Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения

1. Понятие речевого взаимодействия.

2. Нормативные, коммуникативные и этические аспекты устной и письменной речи.

1. Речевое общение – объективный, целенаправленный и завершенный характер речевого взаимодействия людей, процесс обмена мыслями, сведениями, идеями посредством языка, направленный на реализацию конкретной целевой установки.

Основные единицы речевого общения: речевая ситуация, речевое событие и речевое взаимодействие.

Речевая ситуация – это конкретные обстоятельства, в которых происходит речевое взаимодействие.

Речевое событие это конкретная, законченная форма речевого общения, представляющая собой единство речевого взаимодействия и речевой ситуации.

Речевое взаимодействие – это процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между людьми с помощью языка.

Все виды речевого общения выступают в устной или письменной, диалогической и монологической формах. Таким образом, различают диалогическое и монологическое, устное и письменное общение.

Диалог (от греч. dialogos – разговор, беседа) – форма речи, которая характеризуется сменой высказываний (реплик) двух или нескольких (полилог) говорящих и непосредственной связбю высказываний с ситуацией.

Л.В. Щерба заложил основы теории диалога в отечественном языкознании. Он утверждал, что «подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге».

Диалогичность речи (письменной) – это выражение в тексте средствами языка взаимодействия общающихся, понимаемое как соотношение смысловых позиций, как учет реакций адресата (в том числе второго я), а также эксплицирование в тексте признаков собственно диалога.

Монолог – речь, обращенная к самому себе или другим, не рассчитанную, в отличие от диалога, на непосредственную вербальную реакцию другого лица (лиц).

Речевые типы монолога – повествование, описание и рассуждение.

Важно отметить, что любая форма общения используется в процессе продуцирования связного цельного текста (диалогический текст создается не одним, а двумя или несколькими авторами). Продуктом любого вербального общения всегда является текст.

Текст – это речевое произведение, характеризующееся определенным замыслом, темой, структурой. Логическим или стилистическим единством, грамматической и смысловой связанностью его компонентов. Текст – результат речевой деятельности, которую осуществляют участники общения.

Речевое общение как процесс взаимодействия между участниками коммуникации, направленный на реализацию конкретной целевой установки, протекает на основе речевой деятельности.

Речевая деятельность – это деятельность человека, связанная с использованием средств языка в целях общения: передачи и получения информации, установления взаимоотношений и т.д. Речевая деятельность – это деятельность текстовая.

Виды речевой деятельности: говорение, чтение, письмо, слушание. С помощью говорения и слушания осуществляется устное (контактное) общение. Письменное общение (дистантное) осуществляется с помощью чтения и письма.

По направленности речевой деятельности – на передачу (продуцирование) или на прием (рецепцию) речевого сообщения – виды речевой деятельности делятся на продуктивные и рецептивные. Результатом продуктивных видов речевой деятельности является создание текста (устного или письменного), а результатом рецептивных видов речевой деятельности является восприятие и понимание текста.

Речевая деятельность протекает в четыре этапа.

1. Этап ориентировки. На этом этапе происходит ориентировка человека в потребностях, целях, предмете и средствах речевой деятельности – в том, что составляет речевую ситуацию.

2. Этап планирования. На этом этапе планируются характер и способ речевой деятельности, предварительно отбираются средства осуществления той или иной речевой деятельности.

3. Этап реализации. На этом этапе происходит реализация намеченного на первых двух этапах. Например, говорение характеризуется использованием фонетических и интонационных средств языка. Большое значение имеют невербальные средства общения.

4. Этап контроля. Проверка результатов речевой деятельности. Так на этапе контроля чтения осуществляется анализ результатов в зависимости от цели и задач, которые ставились перед чтением текста.

Все элементы речевой ситуации оказывают влияние на характер речевой деятельности. Так, выбор языковых средств зависит от характера адресата: речь, обращенная к специалистам, существенно отличается от речи, обращенной к неспециалистам, научный доклад, рассчитанный на компетентного слушателя, отличается от объяснительной речи учителя на уроке.

2. Качества хорошей, умелой речи называются коммуникативными, так как они проявляются в процессе общения людей друг с другом.

К основным коммуникативным качествам речи относятся: правильность, точность, логичность, понятность, богатство, выразительность, уместность. Все эти качества взаимосвязаны и взаимообусловлены: соблюдение норм литературного языка обеспечивает не только правильность, но и чистоту, логичность речи; от уместности зависит проявление выразительности, богатства и т.п.

Правильность – главное качество речи, создаваемое строгим соблюдением требований литературного языка, благодаря этому качеству обеспечивается взаимопонимание общающихся (устно или письменно) людей.

Точность речи – одно из основных коммуникативных качеств, создаваемое строгим соответствием употребленных языковых средств передаваемому содержанию. Невозможно понять фразу «мы долго искали ключ», так как из контекста неясно, какой из омонимов здесь использован (ключ – родник или ключ от дома). Точность – обозначение всех вещей «своими именами».

Точность речи достигается:

1. Знанием предмета (точно представлять себе содержание, смысл передаваемой информации).

2. Логикой мышления.

3. Соблюдением лексических норм (употребление слова в соответствии с его словарным значением и соблюдение лексико-семантическую сочетаемости.

Особую роль в достижении лексической точности играет употребление синонимов, которые различаются оттенками значения, и поэтому во многих случаях не могут взаимозаменяться (Читая роман, мысленно окунаешься (погружаешься) в атмосферу жизни маленького, провинциального городка).

