КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция развития и воспитания в деятельностной теории
Согласно деятельностной теории, развитие и воспитание происходит в процессе включения индивида в различные виды деятельности. Пути решения проблемы развития личности, намеченные П.П.Блонским и Л.С.Выготским, развернул и углубил А.Н.Леонтьев, который писал, что в изучении развития психики ребенка следует исходить из развития его деятельности, так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни. Жизнь или деятельность в целом не складывается механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие - меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие - подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. является игровая деятельность. Игра по происхождению представляет собой социальную деятельность, поэтому она социальна по своему содержанию. 7. Системный подход к развитию и воспитанию личности Системный подход предполагает одновременное изучение всех сторон развития ребенка, а также помогает понять их взаимность и взаимообусловленность. Перечисленные выше аспекты развития личности (психосексуальный, психосоциальный, интеллектуальный, морально-нравственный, поведенческий, гуманистический) взаимосвязаны, взаимообусловлены (особенно в ранние возрастные периоды), поэтому изучение и реализация указанных аспектов должны проводиться системно, в деятельности и общении. К такому системному подходу можно отнести концептуальные идеи о воспитании Э.Берна, отраженные им в трансактном анализе и концепции нравственного воспитания, социализации и самовоспитания В.М. Миниярова. Трансактный анализ представляет собой, прежде всего, жизненные сценарии, основанные в большинстве случаев на родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам: во-первых, они дают в жизни цель, которую в противном случае пришлось бы отыскивать самому; все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других людей, обычно для родителей. Во-вторых, родительское программирование дает ему способ структурировать свое время, (то есть приемлемо для его родителей). В-третьих, ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично учиться на своих ошибках. Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Если родители неудачники, то они передают свою программу неудачников. Если же они победители, то соответственно программируют судьбу своего ребенка. Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат предопределен родительским программированием в добрую или дурную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет. Концепция нравственного воспитания, социализации и самовоспитания В.М.Миниярова основана на развеивании мифа о коммунистическом воспитании, существовавшего в социалистической системе устройства государства до 1991 года. В основе коммунистического воспитания господствовали три мифа: первый миф о воспитании от "0" до бесконечности, т.е. о перманентности воспитательного процесса; второй миф о том, что дошкольные и школьные учреждения - это ведущие воспитательные социальные институты; третий миф - о необходимости всесторонности воспитания личности. На самом деле воспитание ограничено во времени и максимально эффективно до 3-5 лет, когда формируется характер у ребенка, проявляющийся в первых заявлениях "я сам". В основе характера заложена та нравственная культура семейных отношений, которую родители культивируют в обществе. Вот почему Л. Колберг рассматривает формируемые у детей моральные суждения с 4 лет, т.к. они всегда строятся на нравственных суждениях, формируемых в процессе родительско-детских отношений. В последующий период от 3-5 лет до 12-14 лет мы можем говорить только о социализации, как о внутреннем процессе овладения личностью моральными нормами, знаниями, навыками и умениями. Обучение является главным фактором, обеспечивающим успешность процесса социализации. Вот почему дети, поступающие в школу с разным уровнем сформированной нравственной культуры, успешно или безуспешно пытаются адаптироваться к социальным требованиям общеобразовательных учреждений. Те дети, у которых нравственная культура на низком уровне, становятся дезадаптированными и подвергаются дисциплинарному воздействию всеми средствами, доступными современному педагогическому коллективу. Однако все попытки изменить характер ученика бессмысленны, и принуждают подчас педагога прибегать к антигуманным методам педагогического воздействия, что к 14-15-летнему возрасту приводит ученика к отчуждению от учебной деятельности, превращая его в прагматика, циника и человека, не стремящегося к саморазвитию. В то же время, это как раз тот возраст, когда подросток готов начать заниматься самовоспитанием, но в действительности этим занимается лишь 2% подростков, т.к. для многих легче сохранить свой характер, оставаться тем, кем уже стал, чем работать над собой, изменяя установки на жизненные ценности и формы поведения. Процесс самовоспитания начинается под воздействием двух факторов. Первый существует сам по себе и связан с пубертатным периодом развития подростка, когда он хочет, чтобы его любили сверстники, родители, окружающие люди. Второй фактор связан с наличием тех сверстников, которые принимают или не принимают подростка в свой коллектив. Возможности коллектива максимально использовал А.С.Макаренко в перевоспитании беспризорников, создав естественную лабораторию самовоспитания личности. В настоящее время в школе практически невозможно создание детского коллектива. Исследования показали, что их бывает 7-8 % в школе, что побуждает подростков устремляться в неформальные объединения, а порой и асоциальные группы, в которые их принимают и любят такими, какие они есть.
Лекция 15 ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ (продолжение) Тема: СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ План:
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |