Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа

 

Вводные замечания. Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ввел перечень, со­стоящий из 26 вопросов местного значения, указав, что муниципаль­ные образования вправе решать иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ. При этом, по смыслу данной нормы субъекты РФ не были вправе навязывать эти локальные вопросы органам местного самоуправления. Кроме того, органы местного само­управления могли принимать к своему рассмотрению и иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Надо сказать, что по отношению и к местным советам в прежний период нашей истории, и к зарождающемуся местному самоуправле­нию в России была актуальна проблема: можно ли обобщенно устано­вить вопросы, которыми занимается местная власть или же это надо делать по отдельным уровням власти? В законодательстве отдавалось предпочтение то одному, то другому подходу.

Так, Закон 1995 г. не конкретизировал вопросы местного значения в зависимости от типа муниципального образования. Он предполагал существование различных муниципальных образований как равных муниципальных единиц. Поэтому вопросы местного значения, установленные Законом 1995 г., в равной степени распространялись на все виды муниципальных образований, закрепленные в нем. В то же вре­мя субъекты Российской Федерации согласно п. 3 ст. 6 Закона могли разграничить вопросы местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований, действующих на одной территории. На практике, однако, разграничение вопросов местного значения муниципальных образований осуществлялось достаточно редко.

Предусмотренное в Федеральном законе 2003 г. «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование двухтиповой модели местного самоуправления «посе­ление - муниципальный район» предопределило формулирование во­просов местного значения в зависимости от типа (вида, уровня) муни­ципального образования. Поэтому Закон 2003 г. В (ст. 14,15 и 16) выделил вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа.

Причем процесс их регулирования в Законе довольно динамичен, какие-то вопросы местного значения дополнительно включены в За­кон после 2003 г. путем корректировки названных статей, какие-то ис­ключены, отдельные формулировки получили новую редакцию.

Вопросы местного значения сельских и городских поселений. В ст. 14 Федерального закона 2003 г. закреплены единые вопросы местного значения для сельского и городского поселения как видов му­ниципальных образований. Между тем, как известно, даже сельские по­селения отличаются друг от друга размерами, численностью населения и экономическим потенциалом, поэтому одни и те же вопросы местно­го значения решаются ими с учетом своей специфики. Тем более такая специфика может проявиться у городских поселений, особенно у тех, которые насчитывают несколько десятков тысяч населения и должны содержать достаточно «внушительное» коммунальное хозяйство. Одна­ко такие особенности не влияют на содержание законодательных норм.

Федеральный закон 2003 г. относит к компетенции местного зна­чения поселений прежде всего формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета (это роспись доходов и расходов муниципаль­ной единицы). Наличие бюджета - один из признаков муниципального образования. Подготовка бюджета относится к ведению исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, а утвержде­ние к ведению представительного органа. Закон также относит к во­просам местного значения поселения установление, изменение и отмену местных налогов и сборов поселения. Возможности поселений в этой части незначительны, но тем не менее, они существуют.

Еще одним признаком муниципального образования является обладание муниципальной собственностью. За­кон относит к вопросам местного значения владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. 3 июня 2006 г. ст. 14 Федерального закона 2003 г. была из­менена: к вопросами местного значения поселения отнесено осущест­вление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.

В начальной редакции Федерального закона 2003 г. не отражена роль поселений в организации экономики на своей территории. В редакции от 31 декабря 2005 г. нашли возможность исправить этот дефект, теперь к вопросам местного значения поселения отнесены содействие в разви­тии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого предпринимательства. В принципе, можно ожидать расширения этих позиций, на территории поселения могут располагаться и круп­ные промышленные предприятия, которые нуждаются в поддержке местных властей.

Важной задачей всех муниципальных образований является забо­та об обслуживании населения, об оказании ему коммунальных услуг. Для поселений такая задача особо важна, поскольку они непосредственно работают с населением. Поэтому Законом 2003 г. к ведению поселений отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Достаточно проблематично осуществить это, так как практически все предприятия и службы в этих сферах являются ведомственными. Одна­ко сам термин «организация» предполагает инициативу поселений, со­действие тому, чтобы обслуживание населения было на хорошем уров­не. Нельзя исключать и создания муниципальных унитарных предпри­ятий и служб, конечно, не для электро- или газоснабжения, но хотя бы для отопительных систем или снабжения населения топливом.

Муниципальные образования, в том числе и поселения, имеют определенную коммуникативную группу вопросов местного значения. Известно, какое значение в России имеют дороги и транспортное сообщение. Попытка закрепить роль поселений в ре­шении соответствующих проблем сделана в п. 5 ст. 14 Закона 2003 г., которым к вопросам местного значения поселений было отнесено «со­держание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах на­селенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных соору­жений федерального и регионального значения». Позднее стало ясно, что на поселения возложили неподъемную задачу, особенно по части строительства автомобильных дорог, даже локальных. В Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. п. 5 получил новую редакцию: к ведению поселений отнесена «дорожная деятельность в отношении автомобильных до­рог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации». Правда, теперь, чтобы понять меру участия поселений, надо обращаться к отраслевому законодательству. Одновременно следует добавить, что Законом к вопросам местного зна­чения поселений отнесены создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания на­селения в границах поселения. Видимо, речь идет о следующем: органы местного самоуправления должны все делать для того, чтобы поселение имело автобусное сообщение с иными территориальными единицами, чтобы останавливались проходящие автобусные маршруты, электрич­ки, речные и морские прибрежные пассажирские суда и т. д. По закону местное значение для поселений имеет обеспечение мало­имущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организацию строительства и содержания муници­пального жилищного фонда, создание условий для жилищного строитель­ства. Законодатель руководствовался ст. 40 Конституции РФ, в которой говорится: «Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуж­дающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фон­дов в соответствии с установленными законом нормами». Вместе с тем реализация требований Конституции РФ и Закона затруднительна, поскольку так называемого социального жилья у городских поселений очень мало, а у сельских поселений чаще всего его вообще нет. Более реализуемым вопросом местного значения является создание условий для жилищного строительства.

Отдельный вопрос местного значения - это забота о сервисном обслуживании населения. Согласно Федеральному закону 2003 г. к ведению поселений отнесено создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Как известно, почта, телеграф, телефон, а сегодня и Интернет не могут стать предметами ведения муниципальных образований, однако последние должны создавать условия, организовывать сервисные услу­ги и помогать соответствующим учреждениям.

Общественное питание, торговля и бытовое обслуживание в прежние годы были в ведении го­сударства, сегодня все это - так называемый частный сектор. И вопро­сом местного значения может быть создание условий для надлежащего функционирования соответствующих служб.

Большой комплекс вопросов местного значения поселений отно­сится к сфере культуры и просвещения. Федеральным законом 2003 г. от­несены организация библиотечного обслуживания населения, комплекто­вание и обеспечение сохранности фондов библиотек поселения к ведению поселений (в первоначальной редакции говорилось лишь об организа­ции этого обслуживания, но Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. было добавлено комплектование, а Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. - также и обеспечение сохранности).

Вопросом местного значения поселений названо также создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры. Чаще всего соответствующие учреждения нахо­дятся в ведомственном подчинении, однако в населенных пунктах они обслуживают население, и органы местного самоуправления должны создавать для этого условия.

К ведению поселений отнесено также сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения (это редакция нормы от 31 декабря 2005 г., она существенно расширила данный вопрос местного значения для поселения - в первоначальной редакции говорилось только об охране и сохранении соответствующих объектов, расположенных в границах поселения).

В ведении поселения находится формирование архивных фондов поселения. Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. к ведению посе­лений отнесено создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрож­дении и развитии народных художественных промыслов в поселении.

Традиционно в круг ведения местного самоуправления включают­ся задачи, связанные с отдыхом населения, охраной здоровья, занятиями физкультурой и спортом. Федеральный закон 2003 г. закрепил такие вопросы местного значения, как обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения (в первоначальной редакции говорилось только об обеспечении условий, теперь же подчеркивается, что поселение должно организовывать соответствующие мероприятия). К ведению поселений также отнесено создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения. Федераль­ным законом от 29 декабря 2004 г. вопросами местного значения поселе­ния стали также осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, а также создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и ку­рортов местного значения на территории поселения.

В круге вопросов местного значения всех муниципальных образова­ний, в том числе и поселений, отражаются их задачи территориального развития, а также благоустройства и содержания в чистоте и порядке своей территории. Федеральным законом 2003 г. к ведению поселений отнесено:

- утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки;

- утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории;

- выдача раз­решений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию;

- при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремон­та объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

- резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципаль­ных нужд;

- осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Последующими изменениями и дополнениями (от 29 дека­бря 2004 г., 10 мая и 15 июня 2007 г.) существенно усилены позиции поселения. Так, в начальной редакции ничего не говорилось об отнесе­нии к вопросам местного значения поселения утверждения генераль­ных планов поселения и подготовленной на их основе документации но планировке территории, о выдаче разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию, об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования. Дополнениями от 4 декабря 2006 г. на поселение возложено муниципальный лесной контроль и надзор.

Согласно Федеральному закону 2003 г. В ведении поселений нахо­дятся организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (дополнениями от 4 декабря 2006 г. к изначальной редакции соответствующего пункта Закона к охране добавлена защита, а также воспроизводство как городских лесов, так и лесов особо охраняемых природных территорий в границах поселения). В ведении поселений находятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

Роль муниципальных единиц при возникновении обстоятельств чрезвычайного характера всегда отражалась в законодательстве уже с созданием земского самоуправления в России. Не составляет исклю­чения и современное законодательство. Федеральный закон 2003 г. относит к ведению поселений участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов по­селения. В круг вопросов местного значения поселений Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. были включены:

- организация и осущест­вление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и терри­тории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- создание, содержание и организация деятельности аварийного) спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

- организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения.

Реалии нашего времени заставили обозначить как вопрос местного значения поселе­ния (как и других муниципальных образований) участие в профилак­тике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) лик­видации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, что было сделано Федеральным законом от 27 июля 2006 г. Естественно, что сами по себе перечисленные задачи являются общегосударственными. Вопросами местного значения являются именно участие муниципальных образований в их решении. Одновременно было решено восстановить практику возможного объединения населе­ния для охраны общественного порядка. С января 2008 г. поселениям рекомендуется создание условий для деятельности добровольных форми­рований населения по охране общественного порядка.

В систему вопросов местного значения законодатель относит и другие направления деятельности, такие как: организацию и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Обобщая содержание нынешней редакции ст. 14 Федерального за­кона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации», закрепляющей вопросы местного значения сельских и городских поселений, можно констатировать, что Закон в этой части подвергся существенной корректировке, направлен­ной в целом на усиление позиций муниципальных образований данного уровня.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. В Закон 2003 г. вклю­чена ст. 14.1 «Права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселе­ний». /15/ Часть 1 ст. 14.1 предусматривает, что органы местного самоуправления поселения имеют право:

1) на создание музеев поселения;

2) на участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испыты­вающих трудности в поиске работы, а также временной занято­сти несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

3) на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса;

4) на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

5) на осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципаль­ной собственности до 1 марта 2005 г.;

6) на создание условий для осуществления деятельности, связан­ной с реализацией прав местных национально-культурных авто­номий на территории поселения;

7) на оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфе­ре межнациональных отношений на территории поселения.

Кроме того, Законом от 29 декабря 2006 г. из ст. 14 Федерального закона 2003 г. исключена ч. 2, а в ст. 14.1 включена ч. 2 сходного звучания: «Органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие пре­дусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федераль­ного бюджета и бюджета субъекта РФ)».

Таким образом, перечень вопросов местного значения для поселе­ния, перечисленный в ст. 14, следует считать исчерпывающим в части определения круга вопросов местного значения поселения. Закон не исключает участие органов местного самоуправления поселений в осуществлении как государственных полномочий, так и полномочий, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления иных муниципальных образований, но однозначно не относит их к вопро­сам местного значения поселений.

Вопросы местного значения муниципального района и городского округа. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет во­просы местного значения муниципального района в ст. 15, городско­го округа - в ст. 16, т.е. юридически регулирование их вопросов местного значения разделено. Но фактически муниципальный район и городской округ обладают практически сходными вопросами местного значения. Поэтому для удобства усвоения дается единая и обобщенная характеристика вопросов местного значения обоих этих видов муниципальных образований, а если это требуется, то оттеняется специфика соответствующего вида. Обращаем внимание на то, что да­ваемая характеристика, как и ранее применительно к поселениям, учи­тывает «родство» вопросов местного значения и поэтому в ряде случаев отходит от последовательности их перечисления в ст. 15 и 16 Закона.

Вопросом местного значения для указанных муниципальных образований является формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, городского округа, контроль за исполнением данного бюджета. Этот вопрос существует у всех видов муниципальных образований. Но вот у муниципального района есть свой, специфический вопрос местного значения: выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района.

К ведению муниципальных районов, городских округов также отне­сено установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района, городского округа. Возможности данных муниципальных единиц в этом плане весьма скромны, в основном их доходы пополня­ются отчислениями от федеральных и региональных налогов и сборов.

Одним из «квалификационных» признаков муниципального образования является обладание муниципальной собственностью. Вопросами местного значения являются: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, городского округа. При дополне­нии Закона от 3 июня 2006 г. В ст. 15 и 16 для муниципальных районов, городских округов (так же как и для поселений) был специально обо­значен такой вопрос местного значения поселения, как осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Феде­рации, полномочий собственника водных объектов, информирование насе­ления об ограничениях их использования.

В Федеральном законе 2003 г. была явно недооценена роль муниципальных образований в организации экономической деятельности на своей территории, в поддержке хозяйствующих субъектов. После в За­кон внесли изменения, в определенной мере исправляющие положе­ние. В частности, по дополнениям от 31 декабря 2005 г. и 18 октября 2007 г. вопросом местного значения для муниципального района стало создание условий для развития сельскохозяйственного производства в по­селениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства. Для городского округа тогда же был закреплен сходный вопрос местного значения - создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства. Но пока в Законе не сказано отчетливо и о том, что муниципальный район, и особенно городской округ, должны содействовать развитию промышленного производства (во всем его многообразии) на своей территории.

Законодатель обозначил различия между муниципальным районом и городским округом. Для района это организация в границах муници­пального района электро- и газоснабжения поселений; для городского округа - организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Если сравнить норму, адресованную сельским и городским поселениям, будет видно, что для городского округа установлено тек­стуально то же самое. Причина, по-видимому, состоит в том, что элек­тро- и газоснабжение «перешагивает» через границы сельских и город­ских поселений, и законодатель хотел подчеркнуть важную роль муни­ципального района в решении данных задач. Правда, теплоснабжение и водоснабжение тоже нередко идут в поселение с соседних террито­рий, и роль района, куда поселение входит, может быть значительной.

Федеральный закон 2003 г. отражает важную роль муниципальных районов и городских округов в решении транспортных проблем. Сначала к их ведению были отнесены содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования. В редакции от 8 ноября 2007 г. этот вопрос местного значения для муниципального района сформулирован в более общем виде: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Городской округ решает такие проблемы в рамках своей территории.

Соответственно в ведении муниципального района находится соз­дание условий для предоставления транспортных услуг населению и ор­ганизация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; городской округ делает то же самое в своих границах.

Для муниципальных районов и городских округов Федеральный за­кон также закрепляет в качестве вопросов местного значения заботу о сервисном обслуживании населения. При этом учитывается уровень муниципального образования. Для городского округа записано то же самое, что и для поселения, - создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслужива­ния. Для муниципального района оттеняется забота о входящих в него поселениях, создание условий для обеспечения поселений, входящих в со­став муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Роль последних в сфере народного образования весьма скромна. Законодательство концентрирует вопросы народного образования для уров­ня муниципального района, городского округа, для осуществления единой политики в сфере просвещения. К ведению муниципального района, городского округа отнесены организация предоставления обще­доступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным про­граммам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению обра­зовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государствен­ной власти субъектов РФ; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Естественно, в рамках муниципального района сельские и городские поселения тоже несут ответственность за орга­низацию общего образования. Однако ведущей единицей в этой сфере остается муниципальный район.

Федеральный закон 2003 г. формулирует для муниципальных райо­нов и городских округов ряд вопросов местного значения в сфере куль­туры. Так, к ведению муниципального района отнесена организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотека­ми, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов. Эти формулировки появились в редакциях Закона от 31 декабря 2005 г. и от 29 декабря 2006 г., ранее о межпоселенческих библиотеках речи не было, к ведению района относилась «организация библиотечного об­служивания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллек­тора)», а это, конечно, гораздо скромнее. Вопросом местного значения для городского округа являются организация библиотечного обслужи­вания населения, комплектование и обеспечение сохранности фондов би­блиотек городского округа. Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. В ведение муниципального района было передано создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услу­гами по организации досуга и услугами организаций культуры, тем самым обозначена организующая роль муниципального района в культурной деятельности на своей территории. Для городского округа этот вопрос формулируется как создание условий для организации досуга и обеспече­ния жителей городского округа услугами организаций культуры.

