Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура Эпохи Просвещения




Культура Эпохи Просвещения.

Лекция №6.

Тема: Культура Эпохи Просвещения, XIX и XX вв. (2часа).

2. Культура XIX и XX вв.

Культурой Нового Времени является - Эпоха Просвещения. Просвещение – идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Деятели просвещения боролись за установление «царства разума», прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это, прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие как, свобода, благосостояние, счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость, а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам церкви и неприятие религиозных догм. В прогресс науки, которая создает условия для экономического и социального благоденствия. Для культуры европейского Просвещения характерен – деизм. Это учение свободомыслия открывает возможность выступать против религиозного фанатизма и христианской церкви, за свободу совести и освобождение науки и философии от церкви. Представители Деизма: Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дж. Локк, Франклин, Джефферсон и др. Просветители считали, что главной причиной человеческих несчастий состоит в невежестве людей. Для устранения всех бедствий необходимо просвещать людей. Грамотность стала доступной для всех слоев населения.

В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности. В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована Джоном Локком. Основное его сочинение «Опыт о человеческом разумении», которое содержит позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. Согласно Локку к неотчуждаемым правам человека принадлежит три основных права: на жизнь, свободу и собственность. На шотландское Просвещение большое влияние оказала деятельность философского общества в Эдинбурге. Его секретарем был Дэвид Юм, а одним из членов был философ, экономист Адам Смит. В своей теории Смит отводил большое место рынку, был горячим защитником товарно-денежных отношений. Французское Просвещение представлено Вольтером, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Монтескье, Гольбахом. Во Франции в среде просветителей существовало мессианское настроение, оппозиция существовавшему строю. Наиболее видными представителями немецкого Просвещения были Иммануил Кант и Лейбниц. Славу Канту принесла его работа «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного». Особенно значителен его вклад в разработку теории правового государства. По мнению русских просветителей, величие человека, его отличие от живых существ состоит в разуме. Своеобразным гимном величию человека является поэма «Человек» И.П. Пнина. Просветители создают нравственную философию, с помощью которой они определяют основные принципы этики, поведения людей в обществе. Главные положения этой философии изложены в работе А.П. Куницына «Право естественное», в котором нравственность рассматривается как естественное проявление человеческой природы. Огромное место в трудах русских просветителей отводилось переустройству общества. Живя в обществе, человек должен быть его достойным гражданином, поэтому был огромен интерес просветителей к проблеме воспитания личности. Этой теме посвящен трактат А.Ф. Бестужева «О воспитании». Начало развитию просветительства в России положил М.В. Ломоносов. Его стараниями был открыт университет в Москве. Идеи просветительства нашли широкое распространение в русской литературе в произведениях Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, В.К. Тредиаковского. Представителями русской живописи являются Ф.С. Рокотов и Д.Г. Левицкий. Также крупнейшими представителями русского просветительства являются А.Н. Радищев Н.И. Новиков, издатели журналов «Трутень», «Живописец», организаторы типографий, библиотек, книжных магазинов.

Основной литературный жанр эпохи Просвещения – роман. В это время появляются знаменитые романы Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» и Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера». Просветители широко представили то, как живет человек, обманывая и обманываясь. Нравственный идеал неизменно соседствует с сатирой. Воспитание естественного человека представлено в трактатах Ж.Ж. Руссо и его романах «Юлия, или новая Элоиза», «Эмиль, или о воспитании».

В конце XVII- XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором заговорит вся Европа. Первыми были Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель («Саул», «Израиль в Египте», «Мессия»). Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее мастера – Йозеф Гайдн, В.А.Моцарт и Л.В. Бетховен. Отцом симфонии называют Йозефа Гайдна. Им было создано более 100 симфоний, в основе которых темы народных песен и танцев. Вершиной его творчества стали «12 Лондонских симфоний». Вольфганг Амадей Моцарт в своих произведениях с изумительным мастерством создает разнообразные, живые человеческие характеры, показывает жизнь во всех ее контрастах – это в операх «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта». Вершинами классического симфонизма стали три его симфонии «Ни бемоль мажор», «Соль мажор», и «До мажор». Творчество Людвига Ван Бетховена принадлежит к высшим достижениям человеческого гения. Главная идея его творчества – завоевание свободы в результате упорной борьбы. Таковы его единственная опера «Фиделио» и музыка к драме И.В. Гёте «Эгмонт». Стихийная сила драматических столкновений, возвышенность философской лирики, сочный, порой грубоватый юмор – все это мы можем встретить в бесконечно богатом мире его сонат. Апофеозом его творчества является «Девятая симфония», «Торжественная месса».

Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение его чувств и настроений. Возникает направление в искусстве – барокко (с порт. «жемчужина причудливой формы»). Это стиль, соединяющий в себе старые традиции готики с новыми тенденциями, идеями демократического свободомыслия. Черты барокко – театральность и карнавальность. В стиле барокко формировалось в основном интересы высшей аристократии. Это золотом сверкающее великолепие, пышность и избыточная роскошь. Синонимом красоты становится богатство. Дворец являлся уже не крепостью, а просторные залы, утопающие в роскоши, где все предметы и приборы делались из золота. Интерьер украшался многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой. Джованни Батист Тьеполо, крупнейший итальянский живописец, последний представитель барокко в европейском искусстве. Венеция дала миру прекрасных мастеров ведуты – городского архитектурного пейзажа: Антонио Каналетто и Франческо Гварди. Английское искусство XVIII века – расцвет национальной школы живописи, начиная с Уильяма Хогарта, живописца, графика, теоретика искусства. Хогарт был единственным художником английского Просвещения и первым живописцем-просветителем в Европе. В первой половине XVIII века ведущим направлением во французском искусстве стало – рококо (с порт. «раковина»). Основные черты: маскарадность и карнавальность. Содержательной основой рококо является стремление к жизни, где царствует легкость, забава и праздник. Ярким представителем французского рококо был Франсуа Буше. Типичные сюжеты его полотен «Триумф Венеры», «Венера с Амуром», «Купанье Дианы». Французская скульптура – это черты легкости, свободы, динамики, которые видны в произведениях Жана Батиста Пигаля «Меркурий, подвязывающий сандалию» и Жана Антуана Гудона «Вольтер». Во французской культуре XVIII века появилось направление «классицизм» - это стилизация римской античности. А стилизация – это использование в творческой деятельности уже встречавшихся художественных форм. Стиль классицизма, основывающийся на идеях рационализма, стремился к выражению возвышенных, героических и нравственных идеалов, к созданию ясных, органичных образцов. Вместе с тем классицизму были присущи черты утопизма, идеализации, отвлеченности. В живописи представителем классического стиля были французские художники Жан Луи Давид («Клятва Горациев», «Смерть Марата») и Жан Огюст Энгр («Апофеоз Гомера»). Представитель немецкого классицизма в литературе был Иоганн Вольфганг Гёте – основоположник немецкой литературы. В трагедии «Фауст», оценивает новый исторический тип человека, напряженно ищущего истину на основе разума, верящего в свою созидательную деятельность, но при этом жестоко ошибающегося.

Эпоха Просвещения - это уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничные возможности. Если Возрождение ценило в человеке цветущую силу, полнокровное тело, полное энергией. То эстетика Просвещения отрицала все могучее и крепкое, привлекательным считалось хрупкое, холеное тело, узкая кисть и бледное лицо. Женственность становится главным критерием красоты. Эпоха европейского Просвещения занимает исключительное место в истории человеческой цивилизации.

 

2. Культура XIX и XX вв.

Важным и необходимым этапом в истории мировой культуры были XIX - XX вв. В развитии культуры XIX века можно выделить такие сферы, как: литература, философия и искусство. Значительный вклад в развитие культуры составляют марксистская философия и теория, наложившие свой отпечаток на художественное мышление XIX века. В программном документе – «Манифест Коммунистической партии» - было представлено новое миропонимание, распространяющееся на область социальной жизни. Творчески переработав идеи классической немецкой философии, английской политической экономии, французского утопического социализма, Маркс и Энгельс открыли законы общественного развития, указали пролетариату научно обоснованный путь для достижения условий его существования. Представителями философии XIX века являются: И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г.Гегель, Л. Фейербах.

Необходимо отметить две важные черты культуры XIX века:

1. Утверждение ценностей буржуазного образа жизни, что проявлялось в ориентации на потребление и комфорт;

2. Совершенствование форм культуры и объединение учреждений культуры: музеев, библиотек, театров, художественных выставок. Появилась художественная промышленность. Искусство превратилось в товар и структуру буржуазных экономических отношений.

Важнейшим достижением культуры XIX века является появление искусства фотографии и дизайна. Развитие фотографии привело к пересмотру художественных принципов графики, живописи, скульптуры, соединило художественность и документальность, что не достижимо в других видах искусства.

Основные направления в развитии искусства XIX века – романтизм, реализм и импрессионизм. Они возникли как результат общекультурных изменений, охвативших все сферы сознания, повлиявших на мировосприятие людей XIX века и совершивших переворот в его культуре. Романтизм – явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Основные принципы литературной теории романтизма были сформулированы Ф. Шлегелем и Новалисом. Ф.Шлегель первым начал разрабатывать теорию романтической иронии, одного из самых блестящих и оригинальных творений романтического гения. Эстетические взгляды Новалиса выражены в теории искусства, которое должно соединять реальное с идеальным, должно стремиться к универсальности. Особое место в романтической литературе Германии принадлежит Генриху Клейсту и Эрнсту Гофману («Эликсир дьявола», «Золотой горшок»). Великий поэт Германии Генрих Гейне, сочетающий в своем творчестве романтику и иронию. Самой яркой фигурой среди романтиков Англии следует считать Джорджа Гордона Байрона (поэма «Паломничество Уайльд Гарольда»), одного из величайших поэтов-лириков в мировой литературе выдающихся английских романтиков принадлежит Перси Шелли и Вальтер Скотт. Английские романтики утверждали оптимизм, в их произведениях ярко проявляются эпическое начало, реалистические тенденции. Во Франции возникновение романтических идей связано с именами Ж.де Сталь, Ф.Р.де Шатобриан. Вершину французского романтизма составляет творчество В.Гюго, П. Мериме, Ж.Санд, и др. В их произведениях романтическая эстетика сочетается с тонким психологизмом и силой характеров. Романтизм нашел отражение и в пейзажной живописи, передающей особое настроение, вдохновение от созерцания родной природы. Это, прежде всего, характерно для английского искусства, ярким представителями которого являлись Дж. Констебль, Дж. Тернер, Р. Бенингтон. В России представителем романтизма были В.А. Жуковский (баллада «Людмила»), К.Ф. Рылеев – поэт-декабрист, М.В. Лермонтов. В музыке романтическое направление нашло отражение в произведениях немецкого композитора Роберта Шумена и Рихарда Вагнера, французского композитора Берлиоза, русского композитора М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского.

Термин «реализм» следует понимать двояко: как исторически определенное направление, тип художественного мышления и как правдивое, объективное отражение действительности. Реализм эволюционировал, начиная с первобытных форм культуры. Как художественный метод реализм возник в недрах романтизма в первой трети XIX века, когда в Европе утверждается принцип правдивого изображения как оппонент романтизму. Поэтому в реализме предметом изображения становится не мир фантазий и мечты, а современная действительность. Представителем реализма Германии стоит назвать Генриха Гейне и Георга Бохнера, которые стремились к некой идеализации действительности. Реализм в Англии отличается большим своеобразием в творчестве писателей-реалистов Чарльз Диккенс и Вильям Теккерей. Творчество Стендаля, Оноре де Бальзака, Постава Флобера можно отнести к наиболее ярким проявлениям реализма во Франции. Представителями из России являются великие мастера слова: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л. Толстой, А.П. Чехов.

Третье направление искусства XIX века - Импрессионизм (с франц. «впечатление»). Сущность импрессионизма состоит в стремлении передать непосредственное впечатление от окружающего мира. Живописными средствами художники стремились передать неповторимость и иллюзию света, воздуха, воды, цвет во всей его чистоте, тонкие нюансы световоздушной среды. Основоположником направления был Эдуард Мане, но признанным его лидером стал Клод Моне. Выдающимися импрессионистами были О. Ренуар, Э. Дега, А. Сислей, К. Писсаро.

В XIX в. возник новый взгляд на процесс образования. Идея развивающего обучения была призвана побуждать детей к самостоятельному развитию. Суть развивающего обучения – в тесной связи умственного образования с нравственным воспитанием. Разработано важнейшее положение педагогики – соединение обучения с производственным трудом. Постепенно сложилась система дидактических правил и закрепилась основа дидактики развивающего обучения. Научной революции XIX века предшествовали выдающиеся открытия в науке XVII - XVIII вв. и становление ее как социального института. Благодаря трудам Н.Коперника, Г. Галилея, Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Ньютона, И. Кеплера сформировалась новая картина мира. Наука XIX века ознаменована революцией в химии. Представителями являются: Дж. Далтон, И. Берцелиус, Ф. Веллер. Важным открытием является закон о клетке и клеткообразовании Т. Швенна и М. Шлейдена. Великое открытие XIX века связано с именем ч. Дарвина, создателя эволюционной теории. Важным и необходимым этапом в утверждении капиталистического способа производства была - промышленная революция. Она была тесно связана с развитием науки. Опиралась на успешное развитие прикладных, точных и естественных наук и с свою очередь стимулировала новые крупные сдвиги в науке. Появились первые научно-исследовательские лаборатории, работавшие на промышленность. Новые научные открытия воздействовали на развитие ведущих отраслей промышленности: металлургия, энергетика, машиностроение, транспорт, приборостроение. Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино составил переворот в науке и технике.

Очень важным фактом в культуре XIX века явилась дифференциация художественной культуры на эстетику, художественную критику, историю искусств как отдельных областей гуманитарного знания. XIX век являлся веком взлетов и упадка, веком многостильности и противоречий, но он подготовил тот перелом в сознании и культуре человечества, который разделил традиции классической и современной эпох. Культура XIX века складывалась как культура индустриального общества со всеми присущими ей характеристиками и оказала влияние на дальнейшее его формирование.

В XX веке возникает новая информационная культура, новые способы получения информации, производственной и научной деятельности. Доступ к информационным сетям, знанию оказывается определяющей основой для стратификации, разделения общества. На основе автоматизированного доступа к системам связи индивид или группа лиц может получить информацию, необходимую для решения профессиональных или личных задач. Происходит процесс автоматизации и роботизации производства и управления. Концепция «информационного общества» определили пути формирования культуры XX века.

Основные моменты, определяющие характер XX века:

1. Это самый мобильный век;

2. Век революций и войн;

3. Век массовых идеологий;

4. Век катаклизмов мирового масштаба.

В XX веке человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит судьба цивилизации. Эти проблемы названы глобальными. Слово «глобальный» произошло от латинского «globus», что означает «земной шар». К первоочередным проблемам относятся:

1) преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности (загрязнение окружающей среды);

2) предотвращение войны с применением оружия массового поражения (термоядерного, химического, биологического);

3) преодоление голода, нищеты, неграмотности;

4) нахождение новых источников сырья, обеспечение дальнейшего развития экономики, предотвращение отрицательных последствий научно0технической революции.

В XX веке всю культуру подразделяют на три формы: народную, массовую, элитарную. Народная культура разворачивается в пространстве между классической и фольклорной традицией. Диапазон жанров необычайно велик: от героического эпоса, заговоров и обрядовых танцев до злободневного анекдота и песенной традиции. Народная культура взаимодействует с массовой культурой, которая подпитывается от народной (например, эстрадные исполнители используют элементы фольклорной музыки). Народная культура – понятие, включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Ее общая особенность – внепрофессиональный статус в сфере современной многослойной культуры, неспециализированный характер культурной деятельности, что не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания, в основе чего лежит свободное владение традицией. Т.е. народная культура, в отличие от элитарной, создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Ее также называют любительской или коллективной. Еще одно название народной культуры Фольклор (англ. Folk–lore) – устное народное творчество. К нему относятся: былины и сказки, песни и частушки, пословицы и загадки, мифы и легенды.

