Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кристиан Андерсен (1805 - 1875)




Одна из самых прекрасных, поэтичных и добрых сказок Андерсена – «Русалочка». Это произведение, где мысль автора о красоте человеческой души, о добре, которое побеждает в мире, раскрывается не только с помощью напряжённого развития сюжета, но и благодаря убедительному психологизму, раскрывающему поэтичность самой Русалочки и представляющему человека как воплощение благородства, доброты и красоты.

Сказки Андерсена вскрывают настоящее в человеке, его сущность. Писатель часто употребляет слово «настоящий». И это не случайно. Его солдат из «Огнива» - настоящий солдат, то есть решительный и смелый человек. В «Принцессе на горошине» принцесса тоже настоящая, её способность тонко чувствовать столь велика, что она обнаруживает горошину под всеми перинами, но в ней важно и то, что она как настоящий человек способна выдержать самые большие испытания. Нравственное мужание Русалочки – тоже путь к её подлинной сущности, к настоящему в ней. От своего подлинного – поэтического содержания не может отказаться Дюймовочка, как бы трудно ей не приходилось. Отказ от самого себя, даже если при этом исполняется мечта, невозможен для героя Андерсена. В «Калошах счастья» советник юстиции попадает боготворимые им средние века, на ему там всё не нравится, возвращение в своё время он воспринимает как избавление. Странник в той же сказке завидует лейтенанту, но, став на некоторое время лейтенантом, мечтает снова стать бедным странником.

Наибольшей силы эта тема достигает в «Новом платье короля», где человек подменяется одеждой. Король не правит страной, а только переодевается. Но великолепие костюмов не может скрыть его подлинную сущность. Характерно, что разоблачает обман ребёнок из толпы народа – истина у простых, естественных людей, считают романтики. Автор показывает также, что случается, если человек утрачивает какое-либо из прекрасных качеств подлинной, «настоящей» личности. Происходит это с богатыми и знатными. Здесь великий сказочник находит ёмкие образы и выразительные действия персонажей, которые однозначно показывают неприемлимость зла. Зло у Андерсена не страшное, а чаще всего беспредельно смешное, нелепое. Задача писателя – сделать для читателя совершенно невозможным встать в позицию осмеиваемого, ибо она откровенно бессмысленна, а потому и нравственно уродлива. В «Свинопасе» авторская идея раскрывается в сюжете, в действиях персонажей. Главная мысль сказки – в сопоставлении истинного и искажённого, «ненастоящего», создаваемого обстоятельствами. Высокомерие принцессы отвергает истинное – любовь, прекрасную живую розу и живого соловья, но восторгается банальными подделками. Желая получить «ненастоящие», сделанные вещи, принцесса ведёт себя как «ненастоящая» принцесса: она опускается столь низко, что целует свинопаса. Однако великий сказочник не противопоставляет в этой сказке полярные явления, а сопоставляет разные варианты «ненастоящего». Этим вторым «ненастоящим» является сам принц. Хотя на первый на первый взгляд это и не ощущается, но именно отсутствие в сказке подлинного героического начала, поднятого над низким и мещанским, создаёт мягкую иронию.

Самое глубокое философское произведение Андерсена – сказка «Пень». Тема тени и двойников постоянно использовалась романтиками, чтобы воплотить некое неличностное начало, порабощающее человека. Подобное порабощение возникает и у Андерсена, когда тень подменяет собой учёного и заставляет его служить ей. Но автор обращает внимание на истоки феномена: носитель высокой духовности, учёный сам сделал первый шаг к своему падению. Отказ от себя даже в малом грозит, по Андерсену, неисчислимыми бедами и гибелью. Это сказка для взрослых.

Философия выражается в словах сказочника: «Нет на свете такого человека, которому бы хоть раз в жизни не улыбнулось счастье. Только до поры до времени счастье это скрывается там, где его меньше всего ожидаешь найти».

 

Редьярд Киплинг (1865-1936)

Первое произведение Киплинга для детей – повесть «Отважные мореплаватели». Это рассказ о жизни и труде канадских рыбаков. Уже здесь Киплинг ставит вопросы, столь характерные для его творчества в целом: как мальчик (Чарли Чейн) взрослеет, как происходит становление характера, что такое мужественный человек.

Лучшие произведения писателя, оставшиеся в истории мировой детской литературы, основаны на фольклорных источниках индийского, австралийского и африканского народов. Это две «Книги джунглей» (1894-1895) и «Сказки просто так» (1902).

Рассказывая историю Маугли, Киплинг показывает нам сущность человека с помощью оригинального сюжетного приёма. Маугли не может вынести своего исключительного положения в джунглях, своего одиночества, невозможность совместить любовь к зверям, среди которых прошла его жизнь, с нравственным императивом, всё время уводящим его из джунглей к людям. Человеческое общество, с точки зрения обитателей джунглей, оказывается несовершенным, так как в нём нет справедливости. Люди лгут, полны странных предрассудков, ценят деньги, смысл которых непонятен существам, живущим естественной жизнью, и убивают друг друга без необходимости.

Но самое великолепное в этой сказочной повести – животные с их индивидуальными характерами и повадками. Медведь Балу – ворчун, немножко педант, мудрая и верная пантера Багира, гордый и благородный вожак Акела. Есть и отрицательный герой повести, который воплощает в себе бессмысленность насилия и агрессивности – антипод Маугли тигр Шер-хан.

Идея покорения природы человеком, превосходства человека, из которого вытекают его большие моральные обязательства перед миром. Эти темы «Книги джунглей» играют большую воспитательную роль.

В 1902 году Киплинг выпустил сборник сказок, названный «Сказки просто так». Эти сказки были написаны специально для детей. Динамика, лукавство и героическая интонация повествования раскрывают новую грань в таланте Киплинга. В основе сказок лежит фольклорное начало, но Киплинг оригинально осмысливает сюжеты народных сказок и легенд. Он в шутливой форме сближает поведение животных с поведением ребёнка. Сказки о любопытном слонёнке, о том, как было написано первое письмо, о том, откуда у кита такая большая глотка, повесть о смелом и бесстрашном мангусте Рикки-Тикки-Тави покорили детей. Просто, весело и увлекательно повествует автор об этих экзотических героях, сопровождая рассказы собственными рисунками и подписями.

В «Сказках просто так» мастерство Киплинга достигает своей вершины. Писатель, обладая неисчерпаемой фантазией, обнаруживает тонкое понимание психологии маленького читателя, любящего юмор и невероятные истории.

Как детский писатель Киплинг предстаёт перед нами создателем новой тенденции в английской детской литературе. Перед читателем-ребёнком он ставит недетские, серьёзные вопросы, окончательное решение которых ещё далеко впереди. Но задуматься над ними надо с детства – этого и добивается Киплинг своими сказками и «Книгой джунглей».

 

Джанни Родари (1920-1980)

Творческая деятельность для детей для молодого Джанни Родари началась с того, что главный редактор миланского выпуска «Унита» выделил ему в воскресном номере «Уголок для детей». Родари писал стихи о детях современной трудовой Италии, нередко близкие по форме детскому фольклору. В его стихах (сборники «Книжка весёлых стихов», 1951; «Стихи в небе и на земле»,1960; «поезд стихов» и др.) проявилось умение раскрыть в привычном и малом явлении сложность и значительность мира. Поэзия Родари сочетает здоровый юмор и напевность, социальную сатиру и оптимизм.

Под редакцией С.Я.Маршака переведена на русский язык и самая знаменитая книга Родари «Приключения Чиполлино» (перевод З.Потаповой), которая выдержала не один десяток изданий. Именно Советский Союз стал отправной точкой, с которой началась мировая известность Джанни Родари. У себя на родине Родари долгое время был практически неизвестен.

Джанни Родари, весёлый, неунывающий, неистощимый на выдумки и очень добрый сказочник подарил детворе множество необыкновенных историй: «Приключения Чиполлино» (1951г.), «Путешествие Голубой стрелы» (1952г.), «Джельсомино в стране лжецов» (1959г.), «Сказки по телефону» (1961 г.), «Торт в небе» (1966г.).

Произведения Джанни Родари необычны: традиционная форма литературной сказки, опирающейся на фольклорные элементы, включает современные писателю бытовые реалии и удивительные футуристические мотивы, взаимосвязанные с научной фантастикой. В сказках Родари принцессы и волшебники соседствуют с роботами и космическими кораблями, а удивительные чудеса и превращения происходят в обыкновенной повседневной жизни. Обращение к фантастике не случайно, оно отражает устремлённость писателя в будущее, веру в прогресс. Фантастика для Родари – способ достижения идеала и возможность сатирического отражения реальной жизни.

Именно таковы герои книг Джанни Родари – Чиполлино, девочка Редиска, Вишенка, обладатель удивительного голоса – Джельсомино и даже пёс Кнопка. Увлекая детей в чудесный мир фантазии, Родари никогда не скрывал от них и реальной жизни – сложной, полной как света и радости, так и несправедливости и горя. Писатель знал, что у его любимой Италии два лица: есть Италия, похожая на яркую туристическую открытку, а есть «италия» с маленькой буквы – страна стариков, о которых никто не заботится, детей, которые хотели бы учиться, но не могут, сёл, где остались только женщины, потому что мужчины все уехали в другие города и страны на заработки.

За огромный творческий вклад в развитие детской литературы Джанни Родари в 1910 году был удостоен почётной награды – медали Ганса Кристиана Андерсена.

 

Эдуард Лир (1812-1888)

Поэт и талантливый художник 19 века, Эдуард Лир более современен, чем некоторые писатели нашего времени. Художник-анималист, он прославился своим искусством передавать в рисунке живые портреты животных и птиц. А в историю мировой детской литературы вошёл как автор безудержно весёлых рассказов и стихов для детей и родоначальник нового стихотворного жанра-лимерика. Лимерик – шуточное стихотворение из пяти строк, рифмующихся по образу aabba (т.е. рифмуются строки первая, вторая и пятая, третья и четвёртая). В пяти строках лимерика заключена притча, шутка, небылица или курьёзный случай из жизни. Часто героем лимерика является некий старый джентельмен – неисправимый чудак.

Этот жанр стихотворения назван по имени города Лимерика в Ирландии. Фольклорные истоки такой поэзии очевидны. Это – разновидность небылиц, своего рода умная бессмыслица, игра фантазии.

Недаром свою книгу стихов поэт назвал «Книга небылиц». Вышла она анонимно в 1846 году, была дополнена автором в 1861 году.

Застенчивый чудак и нелюдим, проведший последние двадцать лет своей жизни в небольшом местечке Италии Сан-Ремо в обществе своего единственного друга кота Фосса, Эдуард Лир обладал редким свойством: полностью уходить в мир детства. Он создавал произведения, имитирующие интеллектуальную игру, которая необходима малышам как воздух.

Забавные истории о чудаках Джамблях, плывущих по морю в решете, о смелой Утке, которая отправилась в путешествие на хвосте у Кенгуру, о щипцах для орехов и щипцах для конфет, пожелавших стать наездницами (сборник «Прогулка верхом»), не требует от детей изнурительных умственных усилий. Напротив, дети должны навести порядок в этом перевёрнутом мире, мысленно восстановить причину и следствие происходящих событий и с удовольствием укрепиться в той самой истине, которая, если преподнести её прямо в лоб, без выдумки, может вызвать лишь скуку и внутренний протест.

Поэт любит житейские истины излагать по-своему, неожиданно раскрывая их смысл. Меняя местами причину и следствия, он строит рассказ о фантастическом Поббле. Детям хорошо известна житейская мораль: «Промочишь ноги – заработаешь насморк».

Лир в своей шутливой поэме о Поббле заставляет его промочить нос, потеряв тёплую фланельку, которой снабдила его заботливая тётушка Джобиска. И так же, как Джамбли напоминает известных «мудрецов» из Готема, так и чудак Поббл кажется выходцем из фольклорной загадки.

Стихотворение сказки Лира всегда сюжетны, подвижны. Их хочется назвать рассказами в стихах, что тоже характерно для фольклора. Известны переработки для детей классической английской литературы, сделанные Э. Лиром.

 

Джонатан Свифт (1667-1745)

Всемирно известный английский писатель Джонатан Свифт прославился как смелый обличитель пороков аристократично - буржуазного общества Англии начала 18 века.

Свифт, хотя и носил рясу священника, не признавал никаких религиозных предрассудков. Разумеется свои убеждения ему приходилось скрывать. В 1704 году он анонимно опубликовал сатирическую книгу о церковниках – «Сказку о бочке».

Будучи настоятелем самого большого собора в Ирландии, Свифт занимался не столько политическими делами. Он опубликовал ряд памфлетов (обличительных, сатирических произведений) против жестокой политики английского правительства, в защиту прав и интересов угнетённых ирландцев.

Правительство объявило большую награду тому, кто назовёт их автора. Но ни один ирландец не польстился на деньги за предательство.

В 1726 году Свифт создаёт прославивший его имя сатирический роман «Путешествие в некоторых отдалённых странах света Лелюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей». Описывая маленьких человечков, населявших страну Лилипутию, куда попал Гулливер, Свифт высмеял политические порядки Англии.

Рассказывая об остроконечниках и тупоконечниках, которые не в силах были решить спор, с какого конца следует разбивать яйцо – с тупого или острого, писатель недвусмысленно намекал на два вражеских религиозных лагеря в Европе – католиков и протестантов.

В Лилипутии есть и две политические партии господствующих класса, но разница между ними лишь в том, что одни носят башмаки на высоких каблуках, другие – на низких.

Так, в иносказательной форме Свифт очень метко показал, что, по существу, нет никакой разницы между двумя политическими партиями современной Англии: между тори, представлявшими интересы земельного дворянского, и вигами – партией финансовой и торговой буржуазии.

После Лилипутии Гулливер попадает в страну великанов, где сам оказывается лилипутом. Страной правит мудрый и справедливый король, заботящийся о благе своего народа.

Третья часть романа – острая сатира на «чистую науку», не связанную с жизнью. Попав к учёным на летающий остров Гулливер с удивлением наблюдает, как одни извлекают солнечную энергию из огурцов, а другие бьются над проблемой, как возводить дом не с фундамента, а с крыши.

И, наконец, Гулливер у гуингмов, в загадочной стране, где лошади живут как умные и благородные люди, а люди (йэху) опустились до скотского состояния. Под видом одичавших людей писатель изобразил тех, кто живёт по хищническим законам буржуазного общества.

Йэху корыстолюбивы, завистливы, жестоки. Ради своих низменных интересов они готовы перегрызть друг другу глотки.

Многообразие сатирических приёмов, фантастические образы и ситуации, безупречный язык сделали роман Свифта.

 

Уильям Блейк (1757-1827)

Постепенный переход от просветительства к романтизму знаменуется творчеством поэта и художника – гравёра.

Подлинная слава пришла к Блейку уже после смерти.

В 1783 году выходит в свет первый сборник стихов Блейка «Поэтические наброски». Стихи «Поэтических набросков» по своей природе оптимистичны, связаны со стихией английского фольклора.

Среди лучших произведений сборника – баллада «Король Гвин», глубоко народная и по форме и по бунтарскому, демократическому содержанию.

В последнее десятилетие 18 века Блейк публикует два новых поэтических сборника: «Песни невинности» (1789) и «Песни опыта» (1794). В «Песнях невинности», лучшем творении Блейка, в качестве символа добра перед читателем выступает ребёнок, не знающий ни эгоцентризма, ни мук критического разума.

«Песни невинности», как и первая книга Блейка, рождены народнопоэтической стихией: это объясняет и своеобразную утопию природы у Блейка. Блейк всячески подчёркивает кротость, гармоничность природы и ребёнка в противоположность обществу взрослых людей.

