Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировые тенденции развития высшего образования

Сфера образования, в том числе система высшего образования, должна не только поддерживать функционирование сложившихся общественно-производственных отношений, но и формировать образцы и идеалы будущей жизни и деятельности людей в стране – демократическом обществе, правовом государстве с социально ориентированной экономикой; готовить для высокотехнологичных производств специалистов, способных к оперативному освоению нововведений в сфере профессиональной деятельности.

Поэтому система высшего профессионального образования должна не просто соответствовать социально-экономическим и политическим изменениям в стране, но и осуществлять свою деятельность на основе ближнесрочных и долгосрочных прогнозов с учетом мировых социокультурных и образовательных тенденций.

Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире выступают:

1. Быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы. Так, количество поступающих в высшие учебные заведения выпускников школ в 1995 г. в развитых странах составило – 60%, в Северной Америке – 84%, в развивающихся странах число охваченных высшим образованием увеличилось за последние годы в 11 раз. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 460 студентов на 10 000 населения, что является высоким показателем для стран Европы.

2. Расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов, что способствует диверсификации (увеличение разнообразия) учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей, которые находятся на стыке двух или нескольких научных областей или учебных дисциплин. Такая взаимосвязь знаний из различных учебных предметов называется междисциплинарностью, которая ивыступает важнойхарактеристикой учебного процесса в современном вузе. Научная практика подтверждает, что новые знания, новая научная отрасль возникают на стыке знаний из разных научных сфер. Образование в современном мире, как отмечал Генеральный директор ЮНЕСКО Фредерико Майор, формируется по образу и подобию бесконечной вселенной, где скрещиваются и взаимно обогащаются друг с другом процессы непрекращающегося творения.

3. Создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации. В соответствии с Болонской декларацией, принятой министрами образования 29 стран Европы 19 июня 1999г., к 2010 году предполагается создание единого европейского образовательного пространства с целью расширения для выпускников вузов возможностей трудоустройства, повышения мобильности специалистов и их конкурентоспособности. Создание единого образовательного пространства предполагает:

– признание дипломов, ученых степеней и квалификаций,

– реализацию двухступенчатой структуры высшего образования,

– использование единой системы кредитных (зачетных) единиц при освоении образовательных программ,

– разработку европейских стандартов качества образования с применением сравнимых критериев и способов их оценки.

4. Качественное изменение требований к подготовке специалиста для производства. В современной производственной сфере наблюдается соединение нескольких форм деятельности: производственной, исследовательской и проектно-конструкторской. Это способствует созданию экспериментальных производств, направленных на разработку новых, более эффективных технологий, обеспечивающих повышение качества продукции. Интеллектуальный потенциал современного общества определяется освоением новых типов мышления, развитием новых видов деятельности, созданием новых технологий.

В этой связи изменяется роль вузовской науки и практики: они должны обеспечивать в процессе подготовки будущих специалистов соединение учебной, научно-исследовательской, проектно-конструкторской форм деятельности в единый процесс совершенствования существующих и создания новых технологий и систем деятельности.

Это определяет необходимость обновления содержания образования в современном вузе: оно должно быть не только «знаниевым», но и «деятельностным» и обеспечивать формирование у студентов опыта освоения и создания новых типов деятельности. Выдвигается проблема реорганизации образовательного процесса вуза, в котором учебно-познавательная работа студентов должна превращаться в научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую деятельность. Опыт освоения новых типов деятельности, способов мышления, технологий и должен стать предметом изучения студентами. При этом будущие специалисты должны учиться выдвигать и обосновывать целевые установки деятельности, разрабатывать и внедрять научно-производственные и технологические проекты.

