Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение и развитие




РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСЕМЕ

А) Обучение и развитие.

Б) Развивающее обучение по системе Л.В.Занкова.

В) Развивающее обучение по системе В.В.Давыдова.

В становлении человека решающую роль играет процесс усвоения социального опыта. Обучение – один из видов такого усвоения. Любой вид усвоения направлен на изменение человека, на повышение его возможностей, т.е. на его развитие. Развитие характеризуется, прежде всего, новообразованиями, т.е. качественными изменениями в психической жизни человека. «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» (Л.С.Выготский, 1926).

Связь обучения и развития ребенка, человека является одной из центральных проблем педагогической психологии. При ее рассмотрении важно отметить, что:

а) само развитие есть сложное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев);

б) развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.

Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс (регресс), неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения.

Существенным является вопрос о характере соотношения обучения и развития. Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса:

- обучение и есть развитие (У.Джеймс, Э.Торндайк, Дж. Уотсон, К.Коффка), хотя природа научения понимается всеми по-разному;

- обучение- это только внешние условия созревания, развития, т.е., «обучение идет в хвосте развития» (В.Штерн);

- развитие не зависит от обучения: «мышление ребенка с необходимостью проходит все фазы и стадии развития, независимо от того, обучается ребенок или нет» (Ж.Пиаже);

- «обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» (Л.С.Выготский, Дж.Брунер), обучение, опережая развитие, стимулирует его и в то же время опирается на актуальное развитие, обучение должно ориентироваться на завтрашний день детского развития. Последующие исследования позволяют внести в это положение два уточнения:

1. Учение имеет решающее значение для психического развития тогда и только тогда, когда оно является ведущей деятельностью.

2. Ведущая роль учения в психическом развитии человека не имеет четко очерченных возрастных границ. Как правило, оно выполняет свою ведущую роль в пределах младшего школьного возраста. Однако во многих случаях эта роль сохраняется вплоть до студенческого возраста. Вместе с тем иногда и у младших школьников учение не является ведущей деятельностью.

Движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой.

Развитие может протекать медленно, плавно или бурно, стремительно. Резкие сдвиги, обострение противоречий могут принимать «форму острого кризиса». В психологии известно шесть кризисных периодов: кризис новорожденности, кризис одного года – от младенчества к раннему детству, кризис трех лет – переход от раннего детства к дошкольному, кризис семи лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом. Кризис тринадцати лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту. Кризис 17 лет –переход к юности.

Для педагогической психологии в целом и для определения психологического портрета обучающегося на каждой ступени образовательной системы важно «…то, что в критический период вызывает появление соответствующего новообразования, и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде» (Д.Б.Эльконин). За этими изменениями педагогическая система может «не поспевать» (Л.С. Выготский), в результате чего возникает эффект трудновоспитуемости, неуспеваемости, одна из причин которого кроется в самой динамике возрастного становления.

Психическое развитие - это целостное развитие всей личности. Оно осуществляется одновременно по линиям:

- познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания);

- психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов, освоение способов и средств деятельности);

- личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.).

Концепцию развивающего обучения стали развивать Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, которая отражает:

1) активное приобщение ребенка к миру общечеловеческой культуры;

2) вхождении ребенка в мир природы, мир значимых других;

3)развитие самосознания.

Система развивающего обучения Давыдова основывается на положениях Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева.

Б) Развивающее обучение по системе Л.В,Занкова – это критически осмысленный и творчески переработанный опыт современных Занкову Л.В. психологических и педагогических достижений. С точки зрения В.В.Занкова традиционная система обучения отличается неоправданно легким материалом, медленным темпом его изучения, однообразным повторением. Теоретические знания носят поверхностный характер. Учебный материал подчинен привитию навыков. Все эти недостатки ВВ.Занков пытается преодолеть в разработанной им самим экспериментальной программе.

В основу развивающего обучения В.В.Занкова положены принципы:

1. обучение на высоком уровне сложности (соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязей и систематизации изучаемых явлений);

2. принцип ведущей роли теоретических знаний (отработка понятий, отношений, связей внутри учебного материала и между предметами также важна как и отработка навыков).

3. принцип осознания школьниками собственного учения (развитие личностной рефлексии, саморегуляции).

4. принцип работы над развитием всех учащихся (учет индивидуальных особенностей, но обучение должно развивать всех).

Отличительные черты системы развивающего обучения В.В.Занкова:

1. направленность на высокое общее развитие школьников;

2. высокий уровень трудности, на котором ведется обучение;

3. быстрый темп прохождения учебного материала;

4. резкое повышение теоретических знаний;

5. развивается мышление, эмоциональная сфера учащихся;

6. учит понимать общий смысл, основное содержание прочитанного.

В начале обучения должно быть целостное понимание текста, целостное восприятие, что является отправной точкой для углубленного дифференцирования предметов.

В) Система развивающего обучения Давыдова-Эльконина

Ученые исходят из того, что у школьников имеются резервы (умственного) развития, которые реализуются если обучать их по новым программам, ведущим звеном которых являются знания теоретического и обобщающего характера. Знаниями общего типа учащиеся овладевают раньше сведений частного характера.

Например:

1) при обучении математике буквенная символика вводится еще в дочисловом периоде обучения;

2) на уроках труда они осваивают способы планирования и контроля своей трудовой деятельности, применяя при этом учебно-инструкционные карты, чертежи, развертки изделий. Основное направление этой системы обучения – восхождение от абстрактного к конкретному. Иначе интерпретируются дидактические принципы:

1. принцип преемственности – в принцип качественного различия стадий обучения. Каждая стадия соотносится с разным этапом психического развития школьника.

2. принцип доступности – в принцип развивающего обучения, когда можно управлять темпами и содержанием развития посредством организации учебного воздействия.

3. принцип сознательности – в принцип деятельности.

4. принцип наглядности – в принцип предметности.

Обучающиеся должны выявить предмет и представить его в виде модели. Модельное, знаково-символическое представление процесса и результата деятельности обучения занимают значительное место. Усвоение знаний происходит отобщего - к частному. Учащиеся анализируют условия, происхождение знаний, учатся находить в учебном материале генетически исходное, существенное. Учатся переходить от действий в умственном плане ко внешнему плану. Таким образом, развивающее обучение позволяет педагогу управлять психическим развитием ученика.

 

Лекция 21 КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ (продолжение)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.