Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия




Управление ВЭД на уровне региона.

Методы государственного регулирования ВЭД.

Организация управления ВЭД в России.

Тема 2 Управление ВЭД в России

 

 

1 Организация управления ВЭД в России. В развитии управления внешнеэкономической деятельностью в России можно выделить четыре этапа:

1) До 1918 года – дореволюционный. На этом этапе ВЭД до прихода к власти большевиков развивалась в основном на тех же принципах, что и в других европейских государствах, т.е. практически многие предприятия царской России имели доступ на Внешнеэкономический рынок.

2) 1918 – 1986 гг. – советский. С приходом к власти большевиков была установлена государственная монополия на ВЭД. Законодательно она была закреплена в апреле 1918 года декретом «О национализации внешней торговли». Этим декретом был определен государственный орган, ведающий национализированной внешней торговлей – Совет внешней торговли. В 1920 году он был преобразован в народный комиссариат внешней торговли.

3) 1986 –1991 гг. – перестроечный. Реформа ВЭД в СССР началась в 1986 году. В этот период были сделаны первые шаги по расширению прав министерств, ведомств, предприятий и организаций по самостоятельному выходу их на внешний рынок. (Постановление ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 19.08.86. № 991 «О мерах по совершенствованию управления ВЭС»). Следующим шагом, юридические лица (1987-1989 гг.) получили возможность создавать совместные предприятия (СП) с участием иностранных фирм, а так же создавать предприятия на территории зарубежных стран.

4) С 1991 года – современный. В результате предоставления права всем предприятиям и организациям с 1 апреля 1989 года самостоятельного выхода на внешний рынок, они становятся главным звеном ВЭД. Это право было предоставлено Постановлением СМ СССР от 02.12.1988 г. № 1405 «О дальнейшем развитии ВЭД государственных, кооперативных и иных предприятий, объединений, организаций», т.е. в основе ВЭД был заложен принцип валютной самоокупаемости. С созданием суверенного государства РФ были заложены основы становления новой системы государственного регулирования ВЭС Указом Президента ォО либерализации ВЭД на территории РФ от 15.11.91 г. № 213.

В настоящее время осуществляется дальнейшее становление системы управления ВЭД в России.

Основы ВЭД России заложены в Конституции РФ. Президент РФ наделен определенными полномочиями в области государственного регулирования ВЭД:

- осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой;

- определяет порядок экспорта драгоценных металлов, камней расщепляющих материалов;

- вводит экономические санкции, в т.ч. во ВЭД;

- приостанавливает действие исполнительной власти в вопросах ВЭД.

В области государственного регулирования ВЭД Правительство РФ:

- обеспечивает проведение единой внешнеторговой политики;

- разрабатывает и представляет на утверждение Федерального собрания РФ программу развития внешнеторговой деятельности;

- принимает меры по защите внутреннего рынка;

- регулирует величину ставок таможенного тарифа;

- вводит количественные ограничения экспорта и импорта и др.

В управлении ВЭД России наибольшее значение имеют следующие органы исполнительной власти: Министерство торговли РФ (МТ), которому переданы функции упраздненного Министерства внешнеэкономических связей, Министерство экономики РФ; Государственный таможенный комитет; Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК); Центральный банк РФ и др.

 

2 Методы и принципы государственного регулирования ВЭД. ВЭД России является частью внешней политики государства, поэтому подлежит регулированию с его стороны.

Основные принципы государственного регулирования ВЭД в России:

- единство ВЭ политики как части внешней политики РФ;

- единство системы государственного регулирования ВЭД и контроля за ее осуществлением;

- единство таможенной территории РФ;

- приоритет экономических мер регулирования;

- равенство всех участников ВЭД;

- защита государством прав и законных интересов участников ВЭД.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер. Во-первых, все меры могут быть разделены от направленности действия на экономические процессы, на протекционистские и либерализационные. Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Меры либерализации в противоположность этому направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле.

Во-вторых, все меры в зависимости от характера воздействия на экономические процессы, могут быть разделены на экономические и административные. К административным могут быть отнесены меры прямого ограничения экспорта или импорта (установление квот, лицензий, эмбарго и другие). К экономическим могут быть отнесены меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников.

Согласно закону «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» все меры могут быть разделены на таможенно-тарифные и нетарифные.

Таможенно-тарифные меры государственного регулирования ВЭД в РФ регламентируются Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе» и другими нормативными актами.

Меры, относимые к нетарифным, отличаются большим разнообразием. Их совокупность можно разделить на три категории.

1) Меры прямого ограничения. К ним относятся лицензирование, которое предполагает, что на экспорт или импорт отдельных товаров необходимо получить у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). Другим инструментом количественного ограничения является квотирование. Квоты – это ограничения в стоимостном или физическом выражении.

2) Меры, направленные на ограничение ввоза могут быть импортные налоги и депозиты. К числу импортных налогов относятся:

- пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;

- сборы, связанные с оформление документов на таможне;

- другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и др.).

Импортные депозиты представляют собой денежный залог под оплату таможенных пошлин.

3) Особое место в ряду нетарифных мер занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия права и обязанности валютных ограничений содержатся в законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль за поступлением валюты в страну осуществляется на основе регистрации экспортных контрактов.

 

3 Управление ВЭД на уровне региона. Разграничение полномочий, относящихся к сфере регулирования и управления ВЭД на государственном уровне и уровне регионов определяется законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии с этим законом в совместном ведении федерального центра и субъекта РФ находятся следующие вопросы:

- координация внешнеторговой деятельности субъектов РФ;

- формирование и реализация региональных и межрегиональных программ внешнеторговой деятельности;

- получение иностранных кредитов под гарантии бюджетных доходов субъектов РФ, их использование и погашение;

- выполнение международных договоров РФ в области внешнеторговой деятельности, непосредственно затрагивающих интересы соответствующих субъектов РФ;

- координация деятельности субъектов РФ по созданию и функционированию свободных экономических зон, регулированию приграничной торговли;

- информационное обеспечение ВЭД.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.