Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вспомогательные ритмические элементы стиха




Стопа в силлабо-тоническом стихосложении - сочетание ударного слога с примыкающими к нему безударными. Но так как в русском языке есть многосложные слова с одним ударением, свободное ударение, то иногда ударение со служебных слов и местоимений переносится на другие. Если ударение переносится вперед, то это энклитика,если назад - проклитика, появляются также двусложные стопы, не имеющие ударных слогов - пиррихий, и стопы, имеющие два ударных слога вместе - спондей.

Существует пять размеров русского классического стиха:

Хорей -двусложный размер, первый слог ударный, второй - безударный (/-) Пример хорея с пиррихием:

Ночевала тучка золотая --/-/---/-

На груди утеса-великана. --/-/---/-

Утром в путь она умчалась рано, /-/-/-/-/-

По лазури весело играя. --/-/---/-

Ямб -двусложный размер, первый слог безударный, второй - ударный (-/). Пример ямба:

Мой дядя самых честных правил, -/-/-/-/-

Когда не в шутку занемог, -/-/---/

Он уважать себя заставил ---/-/-/-

И лучше выдумать не мог. -/-/---/

Дактиль -трехсложный размер с ударением на первом слоге (/--):

Ранними летними росами /--/--/--

Выйдем мы в поле гулять, /--/--/

Будем звенящими косами /--/--/--

Сочные травы срезать. /--/--/

Амфибрахий - трехсложный размер с ударением на среднем слоге (-/-):

Есть женщины в русских селеньях, -/--/--/-

С спокойною важностью лиц, -/--/--/

С красивою силой в движеньях, -/--/--/-

С походкой, со взглядом цариц. -/--/--/

Анапест -трехсложный размер с ударением на третьем слоге (--/):

Ночь холодная мутно глядит --/--/--/

Под рогожу кибитки моей, --/--/--/

Под полозьями поле скрипит, --/--/--/

А ямщик погоняет коней. --/--/--/

 

1. Количество стоп в стихе. Стопа - сочетание ударного и безударных слогов. В зависимости от количества стоп стих даже при одном размере звучит по-разному. Сравните:

Отсель сорвался раз обвал -/-/-/-/

И с тяжким грохотом упал. -/-/---/ 4-х стопный ямб,

 

Октябрь уж наступил, уж роща отрясает -/-/---/---/-

Последние листы с нагих своих ветвей. -/---/-/-/-/ 6-ти стопный ямб.

Увеличение количества стоп усиливает повествовательную интонацию. Для передачи эффекта разговорной речи поэты могут создавать разностопный стих (чаще всего он встречается в баснях). Например:

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»- -/-/-/-/-/ 5

И вмиг ворота на запор; -/-/---/ 4

В минуту псарня стала адом. -/-/-/-/- 4

Бегут: иной с дубьем, -/-/-/ 3

Иной с ружьем. -/-/ 2

«Огня!- кричат,- огня!»- Пришли с огнем.-/-/-/-/-/ 5

Разностопный стих также называется вольным.

 

2. Клаузула - окончание стиха, начиная с последнего ударного слога в данном стихе (1,2,3 слога).

Односложные клаузулы - мужские:

Сольвейг! Ты прибежала на лыжах ко мнЕ,

Улыбнулась пришедшей веснЕ.

Жил я в бедной избушке моЕй

Много дней, меж камней, без огнЕй.

 

Двусложные клаузулы называются женскими:

Тихой ночью, поздним лЕтом

Как на небе звезды рЕют,

Как под сумрачным их свЕтом

Нивы дремлющие зрЕют.

 

Трехсложные клаузулы называются дактилическими:

Тучки небесные, вечные стрАнники,

Степью лазурною, цепью жемчУжною,

Мчитесь вы, будто как я же, изгнАнники,

С милого севера в сторону Южную.

 

3. Ритмические слогоразделы. Цезура, то есть пауза между слогоразделами, которая делит на примерно равные части многосложные стихи или создает междустрочные ритмические слогоразделы, используется для интонационного отделения одной строки от другой, является общим законом стихового ритма.

Ритмические слогоразделы могут совпадать или не совпадать с синтаксическими. В лирических произведениях они чаще всего совпадают, в драматических или эпических - нет. Несовпадение ритмических слогоразделов создает перенос (междустрочная граница проходит внутри синтагмы). Это особым образом выделяет слова, несущие основную смысловую нагрузку:

Учись, мой сын, науки сокращают

Нам опыты быстротекущей жизни.

 

4. Рифма. Рифмой называется звуковой повтор, имеющий место в конце двух или нескольких строк. Возвращение через равные промежутки созвучных окончаний стихов с наибольшей отчетливостью выделяет границу и сопоставимость ритмических рядов, которые представляют собой стихи. Во многих случаях рифма выделяет и подчеркивает слова, имеющие главное смысловое значение в стихе.

Рифмы бывают (как и клаузулы) - мужские, женские, дактилические (от слова дактиль).

Мужские рифмы - с ударением на последнем слоге, женские рифмы - с ударением на предпоследнем, то есть втором от конца. Например, в рифмах романа «Евгений Онегин» чередуются женские и мужские рифмы:

прАвил - занемОг - застАвил - не мОг.

Дактилические рифмы имеют ударение на третьем от конца слоге:

стрАнники - жемчУжною - изгнАнники - Южною.

Довольно редко, но в художественных произведениях встречаются гипердактилические рифмы, то те, в которых ударение падает на четвертый или более слог от конца слова: опАловая - прикАлывая, или

Змеи свЕшивающиеся,

Змеи свЕшивающиеся,

Что за пляску, что за ласку

Вы затеяли во сне?

Обычно в художественном произведении используется сочетание мужских и женских рифм, хотя известны случаи, когда произведение пишется одной и той же рифмой (поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»).

 

По составу гласных и согласных звуков, входящих в рифму, они делятся на точные и неточные. Точная рифма - это рифма, в которой гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Особенно важно созвучие согласных звуков, непосредственно предшествующих ударным гласным: жемчУжною - Южною.

Неточная рифма - это созвучие одного или двух звуков: стекле - О да Е. Достоинством рифмы в поэзии считается не столько точность, сколько оригинальность. Неожиданные рифмы выделяют слова, несущие основную смысловую нагрузку в произведении. Поэтому ещё А.С.Пушкин смеялся над рифмой «морозы - розы», а В.В.Маяковский гордился рифмой «врезываясь - трезвость».

Рифма является вспомогательным элементом стиха, её может и не быть (уже в античной поэзии она была не обязательна). Поэтому наряду с рифмованными существуют ещё нерифмованные или белые стихи. Иногда это ещё связано с содержанием произведения. Например, если вы передаете чью-то речь в монологе, она вполне может не иметь рифмы и иметь только общий ритмический рисунок:

Достиг я высшей власти;

Шестой уж год я царствую спокойно.

Но счастья нет в моей душе. Не так ли

Мы смолоду влюбляемся и алчем

Утех любви. Но только утолим

Сердечный глад мгновенным обладаньем,

Как, охладев, скучаем и томимся. (нерифмованный, белый стих с переносом слогоразделов).

 

5. Способы рифмовки. Способов рифмовки выделяется три: смежный, перекрестный, кольцевой (опоясывающий) Смежная рифма - это созвучие соседних стихов по формуле аа/бб. Перекрестная рифма - это рифмовка стихов через один по формуле абаб. Кольцевая или опоясывающая рифма - это рифмовка стихов по формуле абба.

Ярче всего все способы рифмовки продемонстрировал в онегинской строфе А.С.Пушкин: первое четверостишие - рифмовка перекрестная, вторая - парная, третья - кольцевая:

правил - занемог - заставил - не мог (абба)

наука - скука - ночь - прочь (аабб)

коварство - забавлять - поправлять - лекарство (абба).

 

6. Звукопись. Прием звукописи придает стихотворению определенный колорит за счет повторения гласных или согласных звуков в тексте произведения.

Повторы гласных звуков называются - ассонансы:

БрожУ ли я вдоль Улиц шУмных,

ВхожУ ли в многолЮдный храм,

СижУль меж Юношей безУмных,

Я предаЮсь своим мечтам.

 

Повторы согласных звуков - аллитерации:

Ты скажешь: «ВеТРенная Геба,

КоРмя Зевесова оРла,

ГРомокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пРолила.

 

Иногда в качестве звукописи используется сочетание ассонансов и аллитерации:

СмУглый Отрок хОдиЛ пО аЛЛЕЕ,

У ОзЕрных грУстиЛ бЕрЕгов.

И стОЛЕтиЕ мы ЛЕЛЕЕм

ЕЛЕ СЛыШный ШЕЛЕСт Шагов.

 

7. Строфа. Строфой называется группа стихов, составляющая синтаксическое целое, выражающее законченную мысль.

Самыми распространенными строфами в стихосложении считаются:

двустишие -

Спокойно трубку докурил до конца,

Спокойно улыбку стер с лица.

 

«Команда во фронт! Офицеры вперед!»

Сухими шагами командир идет.

 

И слова равняются в полный рост:

«С якоря в восемь, курс - ост!

 

У кого жена, дети, брат,

Пишите, мы не придем назад!»

 

терцина (способ рифмовки при этом: аба бвб вгв гдг дед е) -

Но мой удел - могу ль назвать ужасным?

Едва холодный и больной рассвет

Исполнит ад сияньем, безучастный

Из зала в зал иду свершать завет,

Гоним тоскою страсти безначальной,-

Так сострадай и помни мой поэт:

 

Я обречен в далеком мраке спальной,

Где спит она и дышит горячо,

Склонясь над ней влюблено и печально,

 

Вонзить свой перстень в белое плечо.

 

четверостишие (катрен) - самая распространенная форма строфы, которая позволяет использовать все три способа рифмовки.

 

октава (восьмистишие). Способ рифмовки - аба баб вв.

Четырехстопный ямб мне надоел,

Им пишет всякий. Мальчикам в забаву

Пора б его оставить. Я б хотел

Давным-давно приняться за октаву.

А в самом деле: я бы совладел

С тройным созвучием. Пущусь на славу!

Ведь рифмы запросто со мной живут:

Две придут сами, третью приведут.

 

сонет (четырнадцатистишие). Впервые появился в 13 веке в Италии. Существуют две разновидности классического сонета. Первая была предложена поэтом Петраркой. 14 строк делились на два катрена (четверостишия) и две терцины (трехстишия). Вторая форма сонета была предложена Шекспиром и состояла из трех катренов (четверостиший) и одного двустишия. Именно эту форму сонета использовал Пушкин в своей онегинской строфе, которой написан его знаменитый роман.

 

Классическая система русского силлабо-тонического стихосложения продолжала видоизменяться и развиваться во второй половине 19 и в двадцатом веке. Довольно активно развивалась тоническая система стиха, берущая свое начало из народных, фольклорных традиций. Эта система была основана на равном количестве ударных слогов в соотносимых друг с другом стихах. В отличие от народных традиций поэты 20 века использовали в своих произведениях рифму и строчечные доли:

Любить - это значит с простынь рваных 2-5-7-9

Срываться, ревнуя к Копернику. 2-5-8

Его, а не мужа Марьи Иванны 2-5-7-10

Считая своим соперником. 2-5-7, или

 

Ромул и Рем взошли на гору, 1-4-6-8

Холм перед ними был глух и нем. 1-4-7-9

Ромул сказал: «Здесь будет город!» 1-4-5-6-8

«Город, как солнце,» - ответил Рем. 1-4-7-9

 

Популярна стала также полиметрия - употребление в одном произведении нескольких размеров для придания им ритмического разнообразия. Например, стихи В.В.Маяковского «Я, ассенизатор и водовоз...».

С середины 19 века развивается в русском стихосложении дольник, первые опыты с которым производил Н.А.Некрасов. Дольник - стих, в котором в одной строке встречаются разные стопы, то есть размеры, поэтому стих делится не на стопы, а на доли (одна доля составляет 1 ударный и 1или 2 безударных слога). Таким образом, ритм создается равным или почти равным количеством долей в стихе:

Они любили друг друга, -/-/--/-

Но каждый упорно молчал. -/--/--/

Смотрели врагами, но каждый -/--/--/-

В томленьи любви изнывал. -/--/--/

 

Появляется также свободный стих (верлибр), в котором ритм создается сходным синтаксическим построением фраз и стихов, повторяющимися паузами, вынесением самого значительного слова в конец произведения, но нет никаких привычных признаком стиха - ни равного количества ударений, ни рифмы, ни стоп, ни долей, ни слогов:

Когда вы стоите на моем пути,

Такая живая, такая красивая,

Но такая измученная,

Говорите все о печальном,

Думаете о смерти,

Никого не любите

И презираете свою красоту,

Что же? Разве я обижу вас?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.