Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Функции рыцарской литературы [комментарий лектора]

Вопрос 1. Светская феодальная культура в Западной Европе ХП -XIV вв. - культура рыцарства [комментарий лектора].

Куртуазная литература - придворно-рыцарское направление в европейской литературе XII - XIV вв., прославляющее воинские подвиги, служение даме; отражало идеал рыцарской чести, противостояло церковной (клерикальной) литературе.

Расцвет куртуазной литературы приходится на XII в. - век трубадуров, рыцарства. Родиной рыцарства была Франция. Проблема создания единой монархии к этому времени в основном была решена, хотя рыцари феодальной вольницы будут жить еще очень долго, будут и эпохи, и столетия феодальных смут.

Система воспитания феодалов включала религиозное воспитание, обучение придворному этикету и «семи рыцарским добродетелям»: верховой езде, фехтованию, владению копьем, плаванию, охоте, интеллектуальным играм - в шашки и шахматы, сочинению и пению стихов в честь дамы сердца. Основными качествами рыцарей должны были быть: храбрость, прямодушие, верность, почтительность по отношению к сеньору-монарху, служение даме, хорошие манеры и вежливость. Само понятие «вежливость» в современном смысле сложилось именно в XII в. от слова Courtois (франц.) - учтивый, вежливый.

В кодексе рыцарства было много исключительно сословных черт, соответствующих этому привилегированному социальному слою в странах Западной и Центральной Европы, но были и чрезвычайно прогрессивные, прежде всего - это внимание к человеку, его чувствам, идея беззаветной преданности, культ высоких моральных качеств, прославление земных радостей, любви. Вольфрам де Эшенбах писал: «Воистину мертв тот, кто любви сладостного движения не чувствует в сердце!», «Благо тебе, радость! Благо тому, кто сумеет стать сопричастным тебе!»

Рыцарская, куртуазная литература дает яркую и захватывающую картину XII в. Она прекрасна, неповторима по художественной форме.

Как правило, местом действия куртуазной культуры был замок - символ зрелого средневековья во всей его полноте и цельности, но и таивший в себе угрозу этой цельности. Он - воплощение конфликта монархии и феодальной вольницы.

Каждый замок претендовал на то, чтобы быть законченным миром.

Владелец его, феодал, превращался в верховного правителя, осуществлявшего всю полноту власти. Натуральное хозяйство давало замку самодостаточность, ослабляло его связи с внешним миром. Начиная с XI в., сотни таких каменных твердынь выросли по всей Европе, любое время кризиса верховной власти, эпоха смуты служила стимулом возникновения новых феодальных замков, что являлось существенным препятствием централизации власти и созданию единой общенациональной монархии.

Источником вдохновения в замках становилась женщина. Досуг и одиночество женщин во время частых отлучек мужа на войну или охоту был дополнен молитвами, чтением, мечтаниями. Ритуал рыцарских отношений приписывал всеобщее поклонение госпоже, служение ей.

Отношение к женщине стало одним из важнейших показаний развития общества; формирования новой чувствительности. Постепенно происходила смена объекта любви средневекового человека - от Бога к женщине, от небесного - к земному. Человек, привыкший жить в системе христианских ценностей, стал свидетелем того, как куртуазная поэзия становилась ареной глубокого взаимопроникновения божественного и земного, обожествления земного через любовь. Куртуазная лирика стала предвестником духовного обновления.

Литература того времени постепенно теряет анонимность, становится предвестником духовного обновления, выражает строй чувств и состояние души, являющихся выражением утонченной любви (fin amour). В XII веке появляется много выдающихся поэтов. Это поэты-аристократы, поэты-феодалы, утонченно образованные. Они появляются в Провансе, провинции на юго-востоке Франции в Альпах у Средиземного моря, и получают название «трубадуры», от провансальского trobar - находить (в значении «изобретать», «находить новое»). Узкоспециализированный подлатинский глагол trobare означает «сочинять тропы». Поэзия трубадуров может быть названа и провансальской поэзией. Трубадур - создатель прекрасных песен и стихов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Немецкий героический эпос | Романный цикл: бретонский («артуровский»)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.