапазоне от 500 до 2000 человек. Часто на одном уровне находятся «карликовые общины» и общины, которые по числу жителей могут претендовать на более высокий статус.

Представительные органы местного самоуправления выступают ядром муниципального образования. В Великобритании, ФРГ, Фран­ции, США и ряде других стран они называются графскими, городски­ми, окружными, муниципальными, коммунальными советами.

Во Франции в состав муниципального совета входит от 9 (мини­мум для коммун, имеющих 100 жителей) до 69 членов (минимум для коммун с населением свыше 300 000 человек). Для Парижа, Марселя и Лиона сделано исключение, численность муниципальных советов соответственно составляет 163, 101 и 73 члена. /52/

В Австрии численность муниципального совета колеблется от 9 до 45 членов. Советы 15 крупнейших муниципалитетов страны насчиты­вают до 61 члена. Совет Вены состоит из 100 человек. В Бельгии чис­ленность муниципальных советов колеблется от 5 до 55 членов, в Ита­лии - от 15 до 80, в Голландии - от 7 до 45, в Норвегии - от 13 до 85. /52/

 

В ФРГ число общинных советников устанавливается до 80. В Ан­глии в состав приходских советов входит от 5 до 21 человека. Круп­нейшие городские советы имеют более 150 членов. Такое представи­тельство свидетельствует о создании условий для вхождения в советы представителей различных общественных слоев.

В США в отличие от Великобритании численный состав муниципальных советов определяется вне всякой связи с требованиями и воз­можностями отображения социальной структуры общества. Средняя численность городских советов в США пять-семь членов. Характерно, что даже в крупных городах, население которых превышает 500 000 че­ловек, средний состав совета - 13 человек, наиболее распространены советы из 9 выборных. Муниципальные советы графств, как правило, насчитывают три или пять членов, иногда встречаются советы из девя­ти и совсем редко из 30, 50 и более человек. Население крупнейшего графства Лос-Анджелес в Калифорнии (примерно 6,5 млн жителей) представлено советом из пяти выборных. Крупнейший в США город­ской совет - чикагский, состоит из 50, а муниципальный совет Нью-Йорка из 35 человек. /10/

Прямая зависимость между сокращением числа выборных и повышением роли исполнительного аппарата очевидна. В былые времена численность муниципальных советов в США была значительно боль­шей - в отдельных случаях советы насчитывали свыше 200 человек.

Традиционными формами работы представительных органов мест­ного самоуправления являются сессии. В муниципальных образовани­ях низшего звена сессии, как правило, проводятся ежемесячно, средне­го звена - раз в три месяца. Имеет место практика проведения внеоче­редных сессий. Они могут созываться по инициативе соответствующей государственной администрации, определенного числа советников - членов представительного органа или главы исполнительного органа. /52/

Широко распространена практика образования представительны­ми органами постоянных и временных отраслевых, функциональных или территориальных комиссий (комитетов, рабочих групп, советни­ков). Существующая практика свидетельствует о довольно широком функциональном предназначении комиссий. В странах, где преоблада­ет континентальная (французская) модель самоуправления, основны­ми функциями комиссий являются подготовительная и контрольная. В некоторых странах, где распространены англосаксонская или сме­шанная модели местного самоуправления, комиссии могут наделяться и распорядительными функциями.

Д. Гарнер достоинством британской системы считает наличие у комитетов возможности руководства многими направлениями муниципальной деятельности. Комитеты фактически играют роль исполнительных органов, которым совет делегирует многие свои полномочия. /19/

Двойственное положение комитетов, совмещающих представи­тельные начала с исполнительной деятельностью, создает возможность смягчить обычное противостояние представительных органов и испол­нительного звена местного самоуправления.

Современная тенденция смещения центров принятия решений от представительных органов к их административному аппарату в рав­ной степени характерна для всех моделей организации местного само­управления.

Фактическое положение каждого из муниципальных органов определяется прежде всего его компетенцией, а также функциональной связью выборных коллегий и исполнительных органов.

