Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы происхождения государства




Только в совокупности вышеупомянутые признаки позволяют отличить государственно-организованное общество (государство) от первобытного, так как в них в концентрированном виде содержатся все наиболее существенные черты государства. Вместе с тем в научной и учебной литературе государство понимают и в более узком смысле слова, сводят ее практически к качественно новой системы управления, осуществления власти в условиях социально неоднородного общества. В методологических отношениях такой подход нельзя признать правильным. Дело в том, что управление и власть как самостоятельные функции сообщества обусловливаются всей системой социально-экономических отношений, развиваются и изменяются под их влиянием. В отрыве от других сторон совместного существования управление и власть не существуют. Суть их может быть исследована только при условии широкого социального подхода.

Четвёртое Это общество, осуществление власти и управления в котором требует материально-финансового обеспечения. Поскольку государственный аппарат никакой производственной деятельностью не занимается, его нужно содержать за счет средств общества. Средства эти собираются с населения в виде налогов и других сборов.

Второй Это общество, в котором все индивиды делятся прежде всего по территории проживания. Принадлежность к роду, племени, которое в первобытном обществе имела первостепенное значение для индивида, определяло его роль и место в производственном процессе и распределении материальных ценностей, отодвигается на второе и третье места по значимости среди социальных связей.

Последовательность указанных стадий в формировании государства может быть различной, часто она может меняться. Например, для формирования «государства-власти» характерно вначале образование не совпадающие с обществом отдельной системы управления, монополизация этой функции группой людей, а затем использование этой системы управления для перераспределения избыточных продукта в свою пользу и появления затем в обществе количественной имущественного неравенства, противоположных интересов и социальной напряженности, что в свою очередь способствует трансформации власти и системы управления. Но как бы отмечены стадии ни сменяли одна другую, все они обязательно присутствуют при формировании государства и обязательно ключевое значение среди них занимает процесс формирования избыточных продукта.

Но нельзя сводить сложный процесс формирования государства до двух обозначенных выше путей. Их можно рассматривать в качестве своеобразных векторов в дяржаваствараючай деятельности народов, имея при этом в виду то, что у каждого из исторических и ныне существующих народов государство образуется своим, особенным, неповторимым путем. Природные условия существования человека влияли на процессы формирования государственно-организованного общества. Но на становление государства воздействовали и другие не менее значимые факторы. Причем это обстоятельство привело к тому, что практически каждое из известных нам государственно-организованных обществ возникало своим отличительным и неповторимым путем. Как нет абсолютно тождественных людей, так в истории не было одинаковых путей возникновения государства. Даже в одних и тех же природно-климатических условиях возникновение государственно-организованных сообществ часто очень отличалась.

Второй путь формирования государства основаны на том, что еще задолго до появления в жизни общества частной собственности из сообщества закономерно выделився отдельный слой людей, которые должны были выполнять необходимые для общества общие функции, что требовали применения принуждения. И только значительно позже в обществе происходит имущественная дифференциация на основании социального статуса личности. Место того или иного лица в аппарате управления обществом и определяла имущественное ее положение. Так, через «приватизацию» функции управления в обществе постепенно произошло деление на богатых и бедных, переход от коллективной к частной собственности.

Первый путь формирования государственно-организованного общества основан на том, что после усовершенствования средств производства и после постепенного перехода от коллективной к частной собственности понадобилась новая координирующая и регулирующие структура, которая бы в условиях взаимного обмена материальными ценностями и усложнения экономических связей между производителями смогла постоянно и профессионально заниматься регулированием и обустройством ускладнившагася общественной жизни. Именно такой структурой и стало государство. Причем государственными служащими, как правило, становились самые богатые и самые знатные люди или их представители. В этих условиях главным назначением государства была защита интересов частных собственников.

Таким образом, два пути возникновения государства разнятся начальной точкой при возникновении отдельного аппарата управления (государства). В первом случае отдельный аппарат управления возникает в результате закономерных трансформаций в обществе после возникновения частной собственности. А второй путь основан на том, что сначала формируется отдельный аппарат управления, функционирование которого приводит к имущественного неравенства в обществе и к трансформации аппарата управления в аппарат государства.

Вместе с тем положение о неповторимом облике и происхождении каждого из исторических государственных образований не отменяет сделанного исследователями выводы о том, что возникновение государственно-организованного общества подчиняется (или проходит) ряда последовательных, взаимосвязанных и обусловленных стадий, каким-то общим закономерностям. К их числу можно отнести: а) крупные общественные разделения труда и формирование качественной имущественного неравенства; б) формирование избыточных продукта и развитие регулярного товарообмена; в) формирование количественной имущественного неравенства, противоположных и противоречивых интересов и социальной напряженности в обществе; г) формирование территориальной общины; д) подготовка не совпадающие с обществом отдельной системы управления, осуществления власти.

Все эти стадии (общие закономерности) имеют чрезвычайно важное значение и присутствуют при образовании всех известных нам государственно-организованных обществ. Вместе с тем следует особо подчеркнуть значение такой стадии (или фазы), как появление избыточных продукта, которая без преувеличения имеет ключевое значение в понимании формирования государства. Именно с появлением в результате предшествующего развития общества, в результате разделов общественного труда и роста ее производительности лишними продукта стали возможными регулярный товарообмен и перераспределение избыточных продукта в пользу товаропроизводителей, либо появилась возможность перераспределить лишний продукт, опираясь на аппарат управления или путем войны и грабежу. Лишний продукт, следовательно, - такое звено в формировании государства, которое особенно ярко воплощается в отдельном аппарате управления (власти), с которого начинается «технологический» процесс формирования государства и вокруг которого разворачиваются все дяржавастваральныя события.

Третья Это общество, в котором формируется качественно новая, по сравнению с первобытным обществом, система управления и осуществления власти. В новых условиях власть не в состоянии выражать и удовлетворять в равной мере интересы всех индивидов, их групп, так как эти интересы не совпадают. Для осуществления власти и управления, выделяемых в самостоятельную функцию общества, формируется отдельная группа людей, которые профессионально занимаются управлением обществом. Для осуществления власти и управления появляется отдельный аппарат управления - органы государства и государственные учреждения, которые наделяются властными полномочиями.

Вместе с тем, в учебных целях сужение понятия государства к особой системы управления и власти в условиях социально-неоднородного общества не может вызывать нареканий. Важно при этом сохранить понимание сути явления под названием «государство»....




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.