Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные элементы системы бухгалтерского учета




Система бухгалтерского учета на предприятии. Нормативная база бухгалтерского учета в Российской Федерации

Тема 13

«ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА»

План:

1. Система бухгалтерского учета на предприятии. Нормативная база бухгалтерского учета в Российской Федерации.

2. Основные элементы системы бухгалтерского учета.

3. Ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях. Составление отчетности.

 

В процессе хозяйственной деятельности формируются информационные потоки, характеризующие основные экономические параметры работы предприятия: состав и размер собственных и заемных средств, расходы и доходы предприятия, издержки производства.

Бухгалтерский учет на предприятии поставляет экономическую информацию различным группам заинтересованных пользователей и, в зависимости от целей и задач, поставленных перед ним, подразделяется на различные виды: финансовый, управленческий, налоговый.

Данные бухгалтерского (финансового) учета и составляемой на их основе бухгалтерской (финансовой) отчетности должны характеризовать финансовое состояние предприятия и результаты его деятельности.

На долю бухгалтерской информации приходится свыше 70% общего объема экономической информации. Именно системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества предприятия и источниках его образования, хозяйственных процессах, конечных результатах финансовой и производственно-хозяйственной деятельности.

Управление финансовыми ресурсами предприятия невозможно без достоверной информации об их наличии, структуре, движении. Бухгалтерский учет организует эти информационные потоки и представляет данные в виде итоговых отчетов. На всех этапах деятельности предприятия к бухгалтерской информации предъявляются требования:

· объективность;

· достоверность;

· своевременность;

· оперативность.

Управленческий учет является важным элементом системы управления организацией и функционирует параллельно с системой финансового учета. Управленческий учет включает в себя выявление, измерение. Фиксацию и передачу информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций (планирование, контроль, анализ, мотивация). Соизмерение доходов с расходами по отдельным сегментам и оптимизация этого соотношения направлены в конечном счете на повышение эффективности функционирования организации в целом.

Налоговый учет – это самостоятельная система регистрации фактов хозяйственной деятельности предприятия для целей налогообложения.

Финансовый, управленческий и налоговый учет не существуют независимо друг от друга.

Нормативная база бухгалтерского учета в России

Бухгалтерский учет регламентируется документами, изданными органами различного уровня. В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде системы, состоящей из четырех уровней.

 

 

Таблица 1 – Нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет

Уровень Виды нормативных документов Документы Разъяснения
Первый Законодательные акты РФ, Указы Президента РФ; Постановления Правитель-ства РФ, регламентирую-щие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ; Гражданский Кодекс РФ; Федеральный закон «О государственной поддерж-ке малого предпринима-тельства в РФ» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ Определяют правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельнос-ти и составления отчет-ности, состав хозяйст-вующих субъектов, обя-занных вести бухгал-терский учет и пред-ставлять финансовую отчетность
Второй Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности ПБУ 4/99 «Бухгал-терская отчетность орга-низаций»; ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия»; ПБУ 6/01 «Учет основных средств»; ПБУ 5/01 «Учет материально-производст-венных запасов»; ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» и т.д. Свод основных правил, устанавливающих порядок учета и оценки опре-деленного объекта или их совокупности. Учетные стандарты ПБУ конкре-тизируют Закон о бухгалтерском учете, носят обязательный харак-тер (в отличие от зарубежных, носящих рекомендательный характер)
Третий Методические рекоменда-ции (указания), инструк-ции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 22 июля 1003 г. № 67н; Приказ Минфина РФ «О типовых рекомендациях по организации бухгал-терского учета для субъектов малого предпринимательства» от 21 декабря 1998 г. № 64н; Приказ Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению» от 31 октября 2000 г. № 94н     Призваны конкретизиро-вать учетные стандарты в соответствии с отрас-левыми и иными особен-ностями
Четвертый Рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия: утвержденные руководи-телем формы первичных учетных документов, утвержденные руково-дителем формы внутренней отчетности Приказ об учетной политике предприятия; График документообо-рота; Рабочий план счетов бухгалтерского учета Руководители организа-ций могут в зависимости от объема учетной работы учредить бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером, ввести в штат должность бухгал-тера, передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализи-рованной организации или бухгалтеру-специалисту, вести бухгалтерский учет лично. Методические аспекты формирования учетной политики предприятия включают в себя выбор одного из разрешенных методов начисления амортизации ОС и НМА, порядка учета, оценки и списания в производство материальных запасов, учета финансовых вложе-ний организации, порядка формирования резервов и т.д.

 

 

Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Таблица 2 – Основные элементы системы бухгалтерского учета

Способы бухгалтерского учета Элементы
Первичного наблюдения Первичный учет и документооборот; Инвентаризация
Вторичной группировки фактов План счетов; Двойная запись
Стоимостного Оценка имущества и обязательств; Калькуляция
Итоговое наблюдение Баланс; Бухгалтерская отчетность

 

Документирование. Одна из отличительных особенностей бухгалтерского учета. Позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является оформление их первичными учетными документами, отвечающими соответствующим требованиям. Первичные учетные документы составляются в момент совершения операции или сразу после ее окончания.

