Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 1. Методика преподавания литературы как научная дисциплина




VI Западноевропейская литература (эпоха Романтизма) XIX

V Западноевропейская литература (эпоха Просвещения) XVIII

IV Литература XVII века

II Античный (древний период) — c VII до н. э. по V вв. н. э.

I Мифологический (период устного народного творчества, долитературный, гомеровский период) — XII-VIII вв. до н. э.

Обрядовое искусство — культура синкретизма.

СИНКРЕТИЗМ — единство.

Особенности устного народного творчества:

1. устная литература

2. вариативность

3. добро побеждает зло

(сказки, пословицы, поговорки, песни; былин в западной культуре не существовало, были героические сказания, позже — эпос).

Основной пласт составляли мифы.

МИФЫ — сказания о богах и героях.

ГЕРОИ — в древней Греции — дети рожденные от бога и смертного.

Отличительной особенностью мифов является то, что они заменяли человеку науку и религию.

Мифы:

— космогония (учение об окружающем мире и его происхождении)

— теогония (учение о богах).

В мифах добро не всегда побеждало зло. Мифы образовывали мифологию.

МИФОЛОГИЯ — система мифов, объединенных или богом, или героем, или явлением.

Гомер - «Илиада», «Одиссея»

Господствовал рабовладельческий строй - сменил первобытность.

В этот период в Древнем Риме и Древней Греции господствовала идея государственности. Второй господствующей идеей была судьба. Считалось, что каждый человек наделен определенной судьбой; судьбу нельзя побороть, но с ней можно бороться.

Это был период расцвета всех видов искусства, в первую очередь, философии.

Древнегреческая драма:

— трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид)

комедия (Аристофан — древнеримский автор)

III Средние века (делится на три периода: раннее средневековье — V-нач. XI вв.; литература расцвета — XI-XII вв.; закат средневековья — XIV- нач. XVII вв. (эпоха Возрождения, эпоха Ренессанса)).

Период характеризуется феодализмом, христианством и господством католической церкви.

Раннее средневековье:

1. феодальная раздробленность

2. великое переселение народов

3. господствовал героический эпос

4. время больших эпидемий

5. католическая церковь играла ведущую роль

6. зарождение легенд

Литература расцвета:

1. время формирования государственности

2. появление первых королевских династий

3. борьба светской и религиозной ветки властей

4. крестовы походы

Самыми выдающимися были Данте Оливьери - «Божественная комедия», Джерри Чосер - «Кентерберийские рассказы ».

В это время зарождаются и формируются романы (рыцарские романы).

Закат средневековья:

В недрах феодализма появляются и начинают развиваться зачатки капитализма. Человек занимает первое место. Господство католицизма сходит на нет, приходит инквизиция и ордена. Выдающимися авторами являются Мигель де Сервантес и Уильям Шекспир. Время расцвета поэзии и зарождение сонета.

Это время является отдельным периодом в литературе, так как она не похожа ни на одну из ранее бывших видов литературы.

В XVII в. происходит заметный скачок в становлении капиталистических отношений и в превращении буржуазии из феодального сословия в современный класс.

Ускоренное развитие капиталистических отношений и усиление колониальной экспансии повлекли за собой в XVII в. резкие изменения в общественной структуре Запада.

Это время великой драматургии: Мольер, Росси и другие. Наиболее характерные для западноевропейской литературы XVII в. художест- венные направления — это барокко, рококо и классицизм.

XVIII столетие отмечено дальнейшим углублением неравномерности в развитии мировой литературы.

На большей части планеты еще господствуют феодальные порядки и существенно не меняется средневековый тип культуры. Тем временем в Западной Европе продолжается начавшееся тремя веками ранее капиталистическое развитие.

Этот период характеризуется расцветом различных модификаций романа философский, социальный и т.д.), появление готического романа (Гораций Уолпол - «Замок Отранто»), женского романа (Джейн Остин). главное место занимала немецкая литература, главным представителем являлся И. В. Гёте.

Литературный XIX век не совпадает с календарным XIX веком, поскольку историко-литературный и исторический процессы определяются не датами как таковыми, а теми или иными событиями, оказавшими существенное влияние на поступательный ход развития общества. Такими событиями, определившими хронологические рамки исторического развития и соответственно литературного процесса несколько условного в данном случае XIX века, были Великая французская революция 1789- 1794 гг. и Парижская Коммуна 1871 г. Наряду с революцией во Франции на идеологическую жизнь Европы рубежа XVIII-XIX столетий большое влияние оказали завершение промышленного переворота в Англии и Война за независимость в США. Со времени революции общественно-политические события во Франции оказывают существенное влияние на судьбы европейских государств.

Вальтер скотт, Шарлотта Бронте, Густав Флобер, Оноре де Бользак и др.

 

ЛЕКЦИЯ 2

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

476 г. - Западная Римская империя прекращает свое существование (свержение Августа).

Античная культура — рабовладельческая культура на смену первобытной общины. С приходом рабовладельческого строя все граждане стали делиться на две категории: свободные граждане и рабы.

Свого рассвета культура и литература Древней Греции достигла в V веке до н. э. и получила название классический период. Культура и литература Древнего Рима достигла в I веке до н. э. и получила название эллинистический период.

Драма, как род художественной литературы зарождалась и стала принадлежностью Древней Греции.

Драма:

— древнегреческая трагедия (рассвет в Древней Греции)

древнегреческаякомедия (рассвет в Древнем Риме)

Существует множество версий происхождения драмы (трагедии) как самостоятельно жанра:

Первая теория: древняя версия принадлежит Аристотелю, который в своей знаменитой «Поэтике» говорил, что древнегреческая трагедия произошла от запевал дифирамб. Первоначально дифирамбом называли хоровую песнь в честь Диониса.

Вторая теория: также принадлежит Аристотелю, он пишет, что возможно трагедия произошла от сатировской игры.

САТИРЫ — человекообразные демоны с ярко выраженными козловидными признаками.

Само слово «трагедия» обозначает «песнь козлов». Слово содержит два корня: «tragos» - козёл, «ode» - песнь.

Третья теория: существует точка зрения, что древнегреческая трагедия произошла от первобытной драмы — соединение в одном действии возвышенного и низменного, шуточного и серьезного.

Четвертая теория: распространена на Западе - древнегреческая трагедия возникла от элевсинских мистерий. Когда у Деметры похитили дочь Персифону.

Пятая теория: возникла из культа духов умерших. Это ФРЕНЕТИЧНСКАЯ ТЕОРИЯ (френес — заупокойный плач).

Театральные представления в Древней Греции носили массовый и праздничный характер. Все граждане были обязаны присутствовать на представлении. Это была государственная политика. И в Древней Гре- ции и в Древнем Риме господствовала идеология государственности. Театр выполнял воспитательную функцию, он воспитывал не просто человека, а гражданина.

В Древней Греции пьесы показывали 2 раза в год: зимой и весной; в праздничные дни в честь бога Диониса, показывали по четыре пьесы в течении 3-х дней; первые три — трагедии, четвертая — комедия.

По окончании представлений подводились итоги и специально отобранные граждане решали какая пьеса и какой драматург будут лучшими (победитель получал венок из плюща). Имена победивших увенчивали на особых мраморных табличках — дидаскалиях.

Все трагедии разыгрывали в честь Диониса. Первоначально Дионис был богом народным и находился во враждебных отношениях с олимпийскими богами, вскоре стал богом аристократом. Греки поместили Диониса на Олимп и он стал сыном Зевса и фиванской царицы Семелы. Первоначально Дионис был богом вина и виноделия, потом стал богом веселья и покровителем театра. Другое имя бога Диониса — Вакх (отсюда возникло слово вакханалия). У древних римлян бог носил имя Бахус.

В древнем театре все роли исполняли мужчины, поэтому в театре использовали маски.