К ведению городского округа отнесен вопрос местного значения, отсутствующий у муниципального района, - сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культу­ры) местного (муниципального) значения, расположенных на терри­тории городского округа. Приведенная формулировка включена в За­кон 31 декабря 2005 г., в первоначальной редакции не было слов об объектах, находящихся в собственности городского округа». Похожей формулировки нет в отношении муниципального района.

Дополнениями от 31 декабря 2005 г. к ведению муниципального района отнесено создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района, к ведению городского округа - создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художе­ственных промыслов в городском округе.

Закон более широко формулирует и последовательно расширя­ет вопросы местного значения муниципального района и городского округа в области здравоохранения, физкультуры и спорта, отдыха на­селения. Так, к ведению муниципального района, городского округа отнесена организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов (в на­чальную редацию Закона от 18 июля 2006 г. добавлены стационарно-поликлинические учреждения).

После принятия Закона 2003 г. выявилось, что муниципальные образования не могут ограничиваться только организацией медицинской помощи, они в состоянии и масштабно решать оздоровительные за­дачи. Поэтому дополнениями от 29 декабря 2004 г. В число вопросов местного значения для муниципальных районов и городских окру­гов было включено создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на террито­рии муниципального района.

На районы и округа возлагаются обеспечение условий для развития на их территории физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (о важности этого вопроса «вспомнили» несколько позже и включили его в Закон дополнениями от 31 декабря 2005 г.). Дополне­ниями от 29 декабря 2004 г. на районы и округа возложено также осу­ществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. А городскому округу Закон по­ручает создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организацию обустройства мест массового отдыха населения. /15/

В круге вопросов местного значения всех муниципальных образований, а следовательно, и муниципальных районов и городских округов, отражаются их задачи территориального развития, а также благоустройства и содержания в чистоте и порядке своей территории.

В этом аспекте прежде всего отметим для муниципального райо­на такое важное направление, как утверждение схем территориаль­ного планирования муниципального района, а для городского округа - утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки (напомним, что внутри муниципального района есть поселения, которым и принадлежит утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, отсюда район и получил право на утверждение схем). Для муниципальных районов во­просом местного значения являются утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной си­стемы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том чис­ле путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд. Причем дополнениями от 29 декабря 2004 г. возможности муниципального района значительно усилены, прежде всего в части утверждения схем территориального планирования всего района, документации, а также введения указанной информационной системы - в начальной редакции Закона говорилось только о «терри­ториальном зонировании земель межселенных территорий». Кроме того, в начальной редакции этим вопросом местного значения охваты­валось «ведение кадастра землеустроительной и градостроительной до­кументации», в 2004 г. сюда добавили «утверждение правил землеполь­зования и застройки межселенных территорий», «утверждение мест­ных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий», «осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий». В 2007 г. эти положения получили новую редакцию, изложенную выше, или исключены из п. 15, посколь­ку в своем большинстве они поглощаются более широкими полномо­чиями по территориальному планированию.

Для городского округа сходный вопрос местного значения выглядит так: утверждение подготовленной на основе генеральных планов городско­го округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов ка­питального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проек­тирования городского округа, ведение информационной системы обеспе­чения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципаль­ных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа. В изначальной редакции Закона значилось, в частно­сти, «планирование застройки, территориальное зонирование земель городского округа, установление правил землепользования и застрой­ки территории городского округа»; в изменениях, внесенных 29 дека­бря 2004 г., с учетом поправок от 10 мая и 15 июня 2007 г., позиции городского округа значительно усилены прежде всего за счет того, что в его ведении - утверждение генплана, правил землепользования и за­стройки, документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории городского округа, резервирование земель для муниципальных нужд и т. д.

Федеральный закон 2003 г. выделяет такой вопрос местного значе­ния городского округа, как организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных терри­торий, расположенных в границах городского округа. Причем дополнениями от 4 декабря 2006 г. были усилены позиции городского округа именно в отношении всех лесов на его территории. В отношении обо­их видов муниципальных образований Закон усилил также позиции в части организации мероприятий по охране окружающей среды (для муниципального района - межпоселенческого характера).