Движение первичных учетных документов от момента их появления в организации до сдачи в архив после их принятия к учету и обработки принято называть документооборотом. Внутренняя регламентация хозяйствующим субъектом обработки и сроков представления первичных учетных документов называется графиком документооборота. Отсутствие четкого графика или его не соблюдение может приводить к различным нарушениям требований к ведению бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта.

Формы первичных документов по учету основных хозяйственных операций (кассовых операций, учета труда, операций с основными средствами и материалами) утверждены в альбомах унифицированных форм Федеральной службой государственной статистики (Росстат). В отдельных случаях организации имеют право разрабатывать формы документов самостоятельно. Обязательным условием является наличие в документе всех реквизитов, установленных Законом о бухгалтерском учете.

Инвентаризация – это проверка соответствия фактического наличия объектов учета данным бухгалтерского учета. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции документированы и отражены в системном бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления.

В соответствии с действующим законодательством проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:

· при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального предприятия;

· перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

· при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

· при выявлении фактов хищения, злоупотребления, а также порчи имущества;

· в случае пожара, стихийных бедствий, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

· при ликвидации (реорганизации) организации или других случаях, предусматриваемых законодательством РФ.

План счетов бухгалтерского учета. Несмотря на свое многообразие, хозяйственные факты поддаются группировке и классификации. Для учета каждой группы объектов открывается бухгалтерский счет. Счет имеет наименование и номер. Например, 50 «касса», 51 «Расчетный счет», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 99 «Прибыли и убытки» и т.д. Счета объединяются в группы, совокупность которых представляет план счетов организации. В Плане счетов приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Например, счет 50 «Материалы» имеет номер 10. к нему могут быть открыты субсчета 10.1 «Сырье и материалы», 10.2 «Покупные полуфабрикаты», 10.9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». На каждом из субсчетов предполагается ведение аналитического учета в разрезе групп материалов, подгрупп по сортности, качеству, другим параметрам. В свою очередь, счет 10 входит в раздел II Плана счетов, имеющий название «Производственные запасы».

План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных организаций) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи. Состоит из 8 групп, объединяющих основные виды объектов бухгалтерского учета.

На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, включая субсчета, применяемых в конкретной организации. Например, в торговой организации могут потребоваться к счету 50 «Касса» субсчета для учета поступления выручки по каждому кассовому аппарату. Таким образом, в рабочем плане счетов будут присутствовать субсчета 50.1 «Операционная касса № 1», 50.2 «операционная касса № 2» и т.д. А на производственном предприятии такой необходимости может и не возникнуть. Зато, в отличие от торговой организации, в плане счетов завода будут присутствовать такие субсчета счета 20 «Основное производство», как 20.1 «Цех № 1», 20.2 «Цех № 2» и т.д.

Счет представляет собой двухстороннюю таблицу, одна сторона которой носит название «дебет» (означает поступление, увеличение), а другая – «кредит» (означает возникновение задолженности, уменьшение, отток имущества). Строение счета подразумевает наличие сальдо (остатка) и оборотов (движения по счету).

Двойная запись – отражение каждой хозяйственной операции как минимум по двум счетам бухгалтерского учета. Например, операция поступления денежных средств с расчетного счета в кассу означает уменьшение суммы денег на расчетном счете и увеличение наличности в кассе. В таком случае говорят, что счет «Касса» дебетуется (Д), счет «Расчетный счет» кредитуется (К). Запись хозяйственной операции обозначается терминами «проводка», «корреспонденция счетов».

Дебетовые остатки по счетам характеризуют актив предприятия (его имущество), а кредитовые – пассив (источники формирования имущества или обязательства предприятия). Сумма дебетовых и кредитовых остатков по счетам предприятия на фиксированный момент времени формирует баланс предприятия, то есть соотношение имущества организации и источников его формирования.

Основными разделами актива баланса являются внеоборотные активы и оборотные активы, пассива – капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные обязательства. При применении метода двойной записи соблюдается равенство начальных и конечных остатков. Таким образом, выполняется основное условие составления баланса – равенство актива и пассива.

Существует определенная последовательность выполнения действий бухгалтером, составляющим бухгалтерскую процедуру оформления документов:

1. Регистрация фактов хозяйственной деятельности.

2. Отражение на счетах бухгалтерского учета.

3. Формирование бухгалтерской отчетности.

4. Анализ отчетных данных.

Функционально процедуру ведения бухгалтерского учета можно разделить на отдельные участки:

1. Учет внеоборотных активов.

2. Учет денежных средств.

3. Учет затрат и готовой продукции.

4. Учет расчетов.

5. Учет финансовых вложений.

6. Учет финансового результата и капитала.

Ведение бухгалтерского учета по каждому участку имеет свои правила и особенности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.