Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие муниципальной службы




Муниципальная служба

 

 

Исходные положения. Муниципальная должность, муниципальная служ­ба, муниципальный служащий. Вчасти 4 ст. 32 Конституции РФ говорится о том, что граждане Рос­сийской Федерации имеют равный доступ к гражданской службе. Мно­гие авторы расширительно трактуют эту норму и обоснованно полага­ют, что граждане имеют и равный доступ к муниципальной службе.

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как и предше­ствующие акты, к сожалению, не развил этой идеи. В ст. 3 Закона го­ворится, что граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муни­ципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявле­ния, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Но «через» еще не значит с непосредственным участием в этих органах в качестве выборного лица или муниципального служащего.

Статья 42 «Муниципальная служба» названого Закона гласит: «Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохожде­ния муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований».

Таким образом, Закон предполагает достаточно широкие правовые основы муниципальной службы трех уровней - федеральный закон, закон субъекта РФ, устав муниципального образования.

На федеральном уровне основным источником в рассматриваемой сфере является Федеральный закон от 2 марта 2007 г. «О муниципаль­ной службе в Российской Федерации». /5/ Согласно ч. 1 ст. 3 этого Закона правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция РФ, а так­же настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, ре­шения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Федеральный закон 2007 г. определяет более широкую правовую базу муниципальной службы, включая в нее, с одной стороны, осново­полагающие акты, с другой - даже решения, принятые на сходах граж­дан, и иные муниципальные акты.

Однако очевидно, что основой организации муниципальной служ­бы является в первую очередь сам Федеральный закон 2007 г. Он, пре­жде всего, позволяет выяснить, кто является муниципальным служащим, что такое муниципальная должность и что такое муниципальная служба. В ч. 2 ст. 1 говорится, что «настоящим Федеральным законом не опреде­ляется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправ­ления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица не являются муници­пальными служащими».

Федеральный закон 2007 г. оперирует двумя понятиями: муниципальная должность и должность муниципальной службы. Лиц указанных в ч. 2 ст. 1, Закон не называет муниципальными служащими, хотя все они считаются замещающими муниципальные должности и могут получать оплату за свою работу (избираемые населением депутаты представительного органа, глава муниципального образования, члены контрольного органа; избираемые представительным органом глава муниципального образования, другие должностные лица из числа депутатов, например заместитель председателя представительного органа, и т. п.; члены сформированной представительным органом избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса, в том числе ее председатель, заместитель председателя и секретарь; ру­ководитель контрольного органа, сформированного на выборах насе­лением, избранный этим органом из своего состава). Если речь идет о муниципальных служащих, ими являются лица, которые занимают должности муниципальной службы.

При определении того, что есть муниципальная служба, надо руководствоваться ст. 2 Закона 2007 г., где говорится (ч. 1): муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осущест­вляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Таким образом, муниципальная служба: во-первых, профессиональ­ная деятельность соответствующего лица; во-вторых, осуществляется на постоянной основе; в-третьих, предполагает занятие одной из долж­ностей муниципальной службы; в-четвертых, замещается лишь на осно­вании договора (контракта).

Только наличие всех перечисленных условий в совокупности по­зволяет считать лицо муниципальным служащим и отличать его по ста­тусу от лиц, занимающих муниципальную должность (например, член избирательной комиссии с правом решающего голоса находится на муниципальной должности, но не по контракту (трудовому договору), ав силу решения представительного органа об утверждении состава комиссии. Депутат, перешедший на работу в представительный орган на постоянной основе, делает это также не по контракту, трудовому договору, а на основании решения представительного органа. В то же время работник аппарата избирательной комиссии или аппарата пред­ставительного органа занимает свою должность по трудовому договору и является муниципальным служащим).

Нанимателем для муниципального служащего является муници­пальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осу­ществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) могут быть глава муниципального обра­зования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное ли­цо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимате­ля (работодателя). На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом 2007 г.

Основные принципы муниципальной службы. Взаимосвязь с государ­ственной гражданской службой. Федеральный закон 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» закрепляет широкий набор основных принципов муници­пальной службы (ст. 4). В особенности надо отметить приоритет прав и свобод человека и гражданина; равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе; равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям; от других обсто­ятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Закон исходит также из того, что необхо­димы профессионализм и компетентность муниципальных служащих; стабильность муниципальной службы; единство основных предъяв­ляемых к ней требований; правовая и социальная защищенность му­ниципальных служащих. Вместе с тем должны быть ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, а также внепартийность муниципальной службы. Последнее требование означает, что в своей деятельности муниципальный служащий не может руководствоваться интересами какой-либо партии и указаниями ее руководства.

Федеральный закон 2007 г. закрепил (ст. 5) взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федера­ции, единства основных квалификационных требований к должностям обоих видов службы, ограничений и обязательств при прохождении той и другой службы, требований к подготовке, переподготовке и по­вышению квалификации муниципальных служащих и государствен­ных гражданских служащих. Законом введено требование учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы. Закон также исходит из необходимости соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, а также соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

Реестр должностей муниципальной службы. Федеральный закон 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» определяет, что должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соот­ветствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Каждый субъект РФ своим законом утверждается реестр должно­стей муниципальной службы в субъекте. Далее в соответствии с этим законом должности муниципальной службы устанавливаются муници­пальными правовыми актами. При составлении и утверждении штат­ного расписания органа местного самоуправления, аппарата избира­тельной комиссии используются наименования должностей муници­пальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципаль­ной службы в субъекте РФ.

Указанный реестр представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципаль­ных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. В ре­естре представлены прежде всего, распространенные должности муниципальной службы. Но помимо этого в реестре могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, например, его советников. Такие должности замещаются муниципальными слу­жащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Федеральный закон 2007 г. содержит классификацию должностей муниципальной службы. Они подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности муниципальной службы;

2) главные должности муниципальной службы;

3) ведущие должности муниципальной службы;

4) старшие должности муниципальной службы;

5) младшие должности муниципальной службы.

В группу высших должно­стей муниципальной службы включают первого заместителя и заместителей главы муниципального образования, главу местной администрации, не являющегося главой муниципального образования и занявшего должность по контракту, первого заместителя и заместителей главы местной администрации, руководителя контрольного органа, глав территориальных администраций. По уровню к ним приравнивается председатель избирательной комиссии муниципального образования, хотя это муниципальная должность, а не должность муниципальной службы.

Группу главных должностей составляют руководители комитетов, департаментов и тому подобных самостоятельных структурных подразделений органов местного самоуправления.

Группа ведущих должностей состоит из советников, помощни­ков глав муниципального образования и местной администрации, их пресс-секретарей и референтов, а также руководителей отделов, управ­лений в составе комитетов и департаментов, главного бухгалтера, его заместителей и др.

Группа старших должностей включает начальника сектора, службы, группы, бюро в составе департамента, комитета, главных и ведущих специалистов администрации, юрисконсультов, заместителя руково­дителя территориального отделения администрации муниципального образования, системного администратора ГАС «Выборы» муниципаль­ного образования.

К группе младших должностей относят специалистов первой и второй категорий администрации муниципального образования, департамента, комитета, управления, аппарата представительного органа муниципального образования, а также специалистов территориальной администрации.

Закон субъекта РФ в соответствии с классификацией указанных должностей определяет типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы относительно уровня профессионального образования, стажа муниципальной службы (государственной службы) или стажа работы по специальности, профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Далее на основе и в развитие закона субъекта РФ соответствующие квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами.

Не все лица, работающие в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Например, водитель гаража, повар в столовой, дворник местной администрации - все они со­стоят в штате по трудовому договору, однако в реестре муниципальных должностей не значатся.

Основы правового положения (статуса) муниципального служащего. Согласно ст. 10 Федерального закона 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим являет­ся гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципаль­ными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципаль­ной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, исполняющие обязанности по техническо­му обеспечению деятельности органов местного самоуправления, из­бирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

Муниципальный служащий имеет право:

1) на ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной служ­бы, с критериями оценки качества исполнения должностных обя­занностей и условиями продвижения по службе;

2) на обеспечение организационно-технических условий, необхо­димых для исполнения должностных обязанностей;

3) на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);

4) на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегод­ного оплачиваемого отпуска;

5) на получение в установленном порядке информации и материа­лов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятель­ности органа местного самоуправления, избирательной комис­сии муниципального образования;

6) на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение ва­кантной должности муниципальной службы;

7) на повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;

8) на защиту своих персональных данных;

9) на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими доку­ментами до внесения их в его личное дело, а также на приобще­ние к личному делу его письменных объяснений;

10) на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

11) на рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответ­ствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и за­конных интересов на муниципальной службе, включая обжало­вание в суд их нарушений;

12) на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачивае­мую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязан­ностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и за­конными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, причем этим законным интересам может быть причинен вред.

Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения им при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непо­средственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в Законе, а также для граждан или организаций, с ко­торыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Закон определяет основные обязанности муниципального служащего (ст. 12). Муниципальный служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, устав муниципаль­ного образования и иные муниципальные правовые акты и обе­спечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с долж­ностной инструкцией;

3) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

4) соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образова­ния правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;

5) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

6) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающие­ся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

7) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

8) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и при­надлежащем ему на праве собственности имуществе, являющих­ся объектами налогообложения, об обязательствах имуществен­ного характера;

9) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства ино­странного государства в день приобретения такого гражданства;

10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом 2007 г. и другими федеральными законами;

11) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанно­стей, которая может привести к конфликту интересов, и прини­мать меры по предотвращению подобного конфликта.

Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой. Федеральным законом 2007 г. «О муниципальной службе в Россий­ской Федерации» установлены ограничения, связанные с муниципальной службой. Согласно ст. 13 гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случаях:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замеще­ние которой претендует гражданин, или по замещаемой муници­пальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заклю­чения медицинского учреждения устанавливаются Правитель­ством РФ;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с му­ниципальным служащим, если замещение должности муници­пальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международ­ного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципаль­ной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Россий­ской Федерации, имеющий гражданство иностранного государ­ства, имеет право находиться на муниципальной службе;

7) наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

9) непредставления установленных Законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Кроме того, гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

Помимо ограничений Закон 2007 г. называет запреты, связанные с муниципальной службой (ст. 14). В связи с прохождением муниципаль­ной службы муниципальному служащему запрещается:

1) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в по­рядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

2) замещать должность муниципальной службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъек­та РФ, а также в случае назначения на должность государствен­ной службы;

б) избрания или назначения на муниципальную должность;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первич­ной профсоюзной организации, созданной в органе местного са­моуправления, аппарате избирательной комиссии муниципаль­ного образования;

3) заниматься предпринимательской деятельностью;

4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в ор­гане местного самоуправления, избирательной комиссии муниципаль­ного образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтроль­ны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физиче­ских и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными коман­дировками и с другими официальными мероприятиями, признают­ся муниципальной собственностью и передаются им по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципально­го образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским ко­дексом РФ;

6) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избира­тельной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и ино­го обеспечения, другое муниципальное имущество;

8) разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муници­пального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;

10) принимать без письменного разрешения главы муниципаль­ного образования награды, почетные и специальные звания (за ис­ключением научных) иностранных государств, международных ор­ганизаций;

11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

12) использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;

13) создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и дру­гих общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;

14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;

15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или ее законодательством;

16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, междуна­родных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или ее законодательством.

Для муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, существуют запреты на иную оплачиваемую деятельность, за исключением преподавательской, на­учной и иной творческой деятельности, с невозможностью ее финан­сирования из иностранных источников - об этом говорилось при ха­рактеристике статуса главы местной администрации.

Гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физиче­ских лиц сведения конфиденциального характера или служебную ин­формацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должност­ных обязанностей.

Обязательно представляемые сведения. Оформление поступления и пребывания на службе. Федеральный закон 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» обязывает представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего. Гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работо­дателю) названные сведения. Эти сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о до­ходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера госу­дарственных гражданских служащих субъектов РФ (ст. 15).

Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на усло­виях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом 2007 г. Согласно этому Закону гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указан­ной должности, заключает контракт. Поступление на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы. Сторонами тру­дового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.

При замещении должности муниципальной службы в муниципаль­ном образовании заключению трудового договора может предшество­вать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессиональ­ного уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требова­ниям к должности муниципальной службы (ст. 17).

Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой до­говор и назначает на должность муниципальной службы одного из кан­дидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.

Один раз в три года проводится аттестация муниципального служа­щего в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. По результатам аттестации служащего аттестационная комиссия выносит решение о соответствии его замещаемой должности муниципальной службы. Аттестационная комиссия может давать рекомендации: о поощрении отдельных муниципальных служа­щих за достигнутые ими успехи в работе; о повышении или понижении их в должности; о переводе на другую должность; об улучшении дея­тельности аттестуемых; о направлении отдельных лиц на повышение квалификации. В случае несогласия муниципального служащего с по­нижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, под­твержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должно­сти по результатам данной аттестации не допускается. Муниципаль­ный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.

Гарантии. Всоответствии с Законом муниципальному служащему предостав­ляются гарантии. Ему гарантируются:

1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией;

2) право на своевременное и в полном объеме получение денежно­го содержания;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

4) медицинское обслуживание муниципального служащего и чле­нов его семьи, в том числе после выхода муниципального служа­щего на пенсию;

5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидно­стью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муници­пального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

6) обязательное государственное страхование на случай причине­ния вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей;

7) обязательное государственное социальное страхование на слу­чай заболевания или утраты трудоспособности в период прохож­дения муниципальным служащим муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

8) защита муниципального служащего и членов его семьи от на­силия, угроз и других неправомерных действий в связи с испол­нением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами.

При расторжении трудового договора с муниципальным служа­щим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избира­тельной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата изби­рательной комиссии муниципального образования муниципально­му служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников ор­ганизации.

Законами субъекта РФ и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного граждан­ского служащего, установленные федеральными законами и закона­ми субъекта РФ. В стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы:

1) на должностях муниципаль­ной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);

2) на муниципальных должностях;

3) на государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов РФ;

4) на должностях государственной гражданской службы, воинских долж­ностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);

5) на иных должностях в соответ­ствии с законом субъекта РФ.

Порядок исчисления стажа муниципаль­ной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности, помимо указанных выше, устанавливается законом субъекта РФ. Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного граждан­ского служащего. Время работы на должностях муниципальной службы засчитывается в стаж государственной гражданской службы, исчисляемый для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за вы­слугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупреч­ную и эффективную государственную гражданскую службу.

Поощрения и ответственность. Федеральный закон 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» говорит о возможностях поощрения муниципального слу­жащего и его дисциплинарной ответственности. Виды поощрения му­ниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ.

При прохождении муниципальной службы к работнику, добро­совестно выполняющему свои обязанности, за продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и слож­ности могут применяться различные поощрения. Наиболее распространенными из них на местах являются:

- благодарность;

- единовременное денежное поощрение;

- награждение ценным подарком;

- вручение почетного подарка;

- присвоение почетного звания, учрежденного органами местного самоуправления (Лучший муници­пальный служащий, Лучший специалист в своей отрасли и т. п.);

- зане­сение в книгу почета;

- помещение фотографии на доске почета муни­ципального образования;

- представление к государственным наградам Российской Федерации.

За совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нани­мателя (работодатель) имеет право применить следующие дисципли­нарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муници­пальной службы по соответствующим основаниям.

Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный про­ступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится на основании муниципального правового акта. Порядок применения и снятия дис­циплинарных взысканий определяется трудовым законодательством. / 44 /




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.