Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Переключательные функции




7.

6.

5.

4.

3.

2.

1.

Расходы бюджета;

6. Специальные фонды;

7. Финансы государственных предприятий.

Япония – конституционная монархия. В стране действует конституция, принятая Парламентом 24 августа 1946 года и вступившая в силу 3 мая 1947 года, с последующими поправками. Административно-терриориальное деление: Япония делится на Центр и 47 префектур. Япония – унитарное государства. Административными единицами в каждой префектуре являются города, поселки и деревни.

Глава государства – Император. Императорский трон наследуется членами императорской семьи по мужской линии. Согласно Конституции император не обладает суверенной властью. Все действия относящиеся к гос.делам он должен осуществлять по совету и с одобрения кабинета министров который несет ответственность за них. На сегодняшний день иператор Японии – АКИХИТО (вступил на престол 7.01.1989 года).

Всшим законодательным органом является Парламент, состоящий из 2 палат: пааты представителей и палаты советников. Палата представителей состоит из 500 депутатов. Палата советников состоит из 252 членов, избираемых сроком на 6 лет. Обе палаты избираются на основе всеобщих прямых выборов при тайном голосовании.

Исполнительная власть осуществляется Правительством во главе с премьер-министром, который избирается парламентом из числа его членов. Премьер-министр назначает министров, при этом большинство министров должно быть из числа членов Парламента. Кабинет министров ответственен перед Парламентом.

Министерство финансов -правительственное учреждение, отвечающее за финансовую систему страны, включая бюджетную систему страны, налогообложение, банковскую систему, страхование, ценные бумаги и государственные обязательства, а также за международные соглашения.

Организация власти на местах определяется Конституцией и Законом «О местной автономии» от 16 апреля 1947 года. Исполнительную власть в органах местного самоуправления осуществляют: в префектурах – губернаторы, в городах – мэры, в поселках и деревнях – старосты. Провозглашаемая законом автономная самостоятельность органов местного самоуправления на практике существенно ограничена центральной государственной властью в финансовых вопросах.

Национальной валютой Японии является ИЕНА.

Финансовая система Японии включает в себя 4 звена:

1. бюджетную систему

2. специальные государственные фонды;

3. почтово-сберегательные кассы

4. госсектор.

Бюджетная система Японии представляет собой совокупность генерального (общего) счета центрального правительства, специальные счета, программы займов и инвестиций, местное правительство и агентства.

Генеральный (общий) счет состоит из доходной и расходной частей, где основными статьями доходов являются налоги, а расходные статьи направлены на соц.обеспечение граждан, а также на нац.оборону и обслуживание долга.

С этого счета центральное правительство направляет инвестиции агенствам, а также субсидии местному правительству, и трансферты на спец.счета. Специальные счета бывают: спецсчета для госучреждений; спецсчета всех видов страхования и пенсионного обеспечения; спецстета управления государственными образовательными учреждениями и больницами.; спецсчета инвестиций и займов (развитие городов).

Спецсчета осуществляют займы для программы инвестиций и займов. Средства программы инвестиций и займов направляются в виде инвестиций различным агенствам в виде займов местному правительству. Главное отличие от бюджетной системы России в том, что местное самоуправление получает только субсидии.

Вторым звеном фин.системы являются специальные государственные фонды. По объему средств они превышают бюджет центрального правительства. К ним относятся: фонды систем страхования жизни, здоровья, от производственного травматизма и компенсаций при автокатастрофах. Эти фонды всегда имеют положительное сальдо.

Следующее звено – почтово-сберегательные кассы, остатками вкладов в которых распоряжается гоударство.

Госсектор Японии представлен финансами госпредприятий.

 

Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.

Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.

Бюджетный процесс состоит из 4 стадий.

Пдготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов, которые в сентябре-декабре рассматривают поступившие сметы и в соответтвии с правительственными указаниями подготавливают проект бюджета. К ноябрю мнистерства получают неофициальные ответы на свои бюджетные заявки.

С сентября по декабрь бюджетный департамент рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем - на рассмотрение кабинета министров.

После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента в обе его палаты, сначала в палату представителей, затем в палату советников. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.

Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.

Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.

Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.

Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам.

Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение в ревизионного бюро. После того как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.

Можно выделить несколько черт налоговой системы Японии, отличающих ее от подобных систем:

1. наличие двухуровневой налоговой системы;

2. ориентация на прямое налогообложение

3. высокий уровенть налогообложения прибыли (около 60%)

4. заметная роль налоговых льгот в повышении эффективности экономики и достижения целей социальной политики политики

5. отсутствие НДС.

Японии налоги можно разделить на 4 основных группы: далее таблица 6 из учебника.

Бюджетообразующим является налог на доходы физ.лиц. Государственный уплачивается по прогрессивной шкале по ставкам 10,20,30% и префектурный по ставкам 5,10,15%. Льготы до 30% необлагаемого дохода.

Налог на доходы корпораций: организации и предприятия уплачивают с прибыли налог по ставке 30%, префектурная – 1,67%, муниципальная – 4,12%.

Налог на имущество физических и юридических лиц по ставке 1,4% от стоимости имущества.

Особенность косвенного налогообложения в том, что нет НДС, основной косвенный налог – Налог с продаж, ставка 5%.

Налоговая сис-ма Японии как и бюджетная 2-х уровневая и включает налоги центрального правительства и местных органов власти.

В своей доходной части государственный бюджет Японии формируется за счет налоговых поступлений. Среди них около 35,2% составляет подоходний налог с физических лиц, около 22,4% - налог на прибыль корпораций, 19,3% - налог на потребление и 10% другие косвенные налоги. В Японии более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, а остальные за счет местных налогов. Доходная часть бюджета префектур строится не только на налогах. В Японии, по сравнению с другими странами, высока доля неналоговых поступлений. В гос.бюджете – 85% налоговые поступления, а 15% - неналоговые, а местные органы власти до четверти неналоговых поступлений., которые включают в себя: арендную плату, продажу земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займов.В неналоговые статьи также включается остаток предыдущего года.

Особенностью расходной части бюджета Японии является очень низкий уровень финансирования национальной обороны (около 6% всей суммы расходов, или менее 1% ВВП). Крупнейшие статьи расходов:

· социальное страхование и пенсии – 18-20%

· трансферты региональным администрациям – префектурам – 16-18%.

· Расходы на образование – 6%

· На медицинское обслуживание – 9%;

Все расходы делятся на 3 блока:

1-ый – военные цели – 6,5%

2-ой – социальные цели – 20%

3-ий – экономические цели – 42% (исследовательские цели, вклады в мировую экономику и технические инновации).

Существует 2 причины введения ограничений на военные расходы:

1-ая – внутреннее общественное мнение: ст.9 конституции объявляет войну незаконным инструментам национальной политики;

2-ая – несколько соседей Японии опасаются, что совершенствование обороны – основной признак утверждения милитаризма.

Но самой главной статьей расходов является обслуживание гос.долга. Несмотря на то, что страна занимает 2 место в мире по размеру ВВП, доля процентов направляемых на выплату по нему занимает 2-ое место – 23%. После США. Гос.долг Японии в 2000 году составлял – 100% ВВП, а 2004 году – 140% ВВП, а в 2008 году – 120% ВВП.Это связано с тем, что при 3 финансовых кризисах в истории Японии Правительство выпускало в обращение ценные бумаги для погашения расходов, связанных с преодолением финансовых кризисов. Структура накопленного долга Правительства Японии: правительственные облигации – 69%, финансовые векселя – 10%, кредиты – 21%.

 

В Японии специальные фонды являются составной частью специальных счетов. В 80-е годы насчитывалось 12 специальных фондов. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды.

С середины 80-х годов в Японии осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы. Задача реформы - сделать ее состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам.

Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов. Имеются, например, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца. На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. В 1994 году каждый работающий японец вносил в тот или иной фонд около 100 долларов в месяц.

Пенсионный фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Пенсия составляет около 70% месячной зарплаты работника-мужчины.

Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируются из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий и государственных дотаций.

Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний трудовой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет. В середине 90-х годов базовая пенсия составляла 65 тысяч иен (примерно 600 долларов). Таким образом, доход семейной пары пенсионеров складывается из базовых пенсий мужа и женю плюс пенсия по страхованию наемного работника. В 1994 году в совокупности это составляло в среднем свыше 2200 долларов.

 

Госсектор Японии представлен финансами госпредприятий. Балансы госпредприятий входят в центральный бюджет в качестве спецсчетов.

В силу ряда причин в Японии сложилось четкое разграничение сфер приложения капитала: частного - в производственную сферу, государственного - в инфраструктуру. Поэтому в Японии государственный сектор не выступает серьезным конкурентом ни в одной из областей производства, и его функционирование по существу полностью подчинено интересам частных корпораций.

Все госимущество составляет 15,8% национального богатства Японии.

Существует 3 основных типа госпредприятий:

Ведомственные предприятия, принадлежащие тому или иному ведомству в Правительстве или органах местного мамоуправления и управляемые главой соответствующего ведомства.

Общественные корпорации – предприятия созданные полностью за счет средств правительства на основании специального законодательного акта и обладающие статусом юридического лица. Управление этими предприятиями передаются наемным менеджерам.

Смешанные предприятия – предприятия, частично принадлежащие органам администрации и выступающие в форме акционерной компании или товарищества с ограниченной ответственностью.

На имущество казенных предприятий приходится всего 165 стоимости имущество центрального Правительства

Среди акционерных компаний и паевых товариществ много некоммерческих учреждений: институты и лаборатории, занятые фундаментальными исследованиями и гуманитарными науками; японский фонд экономического сотрудничества, фонд поддержки искусств, центр научно-технической информации, японский фонд культурного обмена.

Во многих акционерных компаниях и паевых товариществах государство (в лице главы соответствующего министерства) - единственный или главный акционер, но в среднем доля участия правительства в их капитале составляет 38,3%

В госсекторе экономики Японии на местном уровне действует около 8300 предприятий, из них 3650 - казенные: водопровод, газо- и теплоснабжение, канализация, городской транспорт, больницы.

Остальные - акционерные и паевые, занятые строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков.

Главная особенность регулирования государственных предприятий в Японии состоит в том, что за их работу отвечает не какая-то одна регулирующая инстанция, а целая иерархия хозяев.

У казенных предприятий есть общий верховный хозяин - парламент. Он принимает решения по планам и исполнению специальных счетов центрального бюджета, в которые оформлены балансы этих предприятий. Парламент утверждает цены, планы развития, объемы и источники финансирования и программы использования прибыли

На местном уровне действует подобная модель управления финансами государственных предприятий.

 

 


[1] On-line портал www.panarin.com//«Распад США: миф или реальность»

[2] Журнал «Валютный спекулянт» 09-2002 //«Последняя сверхдержава» в долговой петле», с.47

[3] Финансы капиталистических государств/ Ред. Болдырева.-М: 1985, 355с




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.