Гармония природы в «Песнях невинности», однако, не носит умозрительного характера: народность блейковского стиха оплодотворяет эту гармонию. Вся жизнь видится поэту радостной и умиротворённой.

Для детского читателя особенный интерес представляет, конечно, «Песни невинности» с их тончайшими и в то же время простодушными описаниями прекрасной природы, гармоничной и светлой моралью. Но многие произведения из «Песни опыта» также не могут пройти мимо читателя-ребёнка. Такие стихотворения, как «Святой четверг», «Заблудившаяся девочка», «Тигр», «Маленький трубочист», в том или ином аспекте раскрывающие перед читателем мрачные стороны природы и трагическую несправедливость общественной жизни, имеют огромную нравственную, эстетическую и человеческую ценность.

 

Сельма Лагерлёф (1858 - 1987)

Питаясь романтическими традициями 19 века творчество Лагерлёф близко по своей поэтике к сказкам Андерсена и Томелиуса.

Сказочность, фантазия, красочность и одушевление природы, свойственные Лагерлёф, ярко проявились в её книге «Чудесное путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции» (1906 - 1907), благодаря которой имя писательницы вошло в историю детской литературы Швеции.

Важное место среди её произведений, написанных для детей, занимают «Легенды о Христе» (1904), созданные под впечатлением путешествия автора по Ближнему Востоку. Это пересказ библейских сюжетов с позиций волшебного, сказочного мира детства. Того мира, который всегда помнила и сама писательница.

Сборник новелл «Тролли и люди» (1915 - 1921). Уже в самом названии обозначено главное противостояние сказочного мира писательницы: тролли – зло, нечисть, а люди, побеждая их, являют собой доброту и милосердие.

Интересна история создания книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». В начале 1900 года Лагерлёф предложили написать для школьников книгу для чтения, посвящённую их родной стране. Но предлагаемый план книги отнюдь не вдохновил писательницу. Размышляя над предложенным, она создала собственный план произведения. Она решила дать маленькому читателю целостное представление о его родной стране и её природе. Писательница не собиралась утомлять маленьких читателей одними описаниями. Ей хотелось создать весёлую, развлекательную книжку.

Лагерлёф проделала большую работу. Она посетила многие области Швеции, осмотрела места, где должно было происходить действие. Она изучала геологию, зоологию, ботанику, историю.

В 1904 году вышел первый том. Критики отмечали, что под волшебным пером Лагерлёф все предметы школьного курса – география, геология, история, ботаника, зоология – становится сказкой. Одна из рецензий появилась под заглавием «Революция в нашей педагогике». Отмечался и патриотизм книги.

В 1907 году появился второй том, и известный шведский историк литературы Ф.Бек написал восторженную статью обо всей книге: «Сельма Лагерлёф … слила воедино задачу поэта и задачу учителя».

«Чудесное путешествие Нильса Хольгерсона…» - двухтомная эпопея, своего рода поэтический путеводитель по Швеции, цель которого – познакомить шведских детей с их страной.

Отдельные познавательные, географические, исторические, природоведческие и другие сведения прочно объединены сказочной фабулой. Злой гном превратил непослушного, ленивого крестьянского мальчишку из Сконе, Нильса, в крошечного человека. Колдовские чары рассеются только в том случае, если Нильсу удастся сохранить гусака Мартена и вернуть его домой.

Сказочное обрамление ещё ярче подчёркивает именно жанр воспитания, но при этом назидательные, дидактические ноты не умаляют его художественные достоинства.

Сказочный мир писательницы имеет своей основой воспоминания о родной усадьбе Морбакка в Вермланде, предания шведской старины, христианские легенды, а также наследует лучшие скандинавские европейские традиции жанра литературной сказки с её воспитательными элементами и фольклорной поэтикой. Писательница была уверена, что, слушая сказки с детского возраста, ребёнок формируется как личность, извлекает из народного творчества первые уроки нравственности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.