КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образование. Особый интерес в аспекте формирования целей социального развития любой муниципальной единицы представляет сфера образования
Особый интерес в аспекте формирования целей социального развития любой муниципальной единицы представляет сфера образования. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования издавна входит в перечень вопросов, ответственность за решение которых возлагается на органы местного самоуправления. В статье 31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» (в ред. от 24 апреля 2008 г.) /37/ отражены следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования: 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; 2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; 3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; 4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; 5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Закон «Об образовании» ранее относил к ведению названных органов местного самоуправления также опеку и попечительство, но с 2008 г. муниципальные образования только участвуют в решении вопросов опеки и попечительства. Вопросами организации образовательного процесса по основным общеобразовательным параметрам призваны заниматься органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Требование о соблюдении равенства прав граждан на получение образования, а также большое количество сельских поселений, в которых зачастую крайне сложно организовать полноценный учебный процесс в рамках установленных требований общеобразовательной школы, привели к тому, что полномочия в области образования законодательно установлены лишь за уровнем муниципальных районов и городских округов. Городские и сельские поселения должны получать услуги по организации образовательного процесса от муниципальных районов. Финансовое обеспечение образовательного процесса (прежде всего заработная плата учителям) в школах возлагается на органы государственной власти субъектов РФ. При этом муниципальные образования обязываются предоставлять помещения, предназначенные для обеспечения процесса образования, а также для дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время. Содержание, в том числе ремонт, этого имущества также осуществляется за счет местных бюджетов. При реализации полномочий по дошкольному образованию органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому (ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Основными направлениями развития дошкольного образования, которыми должны руководствоваться органы местного самоуправления в своей работе по дошкольному воспитанию, являются: - создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода; - сохранение и развитие системы различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их функционирования в соответствии с потребностями населения; - поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях различных типов и видов; - содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольных образовательных учреждений; - обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, развитие интеграции дошкольных образовательных учреждений с образовательными учреждениями общего и дополнительного образования, внедрение новых образовательных технологий в систему дошкольного образования; - совершенствование воспитательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ст. 1 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском образовании» (в ред. от 24 апреля 2008 г.) /38/ содержит общее положение: «Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования» осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. /68/ Правда, трудно представить муниципальное правотворчество в данной сфере - в большей мере следовало бы предполагать содействие органов местного самоуправления деятельности вузов, расположенных на соответствующей территории, т. е. не сам образовательный процесс, а размещение вуза, организацию работы транспорта, коммунальные услуги и т. д. Мероприятия органов местного самоуправления по созданиию собственных вузов вряд ли могут иметь широкое распространение, хотя ст. 31 Закона об образовании была дополнена 31 декабря 2005 г. ч. 3, согласно которой: «Органы местного самоуправления городских округов имеют право создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений». Аналогичная норма есть и в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. Этот Закон тоже предусмотрел ряд прав органов местного самоуправления в отношении создания и деятельности высших учебных заведений. В частности, установлено (ст. 8), что филиалы федеральных государственных высших учебных заведений создаются учредителем по согласованию с соответствующими федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала. Муниципальные вузы создаются, реорганизуются и ликвидируются органами местного самоуправления городских округов в соответствии с законодательством в порядке, установленном муниципальными правовыми актами, финансируются за счет местного бюджета. При выборах ректора такого вуза в состав аттестационных комиссий входят представители органов местного самоуправления городских округов (50%). Гарантии для научно-педагогических работников муниципальных высших учебных заведений и научно-педагогических работников муниципальных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, могут устанавливаться органами местного самоуправления городских округов. По договорам с органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования осуществляется прием учащихся. И все же право на организацию в стране высшего образования в больше мере реализуется сегодня как государственное полномочие, и собственная деятельность органов местного самоуправления городских округов вряд ли существенно расширится от указания в законодательстве на их возможности.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |