Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мейстерзанг [комментарий лектора]




Жанры городской литературы. Городская средневековая литература - это литература здравого смысла, житейской прозы и трезвой рассудительности. В городской литературе с самого начала призрачному идеальному царству куртуазии противостояла реальная повседневность. Героями городской литературы становятся смышленый виллан (крестьянин), лукавый поп, остроумный ремесленник. В ней ценится трудолюбие, практическая сметка, народная смекалка. Все рыцарские доблести превращаются в предмет насмешек.

Городская литература средних веков весьма многообразна по жанрам, что вызвано, прежде всего, тем, что город - место наиболее полного взаимодействия разных средневековых культур, отличающихся сложностью и подвижностью форм общения. Наиболее популярными жанрами городской средневековой литературы являются фаблио, басня, религиозный гимн, бестиарий (повествование о животных).

Во французской литературе XII - XIV вв. фаблио (фаблио) называется короткая повесть в стихах. В немецкой городской средневековой литературе этому жанру родственен шванк - короткий, полный сочного комизма рассказ в стихах или прозе, часто сатирического и назидательного характера. Основным объектом сатиры является церковь. Достается не только высшему духовенству, но и монахам и даже мелким сельским священникам. Объектом осмеяния является и городской патриархат, городские мошенники и пройдохи. Рыцари затрагиваются в меньшей степени, во-первых, потому, что это уже во многом сломленная сила, а во-вторых, потому, что горожанин плохо знал сословие рыцарей. Ни героический эпос, ни рыцарский роман не касались этих будничных тем.

Среди известных французских авторов фаблио можно назвать Рютбефа и Леруа Гугона.

Чрезвычайно популярным было фаблио Рютбефа из Парижа (1230 - 1285) «Завещание осла». В этом произведении критика настигает высшее духовенство - епископа. Поучительный характер «Завещания осла» выражен в следующих словах: «Фунбер нам скажет в назиданье: Не страшно тому наказанье, кто с деньгами на суд пришел...»

Фаблио «О сером в яблоках коне» Леруа Гугона переносит читателей в феодальную среду и отличается более изысканным характером. В нем обличается высокомерие, алчность и вероломство аристократов.

В Германии наибольшей известностью пользовался стихотворный свод шванков под общим названием «Поп Амис», автором которого был поэт Штриккер. Каждая из выдумок попа Амиса - отражение реальных хитростей и уловок, к которым прибегала церковь, выколачивая огромные богатства из своей паствы.

Фаблио - новый жанр средневековой городской литературы, но и старые жанры переживают изменения, наполняются светским, сатирическим содержанием. Элементы светскости и сатиры проникают даже в такой консервативный жанр, как религиозный гимн. «Молитва жонглера» или «Жонглер богоматери» имеет в себе гуманную мысль о том, что любой честный труд благороден. И с другой стороны - каждый человек должен развивать свои лучшие природные качества и таланты, а не заглушать их в угоду религиозному аскетизму.

Активно развивается в городской литературе средних веков жанр басни. Басни весьма, резки по своей антиклерикальной направленности и примечательны по откровенному реализму. Самым известным памятником средневековых немецких басен является сборник монаха Ульриха Бонера «Edelstein» (1330). Тема этих басен направлена против мирских зол и заблуждений, их мораль - здоровая и народная: лучшее лечение от всех бед и напастей - честный труд.

Крупнейшим памятником сатирической городской средневековой литературы является эпопея «Роман о Лисе», написанная в жанре бестиария.

Бестиарий предполагает умение перейти от буквального прочтения текста к тому, что за ним скрыто, в данном случае - за повадками зверя. В «Романе о Лисе» звериные повадки ассоциируются с нравами и обычаями феодального общества.

«Роман о Лисе» - крупное художественное произведение в стихотворной форме - первоначально сложился во Франции из отдельных сюжетных эпизодов, активно создававшихся в последней трети XII в. Он состоит из 26 эпизодов, где в иносказательной форме представлена вся жизнь средневековой Европы: действие происходит при дворе, в монастыре, в рыцарском замке, в церкви. Тема - борьба находчивого, ловкого, лукавого лиса Ренара с тупым и кровожадным волком Изенгрином. Все герои наделены человеческими чертами.

«Роман о Лисе» - произведение социально-сатирического характера, в котором бичуются не отдельные человеческие недостатки, а пороки, присущие определенным сословиям - крупным хищникам - феодалам и высшему духовенству.