Древнегреческий театр — это в обязательном порядке мифологический театр. В основе всех древнегреческих трагедий лежат мифы; не изменены но преобразованы.

Каждая трагедия в театре имела определенную структуру: трагедия начиналась с ПРОЛОГА (начало трагедии до первого выступления хора), первое выступление хора — ПОРОД, после чередовались ЭПИСОДИИ И СТАСИМЫ, заканчивалась трагедия ЭКСОДОМ.

Пролог — экспозиция

пород — завязка

эписодии, стасимы — действие, явление

эксод — развязка

Каждая трагедия в древнегреческом театре должна была вызывать КАТАРСИС (внутреннее очищение, бурную реакцию на героя, действие и т.д.). Огромную роль в театре, особенно в начале, играл ХОР (состоял из 12-15 человек), всегда выступал от первого лица. Хор не участвовал в действии, но давал ему оценку и передавал соответствующее настроение, выражал точку зрения народа.

Наиболее значимыми древнегреческими драматургами стали Эсхил и его пьесы «Агамемнон», «Прикованный Прометей», Эсхил первым создал в литературе вечный образ. Вторым драматургом является Софокл с пьесами «Эдип-царь» и «Антигона», Софокл ярче других отразил античное понимание судьбы. Третьим был Ерипид - «Иполип» и «Медея» - первые трагедии в которых появляется психологизм.

 

ЛЕКЦИЯ 3

ЛИТЕРТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Эпоха и литература раннего средневековья — V-XI/XII вв.

Время великого переселения народов и феодальной раздробленности. Границы и государства отсутствовали полностью, следовательно: междоусобные войны, которые истощали и разоряли территории. В этот период началось господство христианской церкви. Именно в данный отрезок времени церковь становится большой общественной и политической силой. Огромная роль церкви была обусловлена следующими факторами:

— церковь обдала монополией на язык и образование

— внедрение церкви в светские дела

В этот период церковь проповедовала идею теократии (идею божественной власти). Август Блаженный проповедник теократии, написал «О граде божьем».

— в этот период режим человеческой жизни регламентировался церковью (церковь приписывала когда молиться, ходить в церковь и т.д.)

Церковь проповедовала дуализм, она считала, что человек состоит из души и тела, и что во имя души человек должен жертвовать телом — аскетизм.

— роль церкви была обусловлена тем, что крестьянская церковь была крупнейшим феодалом того времени. В определенные периоды она владела 2/3 всех пахотных земель Европы.

Это время массовых европейских эпидемий и пожаров.

Вся литература в тот период делилась на: РЕЛИГИОЗНУЮ (христианская, клерикальная) и СВЕТСКУЮ: городская и народная (героический эпос, легенды, сказания, мифы).

Распространение народной литературы в европейской жизни было связано с появлением скальдов (людей передававших или создававших народную литературу). В этот период господствует эпическая литература.

Epos (с греч. речь, слово, рассказ) — зародившаяся в глубокой древности форма, которая представляет повествование о важном для всего племени или народа событии.

Эпические произведения могут быть стихотворными и прозаическими. Одной из главных особенностей эпоса является отстраненность автора от описываемых событий. Автор эпических произведений максимально стремится к объективности.

Эпические произведения:

— древний эпос (Гомер - «Илиада», «Одиссея», уладский цикл)

— героический эпос («Беовульф», «Старшая Эда», «Песня о Нибелунгах» и т.д.)

Особенности героического эпоса

1. В героическом эпосе реальные исторические события и события вымышленные, фантастические, сказочные соединены в единое целое. Причем люди того периода воспринимали и то, и другое как происходившее на самом деле.

2. В героическом эпосе соединено языческое и христианское.

3. В центре любого героического эпоса герой, который воплощает собой народный идеал. Герои в героическом эпосе никогда не меняются, они наделены определенным набором качеств.

4. Героический эпос это «авторская литература без автора» (Жимунский).

5. Все поэмы героического эпоса создавались аллитерационным стихом. Характерной чертой аллитерационного стиха являются КЕНИНГИ (это метафоры, но не метафоры).

КЕНИНГ — это «обозначение» — поэтический перефраз заменяющий одно существительное обычной речи двумя или более словами.

6. Любой героический эпос выполнял и выполняет три функции:

— познавательная

— дидактическая (воспитательная)

— развлекательная (художественная, эстетическая)

 

План:

1. Предмет, содержание и структура курса «Методика преподавания русской литературы».

2. Методы исследования в методике преподавания русской литературы.

3. Межпредметные связи курса.

Ключевые слова: методика, искусство, талант, личность учителя, предмет исследования межпредметные связи, педагогическая наука, учебный предмет, учитель, ученик; типовая программа, государственные образовательные стандарты, методы и приемы обучения, проблема учебника и учебных пособий, формы организации учебного процесса.

Методика преподавания литературы как наука существует более двухсот лет. Но и сегодня дискутируется вопрос о её содержании и задачах. Ряд педагогов считает, что методика преподавания того или другого предмета, а литературы в особенности, не столько наука сколько искусство. Успех преподавания, отмечают они, определяется личными способностями учителя, отсутствие которых не возмещается знанием методики: нужны лишь знания самого предмета и любовь к нему, а педагогический талант и практический опыт обеспечат высокое качество преподавания.

С этим нельзя согласиться, так как ни одна профессия, в том числе и педагогическая, не может развиваться и совершенствоваться, рассчитывая только на талант. На наш взгляд, следует говорить о мастерстве, о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении, решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации.

В процессе обучения и воспитания большое значение имеет личность учителя, его человеческие качества, мировоззрение, любовь к своему предмету и к детям, увлечённость профессией, постепенное систематическое накопление опыта преподавания.

Любая наука имеет право на существование как отдельная, самостоятельная отрасль знания при наличии трёх условий:

1. предмета исследования, который не изучается ни одной другой наукой;

2. общественной необходимости исследования данного предмета;

3. специфических методов научного исследования.

Основная задача методики преподавания литературы как науки - открытие закономерностей этого процесса, которые не сводятся ни к закономерностям литературоведческим, ни к закономерностям дидактическим и психологическим.

Литературоведение изучает закономерности развития художественной литературы, дидактика - общие закономерности обучения, психология - закономерности психической деятельности человека. С этими науками методика непосредственно соприкасается, опирается на их данные, но решает при этом свои специфические задачи.

На основе открытия закономерностей процесса обучения методика разрабатывает основные принципы преподавания, а также частные правила, представляющие собою исходные данные для руководства практикой.

Методика преподавания литературы - педагогическая наука, предметом, которой является общественный процесс воспитывающего обучения школьников литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более глубокого правильного руководства им.

Общественное значение методики преподавания литературы обусловлено огромным воспитательным значением художественной литературы.

Обучение литературе входит составной частью в работу школы в целом, поэтому методика тесно связана с дидактикой, разрабатывающей общую теорию и общие принципы обучения.

Методика преподавания литературы тесно связана с литературоведением - методологией, теорией и историей литературы. Эта связь обнаруживается в определении цели, содержания, структуры курса литературы. Методология литературы оказывает влияние и на методы обучения.

Методика связана и с эстетикой, в процессе изучения литературы затрагиваются и философские, этические, исторические, языковедческие вопросы.

В решении ряда проблем методика преподавания литературы соприкасается и с психологией. Эта связь обнаруживается двояко: это психология художественного восприятия и психология обучения, умственного и нравственного развития учащихся, их воспитания.

Но психология и методика не совпадают по предмету изучения: педагогическая психология изучает психическую жизнь детей; методика-педагогический процесс обучения как общественное явление, усвоение учащимися круга знаний, общее и литературное развитие, формирование умений и навыков.

Педагогический процесс в школе - явление очень сложное, в котором взаимосвязана обучающая работа учителей и учебная работа учащихся по разным предметам. Поэтому методика каждого предмета должна изучать взаимосвязи различных, особенно близких предметов - языка, литературы, истории, музыки, изобразительного искусства.