Муниципальным районам поручен такой вопрос местного значе­ния, как организация утилизации и переработки бытовых и промышлен­ных отходов, а городским округам - организация сбора, вывоза, утили­зации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Дополнениями от 16 октября 2006 г. муниципальным районам и городским округам переданы вопросы местного значения - вы­дача разрешений на установку рекламных конструкций на террито­рии муниципального района, аннулирование этих разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе». /8/

Городскому округу поручен и такой вопрос местного значения, как организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов. Это сближает городской округ с городским поселе­нием, на которое тоже возложен этот вопрос местного значения.

На муниципальные образования возлагаются важные задачи в связи с возникновением обстоятельств чрезвычайного характера. Федеральный закон 2003 г. относит к ведению муниципаль­ного района, городского округа участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования; для городского округа - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В круг вопросов местного значения муниципальных районов и городских округов Законом от 29 декабря 2004 г. были включены: организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Применительно к городским округам включена поддержка в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств - эти сферы не включены в перечень вопросов местного значения муниципальных районов.

К ведению городского округа Закон от 29 декабря 2004 г. относит также создание, содержание и организацию деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа, организацию и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории городского округа. В муниципальном райо­не этими вопросами местного значения должны заниматься на своей территории сельские и городские поселения, отсюда для самого райо­на вопросом местного значения стала организация и осуществление ме­роприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на межселенных территориях.

Для всех муниципальных образований, в том числе для районов и округов, вопросом местного значения стало участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в миними­зации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстре­мизма на своей территории.

Что касается обеспечения правопорядка, к вопросам местного значе­ния районов и городов отнесена организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией. Как определено в ст. 83 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», этот пункт вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим по­рядок организации и деятельности муниципальной милиции, чего пока нe сделано. В целом органы внутренних дел выведены из ведения муници­пальных образований, в том числе районов и городских округов.

К ведению поселений отнесено создание добровольных формирований населения по охране общественного порядка, а к ведению муни­ципальное районов, городских округов - создание условий для деятель­ности добровольных формирований населения по охране общественного порядка (дополнено Законом от 29 декабря 2006 г.).

Завершая рассмотрение вопросов местного значения муниципаль­ных районов и городских округов, следует назвать некоторые позиции, которые на этом уровне, так же как для поселений, не укладываются в приведенные выше группы. Это:

- формирование и содержание муниципального архива, включая - для муниципального района - хранение архивных фондов поселений;

- опека и попечительство (с января 2008 г. норма утратила силу, но приобрела новое звучание);

- содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;

- организация и осуществление мероприятий межпоселенческого харак­тера либо в рамках городского округа по работе с детьми и молодежью.

Для городского округа Закон определил обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Это положение сближает городской округ с городским поселени­ем, за которым закреплен аналогичный вопрос местного значения.

Итак, содержание действующих редакций ст. 15 и 16 Федераль­ного закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» усиливает возможности му­ниципального района и городского округа, особенно в таких направле­ниях деятельности, как территориальное планирование, культурная, спортивно-оздоровительная и воспитательная работа с населением, участие в борьбе с антиобщественными проявлениями, контроль на подведомственной территории.

В связи с тем, что в состав муниципального района могут входить межселенные территории, а также сельские населен­ные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями, органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми пра­вами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях и в подобных сельских населенных пунктах, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселе­ния по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ч. 2 ст. 15).

В целях эффективного решения вопросов местного значения орга­нами местного самоуправления муниципального района и входящими в его состав поселениями, являющимися наряду с муниципальным районом самостоятельными муниципальными образования Федераль­ный закон 2003 г. предусмотрел возможность взаимного делегирования полномочий на договорной основе. А поскольку такая возможность обо­значена в ч. 4 ст. 15 Закона, посвященной вопросам местного значения муниципального района, можно сделать вывод о том, что соглашени­ями взаимно передаются не только полномочия, но и иные вопросы местного значения соответствующих муниципальных образований.

В частности, Закон установил, что органы местного самоуправле­ния отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. В свою очередь, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселе­ний, входящих в состав муниципального района, о передаче им осу­ществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляе­мых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.

При этом указанные соглашения (обоих видов) должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие осно­вания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Закрепление в Законе требований к содержанию соглашений о делегировании полномочий направлено на четкое определение прав, обязанностей и ответственности муниципальных образований и может служить своеобразной гарантией эффективности реализации делеги­руемых полномочий и недопустимости ненадлежащего выполнения соответствующими органами местного самоуправления заключенных соглашений, которое может привести к нарушению прав и законных интересов населения муниципального образования.

Дополнениями от 29 декабря 2006 г. В Федеральный закон 2003 г. включены ст. 15.1 «Права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения Муниципальных районов» /15/ ст. 16.1 с аналогичным наи­менованием применительно к городскому округу. Согласно ч. 1 ст. 15.1 органы местного самоуправления муниципального района имеют право:

1) на создание музеев муниципального района;

2) на участие в организации и финансировании проведения на территории муниципального района общественных работ для граж­дан, испытывающих трудности в поиске работы, а также времен­ной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

3) на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

4) на создание условий для осуществления деятельности, связан­ной с реализацией прав местных национально-культурных авто­номий на территории муниципального района;

5) на оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфе­ре межнациональных отношений на территории муниципального района.

Эти же пять позиций обозначены в ст. 16.1 и для городского округа, Но еще для него добавлено следующее:

- создание муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

- осуществление финансирования и софинансирования капитально­го ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собствен­ности до 1 марта 2005 г.

В ст. 15.1 включена ч. 2: «Органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетен­ции органов местного самоуправления других муниципальных образо­ваний, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации)».

Точно такое же регулирование включено в Закон (ст. 16.1) и для городских округов.

Таким образом, вопросы местного значения для муниципального района, городского округа теперь более четко обозначены в ст. 15 и 16 Федерального закона 2003 г. Вместе с тем Закон не исключает участие органов местного самоуправления муниципального района, городского округа в осуществлении как государственных полномочий, так и полномочий, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, иных муниципальных образований, не связывая их с вопросами местного значения муниципального района, городского округа.

Некоторые обобщения. Всю совокупность вопросов местного значения, закрепленный в Феде­ральном законе 2003 г., можно подразделить на несколько групп:

1. В зависимости от степени участия органов местного самоуправле­ния муниципального образования в решении вопросов местного значения:

а) вопросы местного значения, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования, т. е. те вопросы, результаты решения которых пол­ностью зависит от органов местного самоуправления. Это самый большой блок вопросов - формирование, утверждение, испол­нение бюджета муниципального образования, контроль за ис­полнением данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального образования и т. д;

б) вопросы местного значения, влияние органов местного самоуправления на содержание окончательных результатов решения которых может быть опосредованным. Например, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водо­снабжение населения может осуществляться непосредственно на основе муниципального имущества или же на основе заключения договоров с субъектами предпринимательской деятельности;

в) вопросы местного значения, связанные с содействием предоставлению гражданам услуг - транспортных, связи, обществен­ного питания, торговли и бытового обслуживания, создание условий для организации досуга и массового отдыха жителей му­ниципального образования и др.

Данная классификация вопросов местного значения носит во мно­гом относительный характер, поскольку на практике зачастую довольно сложно провести видимое различие между ними. Так, создание условий для предоставления транспортных услуг населению можно трактовать как обязанность органов местного самоуправления не только создавать условия для предоставления транспортных услуг населению, но и не­посредственно предоставлять данные услуги.

2. В зависимости от типа (вида) муниципального образования вопросы местного значения могут подразделяться на вопросы местного значения: поселения; муниципального района; городского округа. При этом, хотя многие вопросы местного значения являются одинаковыми, общими для всех типов муниципальных образований, они в Законе закрепля­ются отдельно за каждым из них.

Федеральный закон 2003 г. В последней редакции выделяет для каждого типа (вида) муниципальных образований наряду с вопросами местного значения также и возможность участвовать в осуществлении государственных полномочий, решать иные вопросы, если они не от­несены к компетенции органов местного самоуправления других муни­ципальных образований, органов государственной власти и не исклю­чены из их компетенции федеральными законами и законами субъек­тов РФ. Эти вопросы органы местного самоуправления вправе решать только при наличии собственных материальных ресурсов и финансо­вых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджетов субъекта РФ).

Следует отметить, что Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации» не дает перечня вопросов местного значения еще одного ти­па (вида) муниципальных образований, им предусмотренных, - вну­тригородских территорий городов федерального значения Москвы иСанкт-Петербурга. Согласно ч. 3 ст. 79 Закона перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутриго­родских муниципальных образований этих городов определяются за­конами данных субъектов РФ. /15/

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие вопросов местного значения | Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.