5. Повышение роли непрерывного самообразования. В настоящее время в высшей школе в течение 4-6 лет в условиях интенсивного развития науки, производственной сферы осуществляется подготовка специалистов, срок профессиональной пригодности которых исчисляется 3-5 годами. В условиях быстрого «старения» знаний специалист нуждается в повышении квалификации или профессиональной переподготовке. По некоторым оценкам зарубежных исследователей специалист в течение года вынужден проводить в учреждениях системы последипломного образования до трети своего рабочего времени. В этой связи важнейшей задачей в процессе профессиональной подготовки специалистов выступает формирование у них системы аутодидактических умений (умений учить самого себя) и потребности в постоянном самообразовании

6. Изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе, что предполагает перевод студента из пассивной позиции объекта учебно-познавательной деятельности в активную, рефлексивно-исследовательскую позицию субъекта. Такой подход определяет необходимость создания в образовательном процессе условий для усвоения студентами умений самоопределения, самообразования и профессионального самосовершенствования. Важнейшими условиями выступают реализация развивающих или личностно-ориентированных технологий, основанных на активных, исследовательских формах и методах обучения; увеличение доли самостоятельной работы, использование INTERNET. Это предполагает серьезную активизацию учебной и научно-исследовательской работы будущих специалистов, увеличение ее плотности и насыщенности, количества отчетных и контрольных мероприятий.

7. Образование стало крупной составляющей рынка образовательных услуг и может стать, по мнению экспертов, одним из самых прибыльных видов экспорта в 21 веке. По оценке ВТО, мировой рынок образовательных услуг составил в 1995 г. 27 млрд. долларов США. Предполагается, что к 2025 г. общее количество студентов, получающих образование за рубежом, вырастет до 4,9 млн., а финансовые показатели достигнут 90 млрд. долларов США. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в список видов деятельности, которая, в случае заключения соответствующего Генерального соглашения, будет регулироваться его положениями.

 

Система высшего образования Республики Беларусь

 

Па стану на пачатак 2008/2009 навучальнага года ў рэспублiцы працуюць 43 дзяржаўныявышэйшыя навучальныя ўстановы (далей па тэксту – ВНУ), уключаючы Акадэмію кіравання пры Прэзідэнце Рэспублікі Беларусь. 42 ВНУ знаходзяцца ў падпарадкаваннi 11 мiнiстэрстваў i іншых органаў дзяржаўнага кіравання:  
Мiнiстэрства адукацыi — 23 Мiнiстэрства сельскай гаспадаркi i харчавання — 4 Мiнiстэрства аховы здароўя — 4 Мiнiстэрства культуры i друку — 3 Мiнiстэрства сувязi i iнфарматыкi — 1 Нацыянальны банк — 1 Міністэрства спорту і турызму — 1 Мiнiстэрства ўнутраных спраў — 1 Мiнiстэрства абароны — 1 Дзяржаўны Камітэт па авіяцыі — 1 Міністэрства па надзвычайных сітуацыях – 2

 

З 43 дзяржаўных ВНУ 31 з'яўляюцца ўнiверсiтэтамі, 7 — акадэмiямi, 2 — iнстытутамі, 3 — вышэйшымi каледжамi.

Акрамя таго, па стану на пачатак 2008/2009 навучальнага года ў рэспублiцы дзейнiчала 10 прыватных ВНУ.

З улiкам штатных сумяшчальнiкаў у дзяржаўных ВНУ рэспублiкi працуе 25287 выкладчыкаў, з iх: 1282 чал. — дактары, 8083 чал.— кандыдаты навук. Вучонае званне прафесара маюць 1204 чал., дацэнта — 6346 чал.

У ВНУ сiстэмы Мiнадукацыi ў гэтай жа якасцi працуюць 892 дактары i 5636 кандыдатаў навук, а ўсяго 15483 штатныя выкладчыкі, з якiх 826 чалавек маюць вучонае званне прафесара i 4458 — дацэнта.

Колькасць работнікаў выхаваўчага працэсу ў дзяржаўных ВНУ складае 1460 чалавек.

Асноўныя колькасныя характарыстыкi кантынгенту студэнтаў дзяржаўных ВНУ прыведзены ў наступнай таблiцы:

 

    Колькасць У iх студэнтаў У тым лiку па формах навучання:
дзённая вячэрняя завочная
  ВНУ (тыс.чал.) усяго прынята усяго прынята усяго прынята
Усяго                

У т.л. ВНУ Мiнадукацыi:

                 

 

У 2008 годзе ў дзяржаўныя ВНУ рэспублiкi паступіла 79131 чал., што на 1484 чал. меньш, чым у мінулым годзе. З ліку паступіўшых у дзяржаўныя ВНУ 48194 чал. (60,9%) будуць навучацца на дагаварных умовах, што на 1% меньш, чым у мінулым годзе.