Структура каждой науки отражает структуру предмета ее изучения. Структура методики литературы отражает процесс обучения литературе в школе. Основные элементы этого процесса: цели обучения, учебный процесс, учитель, ученик.

Цели обучения влияют на отбор материала и систему его организации в учебном процессе; учебный предмет диктует систему и методы его преподавания учителю; деятельность учителя формирует знания, умения, навыки учащихся.

Методика преподавания литературы разрабатывает проблемы, цели и задачи преподавания литературы в школе. Курс литературы должен отвечать воспитательным и образовательным задачам школы, требованиям научности и возрастным особенностям учащихся.

Методика руководит созданием типовых программ, в которой указаны произведения, подлежащие изучению; определен круг классного и внеклассного чтения на разных ступенях обучения; разработана система знаний и умений по теории и истории литературы и система развития устной и письменной связной речи, намечены межпредметные связи.

Разработка методов обучения связана с решением таких проблем: взаимосвязь содержания и методов обучения; метод науки и метод обучения, сущность литературного развития, пути и приемы анализа художественного произведения и т.д.

Методика разрабатывает также проблему учебника и учебных пособий, проблему наглядности и использования технических средств обучения.

Методика, как и дидактика, различает следующие формы организации учебного процесса: урок, факультативные занятия, внеклассные и внешкольные занятия (кружки, экскурсии, литературные вечера, выставки и т.д.).

Важнейшее значение имеет и вопрос о профессиональной подготовке учителя литературы, его творческой лаборатории, его профиля как специалиста.

Предмет научного исследования в методике - обучение учащихся литературе как учебному предмету. Следует различать практическое изучение процесса обучения учителем для совершенствования личного мастерства, теоретическое изучение с целью развития теории методики, совершенствования практики обучения в целом.

Хорошее знание практики школы - необходимое условие НИР(научно-исследовательской работы) в области методики. Наилучший способ изучения практики - непосредственное преподавание.

Обобщение передового опыта - один из методов научного исследования в методике. Исследователь должен четко осознать поставленную перед ним проблему, вычленить ее из сложного педагогического процесса, организовать последовательность наблюдения за ходом преподавания.

Избранная проблема должна быть, прежде всего, изучена в теоретическом плане: исследователь должен познакомиться с соответствующей научной литературой, а также с тем, какой материал для её решения может представить школьная практика.

Затем выдвигается гипотеза, т.е. теоретически обоснованное предположение о том, как должна быть решена поставленная проблема. Гипотеза должна быть подтверждена научно установленными фактами, взятыми в связи с другими фактами в точно зафиксированных условиях. Факты доказательны в том случае, если они могут быть воспроизведены в тех или аналогичных условиях, если с достаточной убедительностью исследователь может доказать реальные связи этих фактов с данными условиями, если устанавливаются причинно- следственные связи.

Педагогические факты должны быть точно зафиксированы: магнитофон, стенограммы, протоколы, письменные ответы, дневники и т.д.

Наиболее распространёнными являются следующие методы исследования:

1. Метод срезов, или метод массового одновременного опроса

2. Метод целенаправленного наблюдения способствует детальному изучению хода педагогического процесса, в соответствии с поставленной исследователями проблемой и гипотезой.

3. Метод естественного эксперимента (близок к методу наблюдений).

4. Лабораторный эксперимент.

Методы наблюдений и эксперимента требуют предварительной и последующей теоретической работы.

ЛЕКЦИЯ № 2. ЛИТЕРАТУРА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ

План:

1. Сущность и задачи предмета.

2. Место литературы сред других школьных предметов.

3. Этапы изучения литературы в школе.

Ключевые слова: теория развивающего обучения, ведущая деятельность, непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, игровая и учебная деятельность, общественно-значимая и учебно-профессиональная деятельность.

Литература в школе включает в себя определенный круг произведений художественной литературы, научные статьи о литературе, основы теории и истории литературы, систему устных и письменных работ по развитию речи и читательской культуре школьников.

В соответствии с потребностями и возможностями растущего человека предмет строится ступенчато: он опирается на читательскую подготовку, которую ребенок получил в начальных классах, содержит этап с V по VII класс, задача которого - ввести в мир художественного произведения, развить их читательскую восприимчивость и тем самым подготовить к этапу обучения в лицее или колледже, когда произведения словесного искусства изучаются на историко-литературной основе и школьники постигают роль литературы в общественном движении, в становлении человеческой личности, самосознания народа и человеческой личности, в самосознании народа и человечества.

Место литературы среди других школьных предметов. Литература относится к предметам эстетического цикла вместе с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство.

Изучение словесного искусства в V-V1 классах взаимосвязано с изучением других видов искусства, а в старших классах литература - пока единственный предмет, на который возлагается художественное воспитание школьников. Но и в средних и в старших классах литература вступает в многообразные контакты со всеми без исключения школьными предметами: во-первых, в литературе выражается все многообразие жизни, для понимания художественного произведения читателю нужны все его знания, весь опыт; во-вторых, любой школьный предмет опирается на литературу, для того чтобы раскрыть красоту человеческой мысли, гуманную устремленность передовой науки, высоту идей и идеалов человечества.

Особенно тесны связи литература и русского языка: язык - исток литературы, ее «строительный материал». Вместе тем совестное искусство - сокровищница и мастерская самых высоких образцов речи. Программы по русскому языку и литературе имеют прямо соприкасающиеся разделы, посвященные развитию устной и письменной речи, многие виды работы учащихся относятся в равной степени к обоим предметам.

Литература прочно вязана со школьными курсами истории и обществоведения. Изучение литературы постоянно нуждается в знаниях о процессе и законах общественного развития, об исторической обстановке, социальных проблемах. В свою очередь, обществоведение и история не могут обходится без литературы, помогающей увидеть закономерности общественного развития в сложном течении жизни, в единстве «судьбы человеческой и судьбы народной» (А.С. Пушкин).

Обучение литературе возникло как выражение общественной потребности в планомерной подготовке подрастающих поколений к деятельности в сфере словесного искусства. Методика школьного преподавания литературы формировалась на протяжении венков вместе с развитием литературы как искусства, науки о литературе, вместе с художественным самосознанием общества. Но только в середине XIX в. в процессе долгой и трудной идейной борьбы, под воздействием революционно-демократической критики предметом школьного изучения стили собственно художественная литература, творчество писателей, литературный процесс. В этот период яснее, чем когда-либо, определилась роль литературы в человеческой жизни.

Современные программы по литературе построены на основе двух концентров: V-IX и обучение литературе в лицеях и колледжах (старшая ступень). В основе такого деления лежат представления о периодах развития школьника, разработанные в трудах психологов. Программы отражают базовый компонент литературного образования и содержание стандартов среднего образования.

В.В. Давыдов в книге «Теория развивающего обучения» (М., 1996) используют термин «ведущая деятельность», которая обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка тот или иной период его развития. Л.С. Выготский отмечал, что, то что было центральной линии развития в одном возрасте, в другом становится побочными линиями развития и обратно.

В указанном труде В.В. Давыдов приводит с некоторыми изменениями схему формирования ведущей деятельности у Д.Б. Эльконина.

1. Непосредственно эмоциональное общение со взрослыми характерно для ребенка с первых недель жизни до года. Благодаря такому общению у ребенка формируется потребность в общении, эмоциональное отношение ко взрослым.

2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка от года до 3 лет. Центральным новообразованием этого возраста является появление у ребенка сознания, «выступающего у других в виде собственного детского я»

3. Игровая деятельность свойственная в небольшой степени ребенку от 3 до 6 лет. В игре развивается воображение, формируются переживания и «осмысленная ориентация в них».

4. Учебная деятельность характерна для детей от 6 до 110 лет. «на ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развивается соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы учения».

5. Общественно значимая деятельность присуща детям от 10 до 15 лет, включая трудовую. Общественно- организационную, спортивную и художественную. У подростков появляется умение строить общение в различных коллективах, умение оценивать возможности своего «я», то есть практическое сознание.

6. Учебно-профессиональная деятельность возникает у старшеклассников в возрасте от 15 до 17-18 лет. У них развиваются профессиональные интересы, способность строить жизненные планы, формируются нравственные и гражданские качества личности и основы мировоззрения.

Говоря о различных позициях ученых в области психологии развития, В.В. Давыдов пишет: «Для Л.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина основой развития психики и личности человека является развитие его деятельности, при этом личность понимается как характеристика деятельности и целостной психики человека. Для А.В. Петровского психическое входит в состав личности, а ее развитие определяется изменением взаимоотношений человека с окружающими людьми».

Литературное развитие и читательская деятельность школьников различного возраста исследованы в методической науке (труды Н.Д. Молдавского, Н.И. Кудряшева, С.А. Гуревича, В.Г. Маранцмана, О.Ю. Богдановой и т.д.). Результаты исследования учтены при создании временных стандартов литературного образования и вариативных программ.

Основной целью литературного образования является приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой классики, формирования культуры художественного восприятия и воспитания на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи, основой содержания литературного образования призвано чтение и изучение художественных тестов с учетом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов.

Переход на концентрическую структуру образования предполагает завершенность каждого этапа. Современные программы не содержат указания на количество времени на каждую тему, ряд произведений предложены на выбор учителя и учащихся.

В начальных классах закладываются основы читательской культуры, умения осмысленно выразительного чтения и элементарного разбора художественного произведения. Во многих учебниках художественный текст выступает в качестве основного средства обучения. Разноплановые задания, в том числе творческого характера, направлены на развитие познавательной и эмоциональной сферы младших школьников, полноценного восприятия литературного текста, на включение школьников в активную речевую деятельность.

Школьник, развивая дошкольный опыт, осваивает художественное произведение как целостную структуру, как творение конкретного автора.

В средней ступени (V-IX классы) литература является, самостоятельным предметом, выделяются два звена: V-VII и VIII-IX классы. В V-VII классах литературное произведение изучается как результат творчества писателя, как результат эстетического осмысления жизни. Представление о литературе как искусстве слова предполагает развитие восприятия и понимания текста, поэтики автора. Воспитывается культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию.

Программы V-VII классов построены по концентрическому принципу и на хронологической основе: от фольклора и литературы прошлого - к современности. Произведения зарубежной литературы изучаются параллельно с произведениями родной литературы. В программы включены разделы для самостоятельного чтения, сведения по теории литературы.

Программы VIII-IX так же построены по концентрическому и хронологическому принципу. В них даны биографические сведения о писателях, усложнен материал по теории литературы и создается готовность к изучению курса в лицеях и колледжах, построенного на историко-литературной основе.

В V-IX классах можно усилить внимание к целенаправленному использованию понятий по теории литературы и к рассмотрению поэтики художественного произведения в его идейно-эстетической целостности.

В V-VI классах учащиеся не просто находят в тексте сравнения, метафоры, эпитеты, а учатся определять их назначение, учатся «рисовать» словами те или иные картины, овладевать понятием жанра, определять значение отдельных слов и выражений, понимать значение композиции и составляющих ее компонентов. В этом убеждает реальный результат бесед, пересказов, деловых игр, письменных творческих работ.

В лицеях и колледжах основу курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение важнейших произведений русской и мировой литературы. Намечены три списка произведений: для чтения и изучения, для обзоров и самостоятельного чтения.

Учащиеся в лицеях и колледжах осваивают литературу в ее движении и развитии, в контексте историко-литературного процесса и культурной жизни эпохи. Предметом особых забот учителя словесника является формирование круга чтения учащихся и читательских интересов, совершенствования читательского восприятия, постижение природы литературы и ее закономерностей, совершенствование речи учащихся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.