При употреблении омонимов и многозначных слов необходимо создавать такую речевую ситуацию, таким образом строить текст, чтобы было понятно, какой омоним или какое значение многозначного слова здесь присутствует (Мы долго искали в овраге ключ, чтобы набрать воды/Мы долго искали в овраге потерянный нами ключ от дома).

Смысловую точность словосочетаний нарушают немотивированные повторы однозначных или близких по значению слов и выражений (плеоназмы): устранить имеющиеся недостатки, большой поборник всего нового, свободная вакансия.

Стремясь к точному выражению мысли, необходимо внимательно относиться к словам-паронимам, которые характеризуются звуковой близостью, часто являясь однокоренными: одевать – надевать, невежа – невежда, скрытый – скрытный.

Например, в предложении «Он полный невежа в искусстве» нарушена лексическая норма: слово невежа (невоспитанный, невежливый человек) употреблено неправильно. Его следует заменить паронимом невежда (несведущий, малообразованный).

Точность речи требует правильного употребления фразеологизмов, которые имеют устойчивый состав и целостное значение. Это закреплено в языке, о чем свидетельствуют фразеологические словари, и в речи должно воспроизводиться правильно, точно.

Логичность речи – ее структурно-смысловое качество, означающее организованность высказывания в соответствии с законами логики и композиционной оптимальности.

Логичность – это умение должным образом организовать последовательность текста, раскрытие проблемы или движение сю-жета по схеме: а) введение (вступление) – 1\12 часть общего объема; б) развитие мысли в ходе основного рассуждения – 5\6 текста и в) заключение, сводящее воедино основные итоги.

Непоследовательность речи воспринимается как бессвязность, сбивчивость, перескакивание одной мысли на другую.

Логичная речь непротиворечива. Она зависит от знания предмета речи, от твердости убеждений говорящего, уверенности в собственной правоте. Особенно это важно для рассуждения, когда доказывается справедливость исходного текста. Противоречивость может возникать и в узком контексте, например при сочетании несочетающихся по смыслу понятий: Упорно, нетерпеливо идет он к намеченной цели (упорство и нетерпение в данном контексте являются взаимоисключающими характеристиками действия). Противоречивые высказывания иногда приводят к бессмысленности: Я о нем ничего плохого, кроме хорошего, сказать не могу.

Логичная речь – обоснованная, т.е. доказательная. При этом доказательства должны быть правильными, в противном случае высказывание теряет убеждающую силу: 1) Князь Игорь пошел на половцев и был взят в плен. Поэтому он патриот. 2) Рахметов – революционер. Мы видим это из того, что он не хотел жениться. 3) Есенин очень любил родную природу, ее красоту. Потому что он был родом из деревни.

Таким образом, логичность речи обусловливается соблюдением законом и норм правильного мышления. Ошибки, возникающие в результате нарушения логических требований и приводящие а искажению правильного представления о действительности, называют алогизмами.

Соблюдение логических законов и норм является внеязыковым условием логичности речи. Языковым (лингвистическим) условием следует считать соблюдение закономерностей и норм построения высказывания, прежде всего – норм синтаксических.

Наиболее частые логические ошибки в речи.

1. Излишне дробленый текст или, наоборот, нагромождение чересчур длинных предложений, смысл которых теряется по мере чтения или произнесения придаточных конструкций.

2. Объединение в один ряд семантически несопоставимых слов (обозначающие неоднородные понятия): абстрактные и конкретные (На партах у вас должны лежать учебники, ручки и домашнее задани е); одушевленные и неодушевленные («Праздничный костер, на который соберут весь хворост с улицы и пригласят ветеранов», В этом году в нашей школе появились новые парты, доски и учителя); родовые и видовые (Вокруг школы посадили березы, липы, шиповник и кустарники).

Двусмысленность возникает и в том случае, если какое-либо слово может быть отнесено к разным рядам однородных членов: К писателю приходят письма с пожеланиями избавления от болезни и долголетней жизни (следует говорить и писать: письма с пожеланиями долголетней жизни и избавления от болезни).

3. Неправильная организация предложений, включающих деепричастные обороты. Обозначаемое деепричастием действие всегда связано с действием подлежащего: Подходя к городу, начался сильный ливень (предложение неправильно и двусмысленно)/ Мы подходили к городу, когда начался ливень.

3. Смысловые искажения могут возникнуть из-за внесения в речь анафорических местоимений: «У ивы стояла девушка, она покачивалась и скрипела от ветра».

4. Проявление двусмысленности исключает понимание; в подобных случаях, как правило, используется нежелательная омонимия: «Поюмое отечество» – заявляет … продавщица пивного ларька.

Логические ошибки – порождают неточность в речи, но и ведут к абсурдности, неуместному комизму, неверному восприятию текста. Например, если поверить рекламе одного чудодейственного средства: «Фирма гарантирует уменьшение веса на сто процентов», во что же превратится клиент?!

Чичиков – беспринципный человек Он ездит по деревням и скупает мертвые души; все время всех обманывает. Речь у него гладкая, правильная, взгляд подкупающий. Настоящих друзей у него не было никогда, даже в школе (из сочинения абитуриента). Текст лишен связности, цельности, отсутствует системность –последовательность описания.

Итак, логичность речи, как и точность, обусловливается соблюдением норм и закономерностей языка, т.е. связана с правильностью речи.

Понятность речи – тщательный отбор речевых средств путем удаления из нее профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов, терминов. Использование в речи заимствованных должно быть строго мотивировано, при этом говорящий должен точно знать их значение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нарушение срока и неправильная уплата налога | Богатство (разнообразие) –одно из основных коммуникативных качеств речи, свидетельство общей культуры человека, его начитанности, эрудиции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 19110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.