З дзяржаўных ВНУ рэспублікі выбыла па прычыне непаспяховасці 15413 чал., што на 2604 чал. больш, чым у мінулым годзе, а з ВНУ сістэмы Мінадукацыі — 12773 чал., што на 2300 чал. больш, чым у мінулым годзе.

58,2% ад агульнай колькасцi студэнтаў ВНУ сiстэмы Мiнадукацыi складаюць жанчыны. Найвялiкшая колькасць жанчын — 18941 чал. (78,3%) навучаецца ў Беларускiм дзяржаўным эканамічным унiверсiтэце. У Мінскім лінгвістычным універсітэце гэты паказчык складае 87,9%, у Беларускiм дзяржаўным педагагічным універсітэце — 85,5%.

У дзяржаўных ВНУ рэспублiкi навучаецца 5939 студэнтаў, якiя пастаянна пражываюць на тэрыторыях замежных дзяржаў. З іх грамадзянамі Расіі з’яўляюцца 1846 чал., Кітая – 798, Туркменістана – 724, Індыі – 359, Лівана – 230, Сірыі – 228, Ірана – 218 і г.д.. Паказчыкі прыёму, навучання і выпуску студэнтаў, якiя пастаянна пражываюць на тэрыторыях замежных дзяржаў, прыведзены ў наступнай табліцы (дзесяць першых краін па агульнай колькасці студэнтаў):

 

  Назва дзяржавы Прынята з іх з поўнай аплатай затрат Навучаецца з іх з поўнай аплатай затрат Выпуск з іх з поўнай аплатай затрат
  Расія            
  Кітай            
  Туркменістан            
  Індыя            
  Ліван            
  Сірыя            
  Іран            
  Шры-Ланка            
  Украіна            
  Літва            

 

У ВНУ сiстэмы Мiнадукацыi такiх студэнтаў 3019 чалавек. З іх грамадзянамі Расіі з’яўляюцца 1175 чал., Кітая – 695 чал., Туркменістана – 326, Ірана – 95 і г.д.. Паказчыкі прыёму, навучання і выпуску студэнтаў сiстэмы Мiнадукацыi, якiя пастаянна пражываюць на тэрыторыях замежных дзяржаў, прыведзены ў наступнай табліцы (дзесяць першых краін па агульнай колькасці студэнтаў):

 

  Назва дзяржавы Прынята з іх з поўнай аплатай затрат Навучаецца з іх з поўнай аплатай затрат Выпуск з іх з поўнай аплатай затрат
  Расія            
  Кітай            
  Туркменістан            
  Іран            
  Літва            
  В’етнам            
  Украіна            
  Турцыя            
  Ліван            
  Ірак            

 

120 студэнтаў рэспублiкi, у тым лiку 49 студэнтаў сiстэмы Мiнадукацыi накiраваны на вучобу ў замежныя навучальныя ўстановы (у Кітай – 18, у Італію — 6, у Іспанію — 6 i г.д.).

Паказчыкі прыёму, навучання і выпуску па профілях у дзяржаўных ВНУ прыведзены ў наступнай табліцы:

 

Профіль Прынята Навучаецца у т.л. жанчын Выпуск
Архітэктура і будаўніцтва        
Ахова здароў'я        
Грамадскае харчаванне        
Гуманітарныя навукі        
Камунікацыі,права.Эканоміка.Кіраванне        
Мастацтва і дызайн        
Педагогіка        
Педагогіка. Прафесійная адукацыя        
Прыродазнаўчанавуковыя        
Сацыяльная абарона        
Сельская і лесная гаспадарка        
Служба бяспекі        
Тэхніка і тэхналогіі        
Фізічная культура. Турызм        
Экалагічныя навукі        
Усяго        

 

168892 студэнты ВНУ сiстэмы Мiнадукацыi (што складае 61,1% ад агульнай колькасці) навучаюцца на дагаварных умовах (за кошт сродкаў прадпрыемстваў i арганiзацый — 3763 чал. i за кошт уласных сродкаў — 165129 чал.), што на 6870 чал. больш, чым у мiнулым годзе. Усяго ў дзяржаўных ВНУ рэспублiкi на дагаварных умовах навучаецца 214194 чал., што складае 59% ад агульнай колькасцi студэнтаў. У параўнанні з мінулым годам гэта на 1,5% больш.

Выпуск спецыялiстаў з дзяржаўных ВНУ рэспублiкi ў 2008 годзе склаў 57728 чал., што на 2620 чал. больш, чым у мiнулым годзе. Выпуск з ВНУ Мiнадукацыi склаў 44786 чал., што на 1988 чал. больш, чым у 2007 годзе.

Акрамя таго, 1913 чал. атрымалі дыплом магістра. Па ВНУ сiстэмы Мiнадукацыi гэты паказчык складае 1564 чал.

Накіраванне на работу атрымалі 19412 выпускнікоў дзяржаўных ВНУ рэспублікі, што навучаліся па дзённай форме навучання за кошт бюджэтных сродкаў, з іх прыбылі да места работы 17988 чал. (92,6%).

Агульная колькасць пасадачных месц на прадпрыемствах грамадскага харчавання складае 21177, або 50,5% ад патрабуемых па норме (у мінулым годзе – 50,9%). Сярод усiх ВНУ рэспублiкi найменшы працэнт забяспечанасці (20,8%) пры дэфiцыце месц роўным 137, мае Беларуская дзяржаўная акадэмія музыкі.

Колькасць студэнтаў ВНУ сiстэмы Мiнадукацыi, якiя пражываюць у iнтэрнатах складае ў гэтым годзе 45263 чал. ці 60,0% ад агульнай колькасці студэнтаў, якія маюць патрэбу ў інтэрнатах. Працэнт забяспечанасці іншагародніх студэнтаў інтэрнатамі па ВНУ рэспублікі – 66,4%.

Значна адрозніваюцца ўмовы пражывання ў інтэрнатах розных ВНУ (па памерах жылой плошчы інтэрнатаў, занятай студэнтамі дадзенага ВНУ, у разліку на аднаго пражываючага) – ад 13,5 кв.м. у мінскім дзяржаўным лінгвістычным універсітэце, да 3,2 кв.м. у Міжнародным дзяржаўным экалагічным універсітэце. У сярэднім па ВНУ сістэмы Мiнадукацыi гэты паказчык складае 7,3 кв.м., па рэспубліцы таксама – 7,3 кв.м.

Па стану на 1 кастрычнiка 2008 года ў Рэспублiцы Беларусь працуюць 10 прыватныхВНУ і 8 іх філіялаў, якія маюць лiцэнзiю Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь. Да ліку прыватных ВНУ з 2003 года адносіцца Беларускі гандлёва-эканамічны універсітэт спажывецкай кааперацыі.

У прыватных ВНУ навучаюцца 57777 чал. (што на 893 чал. меньш, чым у мінулым годзе), у тым лiку 14772 чал. — на дзённай, 43005 чал. — на завочнай форме навучання.

З агульнага ліку студэнтаў, якія навучаюцца ў прыватных ВНУ, стыпендыю атрымліваюць толькі 788 студэнтаў (34,1%) Беларускага гандлёва-эканамічнага універсітэта спажыўкааперацыі.

У 2008 годзе прыём у прыватныя ВНУ склаў 12354 чал. (што на 2477 чал. меньш, чым у мінулым годзе), у тым лiку 3505 — на дзённую і 8849 — на завочную форму навучання.

Ніжэй прыведзена табліца, якая адлюстроўвае паказчыкі прыёму, навучання і выпуску студэнтаў прыватных ВНУ па профілях:

 

Профіль Прынята Навучаецца у т.л. жанчын Выпуск
Гуманітарныя навукі        
Камунікацыі,права.Эканоміка.Кіраванне        
Мастацтва і дызайн        
Педагогіка        
Прыродазнаўчанавуковыя        
Сацыяльная абарона        
Тэхніка і тэхналогіі        
Усяго        

 

66,9% ад агульнай колькасцi студэнтаў прыватных ВНУ складаюць
жанчыны — 38657 чал.

У прыватных ВНУ навучаецца 449 студэнтаў з замежных дзяржаў.

Выпуск спецыялiстаў з прыватных ВНУ рэспублiкi ў 2008 годзе склаў 11094 чал. (2388 — па дзённай і 8706 — па завочнай форме навучання), што на 659 чал. меньш, чым у мiнулым годзе.

У прыватных ВНУ Рэспублiкi Беларусь працуюць 1721 штатных выкладчыкаў, з якiх 65 маюць вучонае званне прафесара і 453 — дацэнта. 60 выкладчыкаў маюць вучоную ступень доктара, 588 – кандыдата навук. Акрамя таго, у гэтых ВНУ 422 выкладчыкі працуюць на ўмовах штатнага сумяшчальнiцтва.

Агульная плошча будынкаў прыватных ВНУ складае 197967 кв.м. З iх 111776 кв.м (56,4%) — арэндаваная плошча. З агульнай колькасці прыватных ВНУ 2 ВНУ і 1 філіял не маюць уласных плошчаў. Не арэндуюць будынкі 1 ВНУ і 1 філіял: Гандлёва-эканамічны універсітэт спажыўкааперацыі, Гомельскі філіял МІПСА. 7 ВНУ і 2 філіялы выкарыстоўваюць як уласныя, так і арэндаваныя плошчы.

Будынкi iнтэрнатаў займаюць плошчу 36783 кв.м. З iх арандаваная плошча — 688 кв.м. 2327 студэнтаў маюць патрэбу ў iнтэрнатах. З iх пражываюць у iнтэрнатах 2062 чал. (88,6%).

Харчаванне студэнтаў не арганізавана ў 5 ВНУ і 1 філіяле: у Інстытуце сучасных ведаў, Інстытуце прадпрымальніцкай дзейнасці, Інстытуце правазнаўства, “Жаночым інстытуце ЭНВІЛА”, Міжнародным гуманітарна-эканамічнам інстытуце, а таксама ў філіяле Інстытута правазнаўства ў Гродне.

Агульны прыём, агульная колькасць і выпуск студэнтаў дзяржаўных і прыватных ВНУ рэспублікі ў 2007 і 2008 навучальных гадах прыведзены ў табліцы:

 

Умовы аплаты Прыём у ВНУ Кантынгент студэнтаў ВНУ Выпуск з ВНУ
           
За кошт бюджэтных сродкаў, усяго (дзяржаўныя ВНУ, уключаючы сродкі бюджэта РФ) па формах навучання дзённая вячэрняя завочная           174 7018  
За кошт уласных сродкаў студэнтаў, усяго у т.л. дзяржаўныя ВНУ прыватныя ВНУ            
За кошт сродкаў прадпрыемстваў і арганізацый, усяго у т.л. дзяржаўныя ВНУ прыватныя ВНУ            
У С Я Г О:            
у т. л. - дзяржаўныя ВНУ - прыватныя ВНУ            

 

 

 

Направления реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь

Стратегическими целями реформирования системы высшего образования в нашей стране выступают:

- повышение качества высшего образования в условиях его массовости;

- формирование профессиональной мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности;

- воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности, способной активно участвовать в экономической и социально-культурной жизни общества.

Основными направлениями развития высшей школы являются разработка и внедрение в образовательный процесс вузов:

- структурно-организационных изменений;

- содержательно-технологических инноваций;

- создание ресурсного обеспечения подготовки специалистов.

Структурно-организационные изменения направлены на совершенствование структуры высшего образования, что предполагает:

- поэтапный переход на дифференцированные сроки подготовки специалистов, переориентация магистратуры на подготовку к обучению в аспирантуре;

- диверсификацию типов высших учебных заведений: высший колледж – институт – академия – университет;

- интеграцию среднего специального и высшего образования (создание университетских комплексов: среднее-специальное учебное заведение (ССУЗ) – вуз).

Содержательно-технологические инновации связаны с обоснованием и внедрением нового содержания и технологий обучения, направленных на повышение качества подготовки специалистов в современных условиях. Разработка нового содержания обучения, во-первых, предполагает обновление или создание новых образовательных стандартов, учебных планов, программ двухступенчатой подготовки специалистов: СПЕЦИАЛИСТ или МАГИСТР. Во-вторых, качественное освоение студентами нового содержания обучения обеспечивается за счет создания и использования так называемых учебно-методических комплексов, включающих в себя курсы лекций, учебники и учебно-методические пособия, сборники задач, практикумы, тестовые задания как на бумажных носителях, так и на электронных. Важнейшим подходом в разработке учебно-методических комплексов выступает блочно-модульный, предполагающий реализацию следующих блоков учебных дисциплин в соответствии с профилем и ступенями обучения: социально-гуманитарный и естественнонаучный, общепрофессиональный, специальный.

Освоение студентами учебных дисциплин по блокам усиливает межпредметные связи и создает единую образовательную среду, направленную на формирование у будущих специалистов: общей культуры; мировоззрения, основанного на идеях гуманизма, демократии, плюрализма; системно-ситуационного, профессионального мышления, обеспечивающего успешную организацию профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся условиях. Разработка учебно-методического обеспечения на основе модульного подхода и освоение студентами соответствующих модулей выступают эффективным средством их включения в самостоятельную учебно-поисковую и исследовательскую работу по овладению учебным материалом и способами решения учебных задач. Модуль одновременно представляет собой:

1) целевую программу учебных действий студента по освоению конкретного учебного предмета,

2) банк информации,

3) методический инструментарий для достижения образовательных целей и решения будущих профессиональных задач,

4) форму самоконтроля, самооценки и самокоррекции знаний и способов действий.

Процесс двухступенчатой подготовки будущего специалиста должен быть построен как процесс формирования умений и навыков самообразования и саморазвития студентов, способов профессионального мышления и деятельности. Процесс овладения профессией и основами профессионального мастерства происходит лишь на личностном уровне и требует специальных личностно-ориентированных образовательных программ, предполагает гибкость организации учебного процесса, который должен стать для студентов личностно-значимым и более мотивированным.

Этого можно достичь созданием и внедрением в учебный процесс наряду с традиционными личностно-ориентированных или развивающих технологий, основанных на активных, проектно-исследовательских формах и методах обучения. Такие технологии и методики направлены на: организацию совместной рефлексивной учебно-поисковой деятельности преподавателя и студентов, активизацию научно-исследовательской деятельности будущих специалистов, увеличение объема их самостоятельной работы в процессе освоения учебных дисциплин, совершенствование системы мотивации к учению, контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) знаний. При этом большое значение имеют такие активные формы обучения, как проблемные лекции, семинары, «круглые столы», работа в микрогруппах (коллективная мыследеятельность), «мозговой штурм», игра и др.

Большая роль в обновлении технологий принадлежит разработке и использованию информационных, компьютерных технологий, дистанционных форм обучения, обеспечивающих лекционную работу с большими потоками студентов, а также заочную форму обучения.

Третьим направлением развития высшей школы является создание ресурсного обеспечения качественной подготовки специалистов. Ресурсное обеспечение включает следующие виды: 1) нормативно-правовое (принятие Закона о высшем образовании, создание общего государственного Классификатора специальностей и квалификаций и др.), 2) кадровое (повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, реализацию системы стимулирования инновационной педагогической деятельности и др.), 3) материально-техническое (обновление материально-технической базы, широкий доступ к Internet студентов и преподавателей и др.), 4) финансовое (повышение эффективности научно-инновационной и научно-производственной деятельности вузов и их структур, расширение образовательных и коммерческих услуг и др.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные положения новой образовательной парадигмы | Развитие личности как педагогическая проблема
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.