Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прямые методики диагностики мотивации учения младших школьников

Свободная беседа с учеником

Кривая текущей успеваемости

Начиная со 2-го полугодия I класса, когда первоклассникам начинают ставить оценки, для диагностики мотивации учения можно пользоваться данными школьной успеваемости. Однако при этом нельзя забывать, что отметка не всегда является значимой для младших школьников, поэтому необходимо выявить тот пси­хологический смысл, который имеет отметка для школьника. Для определения отношения школьника к учению может быть продук­тивным, как указывают Л.И.Божович, Н.Г.Морозова, Л.С.Сла­вина (1951), анализ кривой текущей успеваемости. В начале школь­ного обучения она носит, как правило, ровный характер. Однако с третьего класса может появляться «скачущая» кривая успеваемо­сти, которая свидетельствует о доминировании у школьника не познавательных, а социальных мотивов учения (завоевать уваже­ние в классе, авторитет у родителей и т.д.).

После осуществления процедуры обследования и получения предварительных данных о мотивациях учения школьника повыделенным показателям необходимо провести дополнительную бе­седу с учеником, уточняющую содержание этих показателей. Сво­бодная беседа с учеником позволит экспериментатору проверить правильность своих выводов, а в случае неоднозначно выраженно­го отношения ученика к учению направит экспериментатора на дополнительную диагностику, включающую повторное проведе­ние методики, результаты которой вызывают сомнения. Однако здесь не следует забывать о том, что результаты свободной беседы учитываются наряду с другими методиками, а не как окончатель­ный диагноз мотивации учения школьника.

Беседа-интервью Данная методика проводится индивидуально с каждым испы­туемым и представляет собой список вопросов, которые психолог последовательно задает школьнику. Вопросы, входящие в беседу-интервью, составлены таким образом, что направлены на диагно­стику всех четырех показателей мотивации учения младших школь­ников:

- Отношение школьника к учению

- Отношение школьника к конкретным предметам

- Виды личностно значимой деятельности школьника

- Личностно значимые для школьника субъекты

Кроме того, в беседе содержатся дополнительные, вводные во­просы, необходимые для сбора данных о школьнике и введения его в ситуацию обследования.

Следует учесть, что ответы на некоторые вопросы охватывают не один, а несколько показателей.

Список вопросов анкеты следует расположить таким образом, чтобы школьник его не видел, и фиксировать на отдельном листе бумаги номер вопроса и ответ на него. Также удобно использовать магнитофон, поскольку это дает возможность экспериментатору более точно фиксировать эмоциональные проявления, связанные с отношением школьника к содержанию вопроса.

«Лесенка уроков»

Проведение данной методики, так же как и следующей за ней методики «Лесенка побуждений», предполагает, что школьник в достаточной мере овладел навыками чтения, поэтому они могут применяться, начиная со 2-го полугодия 1 класса.

Методика предполагает определение того, какие предметы школь­ники считают для себя самыми интересными (так называемые ос­новные предметы — математика, чтение, русский — или остальные предметы). Методику можно проводить либо со всем классом одно­временно, либо индивидуально, с каждым учеником.

«Лесенка побуждений»

Здесь ученик в доступной форме лесенки ранжирует два вида мотивов учения: социальные и познавательные. Мы придержива­емся, в основном, классификации мотивов учения, предложен­ных Л. И. Божович, А. К. Марковой, и выделяем следующие их виды:

Познавательные мотивы:

1) широкий познавательный — ориентация на овладение но­выми знаниями;

2) процессуальный — ориентация на процесс учения;

3) результативный — ориентация на результат учения (оценку);

4) учебно-познавательный — ориентация на усвоение способа получения знаний. Социальные мотивы:

1) широкий социальный мотив — стремление приобрести зна­ния, чтобы быть полезным обществу;

2) «учительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одоб­рение со стороны учителя;

3) «родительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение родителей;

4) «товарищеский мотив» — стремление заслужить уважение своих товарищей.

Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие восемь утверждений, соответствующие вышеуказанным четырем познавательным и четырем социальным мотивам:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анкета для родителей | Рисуночная методика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.