Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Роман эпохи Возрождения




4.1 «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле.

Крупнейшим представителем французского гуманизма и одним из величайших французских писателей всех времен является Франсуа Рабле (Francois Rabelais, 1494 - 1553). Он родился в окрестностях Шинона (в Турени), в семье зажиточного землевладельца и адвоката. Поступив в молодые годы в монастырь, он вместо богословских трудов с жаром изучал там древних писателей и юридические трактаты.

Покинув при неизвестных нам обстоятельствах монастырь, он занялся изучением медицины ив 1532г. получил должность врача лионского госпиталя. Вскоре затем Рабле совершил в свите парижского епископа, позже - кардинала Жана дю Белле две поездки в Рим, где изучал римские древности и восточные лекарственные травы. После этого Рабле состоял два года на службе у Франциска I, разъезжая по южной Франции, практикуя в качестве врача, получил в Монпелье степень доктора медицины, снова поступил на службу в королевскую канцелярию, еще раз побывал в Риме и по возвращении оттуда получил два прихода, но обязанностей священника не исполнял. В 1553г. он умер в Париже.

Смех Рабле - это веселое многоголосье народного карнавала, хохот гигантов, сотрясающий небесные своды. Обратиться к образу Гаргантюа побудила писателя появившаяся в 1532г. на лионской ярмарке безымянная хроника о великане Гаргантюа. Рабле решил воспроизвести старинную народную легенду и написать к ней продолжение. Результат превзошел всякие ожидания. Об успехе книги говорит факт: она выдержала в XVI в. сто и в первой трети XVII в. одиннадцать изданий.

Книга Рабле - гротеск ренессансного духа. Её герои - добродушные и мудрые великаны с великим аппетитом, великой жаждой дел, великой мечтой о счастье и справедливости, сродни античному титану Прометею. Порожденные народной фантазией они оказались весьма кстати для осмеяния аскетизма, предписаний о воздержании от благ земных и для утверждения полнокровной жизни.

Эпопея Рабле состоит из пяти книг, выходивших в разные годы по мере их создания - с 1532 по 1552г. Последняя, пятая, часть увидела свет в 1564г.

Первая часть романа называется «Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэссенции» с подзаголовком «Книга, полная пантагрюэлизма». Здесь Рабле предвосхищает жанр романа воспитания. Роман начинается с повествования о детстве Гаргантюа, и здесь писатель открывает уничтожающий огонь по средневековой системе оболванивания человека с помощью вдалбливания азбучных истин, чтения церковного календаря, прослушивания обеден и т.п. Видя, что ребенок совсем отупел, отец решает растить его в духе новой школы гуманистов, ратовавших за всестороннее, гармоничное развитие человека, его ума, души и тела. Воображение автора простирается дальше - он набрасывает проект своей утопии. Одному из своих любимых героев, монаху брату Жану, полному энергии, отваги, готовности своими руками взяться за переустройство мира, он поручает основать Телемскую обитель - пример идеального содружества людей, во всем совершенных. Надпись на дверях запрещает вход в обитель лицемерам, ханжам, святошам, интриганам, сутягам, подхалимам, хапугам, развратникам, ростовщикам и т.п. Уклад жизни брата Жана предназначен для людей веселых, учтивых, хороших товарищей, склонных к приятному и разумному существованию под девизом "делай, что хочешь". Так автор выражал предельное доверие к человеку, его внутренней здоровой основе, доброй воле, разуму. Рабле ополчается против всего, что мешает мирной жизни людей, против междоусобиц феодалов, их страсти затевать кровопролитные захватнические войны по любому поводу. Смешным, ничтожным, жалким выглядит воинственный Пикрохол, пошедший войной на отца Гаргантюа из-за нескольких лепешек.

Вторая часть эпопеи - жизнеописание сына Гаргантюа Пантагрюэля - содержала убийственную сатиру на всю средневековую науку, судопроизводство и нравы. Это уже провозвестник философского романа, прославление неодолимого и победоносного прогресса. В компанию Пантагрюэля Рабле вводит балагура и весельчака Панурга - воплощение того, чего не хватало слишком идеальному и благородному Пантагрюэлю и что было характерно для известной категории людей эпохи Возрождения, - авантюризма, беззастенчивой предприимчивости, озорства. В книге, где главное оружие - смех, такая фигура была находкой, она ввела в роман плутовскую интригу.

Панург не останавливается ни перед какой шуткой, ни перед какой проделкой, лишь бы позабавиться или поживиться. Зная более полусотни способов добывания денег, он почти, всегда на мели, ибо знает еще больше способов их тратить. Если Панург затевал что-либо в области религиозного культа, то и здесь можно было ждать потехи.

Шарлатанство в науке, псевдо научность, страсть к цитированию древних авторов - предмет язвительной насмешки Рабле. В эпизоде чудесного воскрешения сподвижника Пантагрюэля Эпистемона рассказывается в духе Лукиана о том, что удалось увидеть в загробном мире. На том свете, например, греческий философ Диоген колотит палкой Александра Македонского за то, что тот плохо чинит башмаки.

