Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стороны общения – коммуникация, интеракция, пер­цепция




Читайте также:
  1. VII. Обратная связь. Психология общения
  2. Балкон – открытая площадка, примыкающая с одной стороны к наружной стене, а по остальным замкнутая ограждением высотой не менее 1м.
  3. Более полная структура общения включает следующие компоненты
  4. Важнейшие функции общения.
  5. Виды общения
  6. Виды общения
  7. Виды, структура и функции общения.
  8. Вопрос 1. Понятие и значение субъективной стороны преступления.
  9. Вопрос 1. Сущность общения его структура и виды.
  10. Вопрос 2. Особенности общения военнослужащих и пути повышения его эффективности.
  11. Вопрос 3. Процедуры в системе экологического менеджмента. Стороны, заинтересованные в экологических аспектах деятельности предприятия.
  12. Вопрос № 3: Прием и обработка сообщения о пожаре (вызове).

Общение как психолого-педагогическая категория

Профессиональное общение сотрудника ОВД как воспитательное пространство

Лекция 6

1. Общение как психолого-педагогическая категория.

2. Стороны общения – коммуникация, интеракция, перцепция.

3. Уровни и формы коммуникативного процесса.

4. Условия эффективности общения.

 

Личность развивается, человек становится ею в социуме, в окружении людей. Развитие личности вообще и сотрудника ОВД в частности невозможно без общения с другими людьми. Человеческое общение всегда было излюбленным предметом исследований в психологии и педагогике, многие ученые занимались этой проблемой.

Очень важно помнить, что общение является ведущей деятельностью для представителей профессий типа «человек – человек». Общение выступает важнейшим средством воспитания, обучения, управления, взаимодействия, достижения профессиональных целей, саморазвития. Существуют различные подходы к определению понятия «общение», но нельзя считать верными те из них, которые приравнивают общение к коммуникации (обмену информацией). Общение – это еще и взаимодействие людей, и восприятие ими друг друга.

Общение – обоюдоострый процесс и результат установления и поддержания контактов между людьми.

Обоюдоострым этот процесс можно считать потому, что неумение общаться может нанести одному из партнеров психологическую травму. В профессиональном общении сотрудника обязательно должна присутствовать культура.

В зависимости от расположения людей в пространстве при общении выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

1) интимная зона (менее 50 см) – общение близких людей – в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение;

2) профессиональная зона (1–1,5 м) – для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

3) социальная зона (3–5 м) – обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с малознакомыми или незнакомыми людьми;

4) публичная зона (более 5 м) – подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Г.М. Андреева предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон:

1) коммуникативная сторона;

2) интерактивная сторона;

3) перцептивная сторона[16].

 

 


Говоря о коммуникации как обмене информацией, необходимо отметить, что в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Кроме того, партнеры могут повлиять друг на друга, но произойдет это при условии, что все будут «говорить на одном языке» и одинаково понимать ситуацию общения.



В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.

Информация, сообщаемая в процессе коммуникации, может быть побудительная (выражается в приказе, совете, просьбе) и констатирующая (выражается в форме сообщения).

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем, на основе которых можно выделить виды коммуникации.

 

 


Интерактивная сторона общения – это выработка единой стратегии поведения между партнерами по общению.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено.

Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками. Так, одна из схем предлагает выделить три возможные формы, или модели:

1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других – «совместно-индивидуальная деятельность» (некоторые производственные бригады, где у каждого работника свое задание);

2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником – «совместно-последовательная деятельность» (конвейер);

3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – «совместно-взаимодействующая деятельность» (спортивные команды, научные коллективы или конструкторские бюро).

Перцептивная сторона общения – это прочтение за физическими чертами человека каких-либо его психологических свойств (восприятие человека человеком). Происходит восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т. д. Большое значение в восприятии человека имеет установка на восприятие.

Эффекты межличностного восприятия:

1) эффект ореола – информация о человеке его опережает, предваряет его появление в коллективе и мешает видеть его действительные черты и проявления;

2) эффект новизны – по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке;

3) эффект стереотипизации – восприятие партнера по общению в зависимости от его групповой принадлежности (национальности или профессии).

 





Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1930; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.221.76.68
Генерация страницы за: 0.012 сек.