В конце ХШ в. немецкий поэт Биллем перевел на родной язык и переделал часть французского романа, где речь шла о проделках Ренара при дворе царя зверей - льва. Биллем назвал свою версию «Рейнеке Лис» («Reineke Fuks»). Он придал бестиарию еще большую социальную остроту. Для немецкого народа той поры «Рейнеке Лис» стал захватывающим обличительным романом. Обработки его продолжались вплоть до XIX в. В конце XVIII в. Гете, для того чтобы высмеять жадность, наглость, мошенничество феодалов, выступивших против революционной Франции, обращается к роману о Лисе и создает классическую обработку этого произведения.

Вопрос 3. Куртуазная поэзия.

3. 1. Лирика трубадуров и труверов.

В XIII в. появляются трубадуры из городского сословия, а также другой вид певцов - труверы - придворные поэты, сочиняющие не только слова, но и музыку. Отличие трубадуров от труверов состоит в том, что если трубадуры вдохновлялись лишь собственной фантазией, то поэзия труверов была связана с литературной традицией, с книгами, это - поэты-ученые. Они черпают сюжеты из латинских книг. Труверы часто поют и чужие песни. Заслуга их в том, что они разносили по Европе многие сюжеты. В одной из версий романа о «Тристане и Изольде» читаем: «Труверы милой Франции прекрасной ту песню сохранили нам. Для всех, кто любит, для всех задумчивых и не любимых, для всех любимых, радостных, счастливых, для всех, для каждого из нас».

Заслуга трубадуров заключается в глубоком внимании к внутреннему миру человека, его чувствам. Главная тема их творчества - тема любви - развивается не только как любовь к даме, но и как борьба за земное человеческое счастье. Это освобождение личности из-под власти церкви. Трубадуры воспевали обыкновенно не девушек, а молодых замужних дам. Герои трубадуров - юноша, дама, муж.

Весьма разработаны были различные формы лирики трубадуров, которые в то же время могли бы быть названы и жанровыми, так как строфическая структура и система рифм стихотворений обычно были связаны с их тематикой. Главнейшими из этих жанровых форм были: кансона (т. е. любовная песня), сирвента (стихотворение на какую-нибудь политическую, реже - чисто личную тему, обычно полемическое по тону), тенсона (прение) - спор между двумя поэтами на какую-нибудь моральную или литературную тему, причем оба говорят поочередно, как в живом диалоге, по строфе. Определенная тема характерна для пасторелы. Рыцарь на лоне природе встречает пастушку, приглянувшуюся ему. Он начинает за ней ухаживать, и либо очарованная изяществом рыцаря она уступает ему, после чего он сразу забывает о ней и уезжает, либо она дает ему отпор и, если ей не хватает сил, зовет на помощь своего милого дружка и односельчан, которые, прибежав с вилами и дубинами, заставляют рыцаря позорно отступить.

Определенная тема характерна и для альбы (alba значит «рассвет»). Рыцарь в сопровождении друга или оруженосца едет с вечера на тайное свидание с возлюбленной, женой другого. Проникнув в башню, где она спит, он блаженствует в ее объятиях, в то время как друг всю ночь сторожит коней. При первых лучах зари друг запевает «песнь рассвета», чтобы разбудить ею рыцаря и предотвратить его встречу с мужем дамы.

* * *

3.2 Миннезанг [комментарий лектора].

* * *

Вопрос 4. Лирика Ф. Вийона [комментарий лектора].


ЛЕКЦИЯ 5.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ДРАМАТУРГИЯ.

ПЛАН

1. Общая характеристика западноевропейской драматургии в средние века [комментарий лектора]

2. Культовая драма.

2.1. Литургическая драма. Мистерии.

2.2. Миракли.

2.3. Моралите.

3. Средневековая комическая драма.

3.1. Фарсы и соти [комментарий лектора].

3.2. Фастнахтшпили [комментарий лектора].

3.3. Комедия дель арте [комментарий лектора].

ЛИТЕРАТУРА

1. История западноевропейского театра./От средних веков до 1917г./Под общей редакцией С.С. Мокульского, Т.Н. Бояджиева и др. М, 1956-1974. Т. 1-6.

2. Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от его возникновения до 1789 года. М.- Л.,1941.

3. История зарубежного театра./Театр Европы и США. От античности до наших дней./ Т. 1-3 Под общей ред. Т.Н. Бояджиева, А.Т. Образцовой и др. М., 1971-1977.

4. Театральная энциклопедия. Т. 1-5. М., 1961-1967.

5. Веселовский А. Старинный театр в Европе. М.,1970.

6. Паушкин М. Средневековый театр. М.,1914.

7. Смирнов А.А. Литература эпохи развитого феодализма. Городская
и народная литература. Драма.//История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М.,1986.

8. Средневековые французские фарсы. /Вступ. ст. А.Д.Михайлова./М., 1981.

9. Три фарса об адвокате Пателене. М.,1951.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.