Третья часть эпопеи Рабле посвящена духу Маргариты Наваррской. Тем самым Рабле утверждает, что идея вольномыслия остается его путеводной звездой. Поскольку между этой частью и первыми двумя прошло немногим более десяти лет, тональность повествования в эпопее меняется. Автор претерпел горькие разочарования, связанные с террором римской инквизиции, изгнанием из Франции свободомыслящих, передовых людей науки, искусства, литературы. На костре погиб и один из друзей писателя - издатель «Гаргантюа и Пантагрюэля».

В центре третьей части эпопеи оказывается «частный» человек - Панург, с его индивидуальной судьбой, с его сомнениями о своем будущем. В основу сюжета здесь писатель кладет предысторию путешествия Пантагрюэля и его друзей к оракулу Божественной Бутылки, который должен разрешить вопрос - жениться или не жениться Панургу. Несмотря на упорные намеки, что после женитьбы ему быть битым, рогатым и обобранным, Панург с таким упорством продолжает всесторонне обсуждать свою проблему с философами, учеными, богословами, законниками, врачами, даже немыми и юродивыми, что она приобретает значение первостепенной важности для всей компании Пантагрюэля и открывает автору новые возможности для создания остроумных и смешных ситуаций, шуток, рассуждений.

Четвертая часть эпопеи представляет фантастическое путешествие флотилии Пантагрюэля. На своем пути к оракулу она встречает диковинные страны и острова, обитатели которых почти утратили человеческий облик. Фантастика Рабле выполняет роль убийственной сатиры. Остров Прокурации населен сутягами и кляузниками, зарабатывающими тем, что они смиренно подставляют свои спины побоям. На острове Жалком царствует Постник, проводящий все время в слезах и смертельно ненавидящий жителей другого острова - Диких Колбас.

В пятой части эпопеи, опубликованной посмертно, Пантагрюэль с друзьями достигает оракула Божественной Бутылки. Ответ оракула на заданный вопрос немногословен: «Пей!». Его философский смысл выходит за пределы удовольствий, даруемых Бахусом, так как у Рабле вино - источник знания, радости и полноты жизни. Таким образом, автор празднично-карнавальной эпопеи как бы завещал людям жить полноценной жизнью, постигать науку, неустанно искать истину, которая ведет человечество к настоящему счастью на земле.

Традиция Рабле продолжена Мольером, Вольтером, Бальзаком, Франсом, Ролланом, Свифтом, Ж. П. Рихтером. Энциклопедичность содержания «Гаргантюа и Пантагрюэля», пафос безграничной веры в обновление жизни и универсальность смеха над отжившим миром в духе «Похвалы Глупости» Эразма Роттердамского делают книгу Ф. Рабле бессмертной.

4.2 «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса.

Мигель де Сервантес Сааведра (Miguel de Cervantes Saavedra, 1547 – 1616) был сыном лекаря из обедневшего дворянского рода, детство его прошло в жестокой нужде и постоянных странствиях в поисках средств существования. В бродяжническую жизнь как-то вписались и учение в иезуитской школе в Вальядолиде, завершенное уже в Мадриде, и служба у папского посла в должности ключника в Риме, затем в испанской армии, расквартированной в Италии, где он познакомился с гуманистической культурой всей Европы и проявил себя страстным почитателем античных авторов и своих современников, библейских текстов и арабских сочинений.

Многократные тюремные заключения, ранение в морской битве в 1570г., сделавшее его инвалидом, пятилетний плен у пиратов в Алжире, где он был продан в рабство, неудачные попытки к бегству - драматичные эпизоды его трудной судьбы, завершившиеся славой после пятидесяти прожитых лет. К своим писательским успехам он был настроен скептически, утверждая, что «одержал в стихах меньше побед, чем на его голову сыплется бед».

Чтобы как-то вырваться из нужды, Сервантес пробует силы в драматургии, в которой выразил протест против жестокосердия властей. В начале же творческого пути он пишет «Галатею» (1585) - произведение в жанре пасторального романа с многочисленными стихотворными вставками. Действие происходит в вымышленном идиллическом мире живущих на лоне природы влюбленных пастухов и прекрасных пастушек, чьи чувства и взаимоотношения свободны и непринужденны. Спор, который ведут поклонники прекрасной Галатеи Тирсис и Леньо о том, что выше - рассудочная или чувственная любовь, - составляет идейно-художественную основу романа.

Государственная служба по снабжению армии провиантом, сбору налогов в провинции лишь добавила писателю еще больше неприятностей и долгов и окончилась заключением за решетку. В тюрьме он создал первую часть книги, с которой, по словам В. Г. Белинского, «началась новая эра искусства - нашего, новейшего искусства». Это был роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (первая часть I, 1605; вторая часть II, 1615). Беспокойная и бурная жизнь позволила писателю из множества явлений и фактов современной жизни выделить то, что не соответствовало духу времени, в том числе возвышенное благородство души и подвижничество, воспетое в рыцарских романах. Главным героем «Дон Кихота» писатель делает бедного дворянина из Ламанчи, который, начитавшись этих романов, вообразил, что мир ни в чем так остро не нуждается, как в странствующих рыцарях, и решил стать «рыцарем печального образа». В самодельных доспехах, на жалкой кляче Росинанте отправляется он на поиски славы и приключений, одержимый желанием восстанавливать попранную справедливость, защищать слабых и обиженных. Дон Кихот не только смешон в своей наивности, он трагичен в своей беззащитности. Трагедия его заключается в том, что его мечты и идеалы справедливости, навеянные книгами, не имели ничего общего с реальностью, пришли в столкновение с жизнью, где все высокое было опошлено. Воображение Дон Кихота преображало все, что он видел, в царство волшебников, принцесс и рыцарей с особыми законами благородства и обычаем служения прекрасной даме. Постоялый двор кажется ему величественным замком, трактирщик - волшебником, разбитные служанки - принцессами, ветряные мельницы - злыми великанами. «Дамой сердца», ради которой он готов совершить подвиги, он избирает крестьянку соседней деревни, наделяя ее звучным именем Дульцинеи Тобосской.

Отправляясь на подвиги, Дон Кихот берет с собой оруженосцем плутоватого крестьянина Санчо Пансу. Собственно, весь роман - это своеобразный диалог рыцаря и его оруженосца, обмен мнениями о жизни, спор возвышенной гуманистической мысли с заземленной народной мудростью. Санчо Панса, которому присущ трезвый взгляд на действительность, в том числе и узкий практицизм, сбит с толку красноречием Дон Кихота и посулом губернаторства. Раскрыв рот, слушает Санчо Панса рассказ своего хозяина о разных странах и народах, приславших в Испанию своих воинов, и готов ему поверить, что стадо баранов - это армия рыцарей. Избиение обоих становится обычной расплатой за их заблуждения. Таким исходом завершается и один из ярких эпизодов, когда «Дон Кихот освободил многих несчастных, которых насильно вели туда, куда они не имели ни малейшего желания идти». При виде этих каторжников, закованных в кандалы, сердце благородного рыцаря воспламеняется негодованием, и он произносит прочувствованную речь и предпринимает решительные действия. Получившие свободу каторжники расправляются со своими спасителями в ответ на просьбу отправиться с приветом к Дульцинее Тобосской. Каждое из злоключений Дон Кихота чревато неожиданностями, полно неистощимой авторской выдумки. В основной сюжет приключений Дон Кихота вклинивается множество историй и новелл, то сентиментальных и драматичных, написанных пародийно или всерьез; то психологических и бытоописательных, вносящих в повествование разнообразие, дух живой действительности, ее нравов. Писателю удалось показать, как начинает проявлять себя на исторической арене дремавшая мощь народа.

Во второй части романа центральным эпизодом является пребывание Дон Кихота и Санчо в герцогском замке, обитатели которого решают позабавиться, насмехаясь над Дон Кихотом. Во всех сценах в замке, а также на «острове», где устраивается комедия с «губернаторством» Санчо, раскрываются праздность, жестокость и эгоизм аристократии и прославляются великодушие и гуманность Дон Кихота, самоотверженное служение людям, служение без страха, упрека, снисхождения, расчета. Именно в этом заключается секрет вечного успеха книги и обаяния ее героя. Именно в этом смысл утопии-иллюзии - эпизода, когда Санчо на время становится «правителем острова», где учреждает справедливость и здравый смысл.

Когда появились «Назидательные новеллы» (1613) Сервантеса, они заслужили похвалу даже со стороны недругов писателя. «Все повести сборника - моя полная собственность, - писал автор, - сочиняя их, я никому не подражал и никого не обкрадывал. Они зачаты в моей душе, рождены на свет моим пером...» Сервантес порвал с традицией обработки чужих текстов, идущей от средневековых авторов.

В новелле «Ринконете и Кортадильо» изображены тунеядцы-дворяне, заслуживающие более резкого осуждения, чем воровская братия из мирка Моникольо, стоящая в нравственном отношении выше, чем «добропорядочное» общество. Дух товарищества и взаимовыручки противостоит низменности интересов и поведения тех, кто кичится сословной честью.

Над последним романом «Странствия Персилеса и Сихизмунды» Сервантес работал с перерывами в течение ряда лет и завершил его незадолго до своей смерти. Посвящение к нему он написал на другой день после совершения церковного обряда соборования, когда «занес ногу в стремя» смерти.

Действие первой и второй частей романа происходит на севере Европы - в Исландии, на острове Готланд, в Норвегии. Описывая фантастические приключения своих героев в этих местах, автор использовал солидные труды своего времени об этих странах, черпая оттуда вместе с достоверными событиями и фантастические истории. Третья и четвертая части книги возвращают героев на юг Европы - в Португалию, Испанию, Италию, где счастливо завершается история любви Персилеса и Сихизмунды.

В романе, множество героев; картины битв, кораблекрушений, бурь сменяют одна другую, но неизменны горести и превратности человеческой судьбы, всепобеждающая сила любви, которая рушит все преграды.

Сервантес своим творчеством, по словам Г. Гейне, «величайшей сатирой на человеческую восторженность» послужил истоком для развития романа последующих эпох.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.