Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование. Особый интерес в аспекте формирования целей социального разви­тия любой муниципальной единицы представляет сфера образования

 

Особый интерес в аспекте формирования целей социального разви­тия любой муниципальной единицы представляет сфера образования. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования из­давна входит в перечень вопросов, ответственность за решение кото­рых возлагается на органы местного самоуправления.

В статье 31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» (в ред. от 24 апреля 2008 г.) /37/ отражены следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образова­тельных учреждениях, реализующих образовательные програм­мы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Закон «Об образовании» ранее относил к ве­дению названных органов местного самоуправления также опеку и по­печительство, но с 2008 г. муниципальные образования только участву­ют в решении вопросов опеки и попечительства.

Вопросами организации образовательного процесса по основным общеобразовательным параметрам призваны заниматься органы мест­ного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Требование о соблюдении равенства прав граждан на получение обра­зования, а также большое количество сельских поселений, в которых зачастую крайне сложно организовать полноценный учебный процесс в рамках установленных требований общеобразовательной школы, привели к тому, что полномочия в области образования законодатель­но установлены лишь за уровнем муниципальных районов и городских округов. Городские и сельские поселения должны получать услуги по организации образовательного процесса от муниципальных районов.

Финансовое обеспечение образовательного процесса (прежде всего заработная плата учителям) в школах возлагается на органы государ­ственной власти субъектов РФ. При этом муниципальные образования обязываются предоставлять помещения, предназначенные для обеспе­чения процесса образования, а также для дополнительного образова­ния и организации отдыха детей в каникулярное время. Содержание, в том числе ремонт, этого имущества также осуществляется за счет местных бюджетов.

При реализации полномочий по дошкольному образованию органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитываю­щим детей дошкольного возраста на дому (ст. 18 Закона РФ «Об об­разовании»).

Основными направлениями развития дошкольного образования, которыми должны руководствоваться органы местного самоуправления в своей работе по дошкольному воспитанию, являются:

- создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода;

- сохранение и развитие системы различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их функционирования в соответствии с потребностями населения;

- поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной рабо­ты в образовательных учреждениях различных типов и видов;

- содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольных образовательных учреждений;

- обеспечение преемственности дошкольного и начального обще­го образования, развитие интеграции дошкольных образовательных учреждений с образовательными учреждениями общего и дополни­тельного образования, внедрение новых образовательных технологий в систему дошкольного образования;

- совершенствование воспитательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ст. 1 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском образовании» (в ред. от 24 апреля 2008 г.) /38/ содержит общее положение: «Правовое регулиро­вание отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования» осуществляется настоящим Федеральным за­коном, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. /68/ Правда, трудно представить муниципаль­ное правотворчество в данной сфере - в большей мере следовало бы предполагать содействие органов местного самоуправления деятель­ности вузов, расположенных на соответствующей территории, т. е. не сам образовательный процесс, а размещение вуза, организацию работы транспорта, коммунальные услуги и т. д.

Мероприятия органов местного самоуправления по созданиию собственных вузов вряд ли могут иметь широкое распространение, хотя ст. 31 Закона об образовании была дополнена 31 декабря 2005 г. ч. 3, со­гласно которой: «Органы местного самоуправления городских округов имеют право создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений». Аналогичная норма есть и в Федераль­ном законе от 22 августа 1996 г. Этот Закон тоже предусмотрел ряд прав органов местного самоуправления в отношении создания и деятельно­сти высших учебных заведений. В частности, установлено (ст. 8), что филиалы федеральных государственных высших учебных заведений создаются учредителем по согласованию с соответствующими феде­ральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала.

Муниципальные вузы создаются, реорганизуются и ликвидируют­ся органами местного самоуправления городских округов в соответ­ствии с законодательством в порядке, установленном муниципальны­ми правовыми актами, финансируются за счет местного бюджета. При выборах ректора такого вуза в состав аттестационных комиссий входят представители органов местного самоуправления городских округов (50%). Гарантии для научно-педагогических работников муниципаль­ных высших учебных заведений и научно-педагогических работников муниципальных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образова­ния, могут устанавливаться органами местного самоуправления го­родских округов. По договорам с органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования осуществляется прием учащихся.

И все же право на организацию в стране высшего образования в больше мере реализуется сегодня как государственное полномочие, и собственная деятельность органов местного самоуправления город­ских округов вряд ли существенно расширится от указания в законода­тельстве на их возможности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация оказания медицинской помощи | Обеспечение пользования культурными ценностями
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.