КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия
Управление ВЭД на уровне региона. Методы государственного регулирования ВЭД. Организация управления ВЭД в России. Тема 2 Управление ВЭД в России
1 Организация управления ВЭД в России. В развитии управления внешнеэкономической деятельностью в России можно выделить четыре этапа: 1) До 1918 года – дореволюционный. На этом этапе ВЭД до прихода к власти большевиков развивалась в основном на тех же принципах, что и в других европейских государствах, т.е. практически многие предприятия царской России имели доступ на Внешнеэкономический рынок. 2) 1918 – 1986 гг. – советский. С приходом к власти большевиков была установлена государственная монополия на ВЭД. Законодательно она была закреплена в апреле 1918 года декретом «О национализации внешней торговли». Этим декретом был определен государственный орган, ведающий национализированной внешней торговлей – Совет внешней торговли. В 1920 году он был преобразован в народный комиссариат внешней торговли. 3) 1986 –1991 гг. – перестроечный. Реформа ВЭД в СССР началась в 1986 году. В этот период были сделаны первые шаги по расширению прав министерств, ведомств, предприятий и организаций по самостоятельному выходу их на внешний рынок. (Постановление ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 19.08.86. № 991 «О мерах по совершенствованию управления ВЭС»). Следующим шагом, юридические лица (1987-1989 гг.) получили возможность создавать совместные предприятия (СП) с участием иностранных фирм, а так же создавать предприятия на территории зарубежных стран. 4) С 1991 года – современный. В результате предоставления права всем предприятиям и организациям с 1 апреля 1989 года самостоятельного выхода на внешний рынок, они становятся главным звеном ВЭД. Это право было предоставлено Постановлением СМ СССР от 02.12.1988 г. № 1405 «О дальнейшем развитии ВЭД государственных, кооперативных и иных предприятий, объединений, организаций», т.е. в основе ВЭД был заложен принцип валютной самоокупаемости. С созданием суверенного государства РФ были заложены основы становления новой системы государственного регулирования ВЭС Указом Президента ォО либерализации ВЭД на территории РФ от 15.11.91 г. № 213. В настоящее время осуществляется дальнейшее становление системы управления ВЭД в России. Основы ВЭД России заложены в Конституции РФ. Президент РФ наделен определенными полномочиями в области государственного регулирования ВЭД: - осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой; - определяет порядок экспорта драгоценных металлов, камней расщепляющих материалов; - вводит экономические санкции, в т.ч. во ВЭД; - приостанавливает действие исполнительной власти в вопросах ВЭД. В области государственного регулирования ВЭД Правительство РФ: - обеспечивает проведение единой внешнеторговой политики; - разрабатывает и представляет на утверждение Федерального собрания РФ программу развития внешнеторговой деятельности; - принимает меры по защите внутреннего рынка; - регулирует величину ставок таможенного тарифа; - вводит количественные ограничения экспорта и импорта и др. В управлении ВЭД России наибольшее значение имеют следующие органы исполнительной власти: Министерство торговли РФ (МТ), которому переданы функции упраздненного Министерства внешнеэкономических связей, Министерство экономики РФ; Государственный таможенный комитет; Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК); Центральный банк РФ и др.
2 Методы и принципы государственного регулирования ВЭД. ВЭД России является частью внешней политики государства, поэтому подлежит регулированию с его стороны. Основные принципы государственного регулирования ВЭД в России: - единство ВЭ политики как части внешней политики РФ; - единство системы государственного регулирования ВЭД и контроля за ее осуществлением; - единство таможенной территории РФ; - приоритет экономических мер регулирования; - равенство всех участников ВЭД; - защита государством прав и законных интересов участников ВЭД. Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер. Во-первых, все меры могут быть разделены от направленности действия на экономические процессы, на протекционистские и либерализационные. Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Меры либерализации в противоположность этому направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле. Во-вторых, все меры в зависимости от характера воздействия на экономические процессы, могут быть разделены на экономические и административные. К административным могут быть отнесены меры прямого ограничения экспорта или импорта (установление квот, лицензий, эмбарго и другие). К экономическим могут быть отнесены меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников. Согласно закону «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» все меры могут быть разделены на таможенно-тарифные и нетарифные. Таможенно-тарифные меры государственного регулирования ВЭД в РФ регламентируются Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе» и другими нормативными актами. Меры, относимые к нетарифным, отличаются большим разнообразием. Их совокупность можно разделить на три категории. 1) Меры прямого ограничения. К ним относятся лицензирование, которое предполагает, что на экспорт или импорт отдельных товаров необходимо получить у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). Другим инструментом количественного ограничения является квотирование. Квоты – это ограничения в стоимостном или физическом выражении. 2) Меры, направленные на ограничение ввоза могут быть импортные налоги и депозиты. К числу импортных налогов относятся: - пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы; - сборы, связанные с оформление документов на таможне; - другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и др.). Импортные депозиты представляют собой денежный залог под оплату таможенных пошлин. 3) Особое место в ряду нетарифных мер занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия права и обязанности валютных ограничений содержатся в законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль за поступлением валюты в страну осуществляется на основе регистрации экспортных контрактов.
3 Управление ВЭД на уровне региона. Разграничение полномочий, относящихся к сфере регулирования и управления ВЭД на государственном уровне и уровне регионов определяется законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии с этим законом в совместном ведении федерального центра и субъекта РФ находятся следующие вопросы: - координация внешнеторговой деятельности субъектов РФ; - формирование и реализация региональных и межрегиональных программ внешнеторговой деятельности; - получение иностранных кредитов под гарантии бюджетных доходов субъектов РФ, их использование и погашение; - выполнение международных договоров РФ в области внешнеторговой деятельности, непосредственно затрагивающих интересы соответствующих субъектов РФ; - координация деятельности субъектов РФ по созданию и функционированию свободных экономических зон, регулированию приграничной торговли; - информационное обеспечение ВЭД.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |