КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные элементы системы бухгалтерского учета
Система бухгалтерского учета на предприятии. Нормативная база бухгалтерского учета в Российской Федерации Тема 13 «ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА» План: 1. Система бухгалтерского учета на предприятии. Нормативная база бухгалтерского учета в Российской Федерации. 2. Основные элементы системы бухгалтерского учета. 3. Ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях. Составление отчетности.
В процессе хозяйственной деятельности формируются информационные потоки, характеризующие основные экономические параметры работы предприятия: состав и размер собственных и заемных средств, расходы и доходы предприятия, издержки производства. Бухгалтерский учет на предприятии поставляет экономическую информацию различным группам заинтересованных пользователей и, в зависимости от целей и задач, поставленных перед ним, подразделяется на различные виды: финансовый, управленческий, налоговый. Данные бухгалтерского (финансового) учета и составляемой на их основе бухгалтерской (финансовой) отчетности должны характеризовать финансовое состояние предприятия и результаты его деятельности. На долю бухгалтерской информации приходится свыше 70% общего объема экономической информации. Именно системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества предприятия и источниках его образования, хозяйственных процессах, конечных результатах финансовой и производственно-хозяйственной деятельности. Управление финансовыми ресурсами предприятия невозможно без достоверной информации об их наличии, структуре, движении. Бухгалтерский учет организует эти информационные потоки и представляет данные в виде итоговых отчетов. На всех этапах деятельности предприятия к бухгалтерской информации предъявляются требования: · объективность; · достоверность; · своевременность; · оперативность. Управленческий учет является важным элементом системы управления организацией и функционирует параллельно с системой финансового учета. Управленческий учет включает в себя выявление, измерение. Фиксацию и передачу информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций (планирование, контроль, анализ, мотивация). Соизмерение доходов с расходами по отдельным сегментам и оптимизация этого соотношения направлены в конечном счете на повышение эффективности функционирования организации в целом. Налоговый учет – это самостоятельная система регистрации фактов хозяйственной деятельности предприятия для целей налогообложения. Финансовый, управленческий и налоговый учет не существуют независимо друг от друга. Нормативная база бухгалтерского учета в России Бухгалтерский учет регламентируется документами, изданными органами различного уровня. В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде системы, состоящей из четырех уровней.
Таблица 1 – Нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Таблица 2 – Основные элементы системы бухгалтерского учета
Документирование. Одна из отличительных особенностей бухгалтерского учета. Позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является оформление их первичными учетными документами, отвечающими соответствующим требованиям. Первичные учетные документы составляются в момент совершения операции или сразу после ее окончания. Движение первичных учетных документов от момента их появления в организации до сдачи в архив после их принятия к учету и обработки принято называть документооборотом. Внутренняя регламентация хозяйствующим субъектом обработки и сроков представления первичных учетных документов называется графиком документооборота. Отсутствие четкого графика или его не соблюдение может приводить к различным нарушениям требований к ведению бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта. Формы первичных документов по учету основных хозяйственных операций (кассовых операций, учета труда, операций с основными средствами и материалами) утверждены в альбомах унифицированных форм Федеральной службой государственной статистики (Росстат). В отдельных случаях организации имеют право разрабатывать формы документов самостоятельно. Обязательным условием является наличие в документе всех реквизитов, установленных Законом о бухгалтерском учете. Инвентаризация – это проверка соответствия фактического наличия объектов учета данным бухгалтерского учета. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции документированы и отражены в системном бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления. В соответствии с действующим законодательством проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях: · при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального предприятия; · перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; · при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел); · при выявлении фактов хищения, злоупотребления, а также порчи имущества; · в случае пожара, стихийных бедствий, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; · при ликвидации (реорганизации) организации или других случаях, предусматриваемых законодательством РФ. План счетов бухгалтерского учета. Несмотря на свое многообразие, хозяйственные факты поддаются группировке и классификации. Для учета каждой группы объектов открывается бухгалтерский счет. Счет имеет наименование и номер. Например, 50 «касса», 51 «Расчетный счет», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 99 «Прибыли и убытки» и т.д. Счета объединяются в группы, совокупность которых представляет план счетов организации. В Плане счетов приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Например, счет 50 «Материалы» имеет номер 10. к нему могут быть открыты субсчета 10.1 «Сырье и материалы», 10.2 «Покупные полуфабрикаты», 10.9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». На каждом из субсчетов предполагается ведение аналитического учета в разрезе групп материалов, подгрупп по сортности, качеству, другим параметрам. В свою очередь, счет 10 входит в раздел II Плана счетов, имеющий название «Производственные запасы». План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных организаций) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи. Состоит из 8 групп, объединяющих основные виды объектов бухгалтерского учета. На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, включая субсчета, применяемых в конкретной организации. Например, в торговой организации могут потребоваться к счету 50 «Касса» субсчета для учета поступления выручки по каждому кассовому аппарату. Таким образом, в рабочем плане счетов будут присутствовать субсчета 50.1 «Операционная касса № 1», 50.2 «операционная касса № 2» и т.д. А на производственном предприятии такой необходимости может и не возникнуть. Зато, в отличие от торговой организации, в плане счетов завода будут присутствовать такие субсчета счета 20 «Основное производство», как 20.1 «Цех № 1», 20.2 «Цех № 2» и т.д. Счет представляет собой двухстороннюю таблицу, одна сторона которой носит название «дебет» (означает поступление, увеличение), а другая – «кредит» (означает возникновение задолженности, уменьшение, отток имущества). Строение счета подразумевает наличие сальдо (остатка) и оборотов (движения по счету). Двойная запись – отражение каждой хозяйственной операции как минимум по двум счетам бухгалтерского учета. Например, операция поступления денежных средств с расчетного счета в кассу означает уменьшение суммы денег на расчетном счете и увеличение наличности в кассе. В таком случае говорят, что счет «Касса» дебетуется (Д), счет «Расчетный счет» кредитуется (К). Запись хозяйственной операции обозначается терминами «проводка», «корреспонденция счетов». Дебетовые остатки по счетам характеризуют актив предприятия (его имущество), а кредитовые – пассив (источники формирования имущества или обязательства предприятия). Сумма дебетовых и кредитовых остатков по счетам предприятия на фиксированный момент времени формирует баланс предприятия, то есть соотношение имущества организации и источников его формирования. Основными разделами актива баланса являются внеоборотные активы и оборотные активы, пассива – капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные обязательства. При применении метода двойной записи соблюдается равенство начальных и конечных остатков. Таким образом, выполняется основное условие составления баланса – равенство актива и пассива. Существует определенная последовательность выполнения действий бухгалтером, составляющим бухгалтерскую процедуру оформления документов: 1. Регистрация фактов хозяйственной деятельности. 2. Отражение на счетах бухгалтерского учета. 3. Формирование бухгалтерской отчетности. 4. Анализ отчетных данных. Функционально процедуру ведения бухгалтерского учета можно разделить на отдельные участки: 1. Учет внеоборотных активов. 2. Учет денежных средств. 3. Учет затрат и готовой продукции. 4. Учет расчетов. 5. Учет финансовых вложений. 6. Учет финансового результата и капитала. Ведение бухгалтерского учета по каждому участку имеет свои правила и особенности.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |