Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С автодорожными и железнодорожными магистралями




Тема 2.3.2. Пересечение трубопроводов с водными преградами,

 

Вопросы:

1) Понятие дюкера. Конструкция дюкера через водную преграду.

2) Пересечение с препятствиями, эстакады, переходы.

3) Основные требования к трубопроводам при устройстве дюкера.

 

Трубопроводы часто пересекаются с различными естественными и искусственными препятствиями. К естественным препятствиям относятся ручьи, реки, овраги. К искусственным – автомобильные и железные дороги, подземные коллекторы, трубопроводы различного назначения, кабели, пешеходные переходы, линии метрополитена и другие сооружения.

При прокладке коллекторов через реки и овраги устраивают дюкера и переходы. Дюкер состоит из напорных трубопроводов, верхней и нижней камер. Напорные трубопроводы дюкера выполняются не менее чем из 2-х линий стальных труб с антикоррозионной изоляцией. Укладывается дюкер в траншее по дну русла. Обе линии дюкера должны быть рабочими. Верхняя (входная) камера должна иметь два отделения – мокрое и сухое. Эти отделения разделяются между собой водонепроницаемой перегородкой. Нижняя камера дюкера устраивается в виде одного отделения, где напорные трубопроводы переходят в открытые лотки, в начале которых устанавливаются щитовые затворы. В верхней камере в сухом отделении устанавливаются задвижки.

Движение воды в дюкере происходит под напором, образующимся в результате разности уровня воды в его начале и конце.

Так как все линии дюкера принимаются рабочими, то расход на одну линию равен:

,  

где – расчетный расход через дюкер, л/с; n – число рабочих линий.

Диаметр определяется при скорости ≥ 1 м/с. Потери напора находятся путем суммирования потерь напора по длине труб и местных потерь напора:

,  

где h1 – потери напора по длине, м;

v – скорость в дюкере, м/с;

l – длина труб дюкера, м;

– сумма потерь напора на местные сопротивления, м;

ξ – коэффициент местных сопротивлений.

 

Расстояние между трубами дюкера в свету должны быть не менее 0,7 м, а глубина заложения подводной части дюкера от дна реки до верха трубы не менее 0,5 м. Аварийный выпуск может быть проложен из верхней камеры дюкера или из ближайшего колодца перед ним. Устройство выпуска должно быть согласовано со всеми органами, осуществляющими контроль за охраной и использованием водоема. Схема дюкера приведена на рис. 12.

 

 

Рис. 17. Схема дюкера через реку:

 

1-коллектор, 2- входная камера, 3-направляющие для установки шибера,

4-задвижка, 5-аварийный выпуск, 6-напорные трубы, 7-выходная камера.

 

Разность отметок лотков труб в начале и конце дюкера принимается равной потерям напора.

 

Рис. 18. Схема устройства дюкера через реку:

1 – шиберы; 2 – задвижки

 

Пересечения с препятствиями, эстакады, переходы

Кроме дюкеров, для пересечения водоотводящих сетей с различными надземными и подземными препятствиями применяют такие сооружения, как эстакады и переходы дюкерного и самотечного типов.

Эстакады устраивают при пересечении самотечной сети с оврагами, лощинами, суходолами и т.д. Эстакада более проста по своей конструкции, чем дюкер, и может быть временно использована как пешеходный мост. Она представляет собой мост на опорах, по которому с необходимым уклоном проложен самотечный трубопровод в утепленном коробе (см. рис).

Перед эстакадой устраивается аварийный выпуск. На самом трубопроводе обязательно предусматриваются ревизии для прочистки.

Переходы устраивают под железнодорожными путями или автомобильными дорогами. Переходы дюкерного типа проектируются для дорог, проходящих в глубоких выемках. Устройство и конструкция этих переходов аналогичны дюкерам. Единственное отличие заключается в отсутствии аварийных выпусков.

Переходы самотечного типа устраивают, если отметка трубопровода значительно меньше отметки препятствия.

Рис. 19. Схемы устройства пересечений водоотводящих трубопроводов

с железнодорожными путями уложенными:

а – в выемках; б – на насыпях;

 

1 – входная (верхняя) дюкерная камера; 2 – трубы дюкера; 3 – железобетонный стул;

4 – основание под стул; 5 – выходная (нижняя) дюкерная камера; 6 – футляр из стальных труб;

7 – самотечный трубопровод.

 

Переходы обычно прокладывают в металлических или железобетонных футлярах, или же в тоннелях. Футляры и тоннели предназначены для предохранения рабочего трубопровода от нагрузок, возникающих от движения транспорта над ним.

Безнапорные линии устраивают из чугунных или железобетонных труб, напорные – из стальных.

При пересечении трубопроводов на одном уровне следует устраивать перепадный колодец на одном из коллекторов. Иногда в качестве альтернативы целесообразно делать короткий дюкер, работающий на постоянном притоке сточных вод.

Дюкер укладывается в траншее по дну русла. Угол наклона восходящей части дюкера должен быть не более 20°. Глубина заложения подводной части трубопровода должна приниматься не менее А = 0,5 м до верха трубы, а в пределах фарватера на судоходных реках не менее h = 1 м. Расстояние между трубами дюкера в свету должно быть не менее b = 0,7-1,5 м (в зависимости от напора и других особенностей устройства дюкера). Аварийный выпуск может быть проложен из верхней камеры дюкера или из ближайшего колодца перед ним. Его устройство должно быть согласовано со всеми органами, осуществляющими контроль за охраной и использованием водоема.

В период паводков при высоком уровне вод в реке аварийный выпуск может использоваться для промывки дюкера. Промывка осуществляется следующим образом: при открытой задвижке на аварийном выпуске вода из водоема в результате разности отметок воды в нем и в отводящем самотечном трубопроводе устремляется через аварийный выпуск в напорные трубопроводы, двигаясь там с большой скоростью, интенсивно промывает их.

Дюкеры должны располагаться в местах с устойчивым, неразмываемым руслом, на участках с минимальной шириной реки. Трубопроводы дюкера прокладывают перпендикулярно руслу реки для обеспечения минимальной длины труб. При большой протяженности дюкера на трубах следует устанавливать колодцы или камеры с ревизиями, а в пониженных местах — выпуски для опорожнения дюкера (обычно при широкой затопляемой пойме реки).

Трубопроводы укладывают в футляре. Кожухи и туннели предназначены для предохранения рабочего трубопровода от нагрузок, возникающих при движении транспорта над ним. Одновременно кожух предохраняет дорогу от разрушения в случае аварии трубопровода. Футляры должны устраиваться с противокоррозионной изоляцией (торкрет-бетонное армированное, битумно-резиновые, полимерные покрытия) и защитой от электрохимической коррозии (катодная поляризация с протекторными установками). Пространство между стенками футляра и трубопровода надлежит заполнять бетоном. Перед и после пересечения желательно устройство смотровых колодцев с отключающими устройствами.

Если трубопровод располагается значительно выше препятствия, то пересечение выполняется в виде самотечного трубопровода, уложенного по эстакаде или существующему мосту в утепленном коробе.

Имеется зарубежный опыт прокладки дюкеров из пластмассовых труб. Для этих целей обычно применяют полиэтиленовые трубы. При прокладке подводных линий используется большая гибкость труб из полиэтилена, возможность их сварки в плети большой длины.

Вопросы для контроля:

1) Какая конструкция является дюкером.

2) Вычертить и объяснить конструкцию дюкера через водную преграду.

3) Способы пересечения трубопровода с препятствиями. Эстакады, переходы.

4) Основные требования к трубопроводам при устройстве дюкера.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.