Массовая культура – своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры. Этот понятие для обозначения особенностей производства культурных ценностей в «Массовом обществе», ориентированного на массовое потребление. Массовую культуру называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «анти-усталости», полукультурой. Сейчас ее называют - популярной культурой, или «поп-культура». Она рассчитана на потребление всеми людьми независимо от места их проживания. Культурная продукция массовой культуры производится каждодневно в больших объемах. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации. Массовая культура является важнейшим, определяющим признаком «массового общества». Отвечая духу времени XX века, она становится одной из прибыльнейших отраслей экономики. Неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Массовая культура возникла в XX веке не только благодаря технике, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Наиболее развита массовая культура в США.

Массовой культуре часто противопоставляется, как антипод, «элитарная культура», сложная по содержанию для восприятия неподготовленным человеком. Элитарная культура – культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом. Под словом элитарная или высокая культура обычно подразумевают особенную утонченность, сложность и качественность культурной продукции. Произведения, создаваемых в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей. Например, фильмы Тарковского, книги Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший привилегированный слой общества – элита (от франц. Elite – лучшее, отборное, избранное). Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика искусства, которое нашла свое воплощение в ряде течений русской и западноевропейской культуры.

Контркультура (от греч. Conta – против) – это направление развития современной культуры, противостоящий фундаментальным принципам, господствующим в официальной культуре. Отождествляется с молодежной культурой 60-х гг., отражающей критическое отношение и форму протеста против «культуры отцов». Ярким выражением контркультуры на Западе явилось движение «хиппи» и «битников». В России – это «рокеры» (фанатики мотоспорта). «Скинхэды» (бритоголовые, с фашиствующей идеологией). «Панки» (музыкальное движение «панк-рок») и «тэды» (идейные враги «панков»).

Индустрия экранной культуры связана с компьютерной революцией. «Экранная культура» складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой и средствами связи. Появляется новый тип общения, основанный на возможных свободных выходах личности в мир информации. Таковы, видеотелефоны, электронные базы и банки данных, компьютерные сети и Интернет. Компьютерная «страница» несет с собой новый тип мышления и образования. Характерным для него является: быстрота, гибкость, реактивность.

В искусстве XX века наметился разрыв между искусством популярным, рассчитанным на широкие массы и элитарным, предполагающим хорошо подготовленного зрителя и слушателя. Этот разрыв был вызван, в частности тем, что элитарное искусство, получившее название модернизм (от фр. moderne – новейший, современный). Или название авангарда (от фр. Avant-garde – передовой отряд) провозгласило отказ от традиций, ломку установившихся эстетических принципов, способов построения художественной формы, выполняемых социальных функций. У истоков модернизма стоит искусства импрессионизма и постимпрессионизма, кубизма, и экспрессионизма. Более полное выражение оно нашло в произведениях искусства XX века, в таких направлениях, как, футуризм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт, фото и гиперреализм.

Перспективы развития мирового общества в XX-XXI веках все более определяются кризисными явлениями, которые возникают в лоне культуры как её антиподы и показатели культурного несовершенства человека. Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние культуры. Она понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, продуктивной и социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других существ на земле.

Таким образом, культура XX века едина в своем многообразии. К общечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия и оценки мира человечество приходит в результате развития и взаимовлияния национальных культур. Расширение сферы применения науки привело к преобразованию жизни десятков миллионов людей, живущих в новых промышленных странах, и объединением их в новую экономическую систему. Сегодня, в начале 3-го тысячелетия, человечество стоит на пороге всеобщего информационного мироустройства. Общая тенденция развития современного мира по пути глобализации высветила проблему диалектической взаимосвязи массовой и элитарной культур. Идет естественный процесс трансформации человеческого сознания по пути унификации и стандартизации норм поведения, культурных ценностей и духовных ориентаций. Движение всего человеческого общества в едином информационном потоке привело к тому, что на основе элитарной и массовой культур уже началось «синтезирование» новой культуры будущего.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.