В ФРГ, исходя из особенностей строения исполнительного аппара­та и взаимоотношений исполнительных органов с представительны­ми, можно выделить следующие типы муниципальной организации, применяемые в разных землях: совет - обербургомистр (бургомистр); совет - магистрат (коллегиальный исполнительный орган); совет - общинный директор - комитет по управлению; собрание жителей об­щины. Следует отметить, что тенденция к усилению бюрократического начала свойственна в той или иной мере всем названным формам. Хотя в законодательстве о местном самоуправлении декларируется ведущая роль общинных советов, на деле ключевые позиции переходят к ком­мунальной бюрократии. Свидетельством этого являются многочислен­ные примеры фактического отстранения советов от решения наиболее важных вопросов. Они лишены возможности самостоятельного назна­чения на должности - в подавляющем большинстве случаев назначе­ния могут осуществляться по согласованию с бургомистром. На прак­тике советы большей частью вовсе не участвуют в решении вопроса

О должностных назначениях, отдавая его на откуп бургомистрам и общинным директорам. Ограничены права советов в бюджетной сфере, они не имеют эффективных средств для осуществления контроля за деятельностью исполнительных органов.

Усиление роли бургомистра как главы муниципального аппарата заметно во всех сферах коммунальной деятельности. Как правило, бургомистры одновременно являются председателями советов, обладают пра­вом опротестования решений совета и в связи с этим - приостановления их исполнения. Бургомистр является распорядителем финансов, к его исключительному ведению относятся вопросы, делегируемые общине аппаратом земель. Доминирующее положение бургомистра объясняет­ся также и тем, что он - не только высшее должностное лицо местных органов управления, но и представитель центральной администрации земель. Именно поэтому совет избирается на меньший период времени, чем бургомистр. Такой вариант преемственности обеспечивает стабиль­ность проведения политики органов управления земель и федерации.

В модели «совет - обербургомистр (бургомистр)» можно увидеть значительное сходство с американской формой «сильный мэр - сла­бый совет». Необходимо отметить, что в ФРГ в отличие от США фак­тически изжита система типа «сильный совет - слабый бургомистр». При сохранении ряда внешних признаков (например, избрание не на­селением, а советом), фактическое его положение не менее весомо, чем в случаях избрания непосредственно населением.

Принижена роль совета и в модели «совет - магистрат». Магистрат - коллегиальный исполнительный орган, избираемый коммунальным представительством из своей среды, состоит из бургомистра, штатных советников и советников на общественных началах. Бургомистр и штат­ные советники избираются на срок шесть лет, т. е. на срок, в 1,5 раза превышающий время полномочий представительного органа и чле­нов магистрата на общественных началах. О реальных возможностях исполнительного звена в этом муниципальном механизме свидетель­ствует наличие у магистрата права опротестования решений собрания депутатов, а у бургомистра - возможности делегировать полномочия совета магистрату.

Тип муниципальной администрации: «совет - директор - комитет по управлению» для ФРГ является относительно новым.

Институт муниципальных менеджеров (управляющих) в наши дни применяется во многих странах как континентальной, так и англосак­сонской моделей местного самоуправления. Такому лицу поручаются реально все основные функции руководителя муниципального хозяй­ства и аппарата муниципального управления, соответствующие задачи он выполняет, отвлекаясь от политических пристрастий. Глава муни­ципального образования - мэр, бургомистр, ландрат - при такой си­стеме не занимает ведущего положения в управлении муниципальной единицей, в основном он руководит советом и выполняет представи­тельские функций (причем в широком значении - представляет насе­ление, орган местного самоуправления, также олицетворяя и полити­ческую партию, имевшую успех на муниципальных выборах).

Сравнение организации местного самоуправления в современных странах свидетельствует, что в тех или иных модификациях находят отражение вышеприведенные модели. В большинстве стран могут существовать одновременно все известные модели. Историческая и географическая преемственность в организации муниципальных органов ни в какой степени не создает условий, противодействующих современ­ным процессам оптимизации управления на местах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.