Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип взаимосвязи и взаимообусловленности - теоретическая основа прогнозирования. Интуитивный тип прогнозирования




Классификация планирования

 

1. Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения.

Директивное планирование. Собственником средств производства является государство, а план воплощает государственную стратегию и приоритеты в распределении ресурсов и доходов, определении темпов экономического роста. Директивное планирование стремится не только полностью исключить рынок, но и вынести на макроуровне почти все микроэкономические решения, которые доводятся до предприятия в виде плана. Отсутствует автономия предприятия, что исключает при принятии решения учет и анализ микроэкономических точек зрения.

Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.

Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко контролируется. Объективной основой директивного общегосударственного планирования является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника – государства. Важным условием применения директивного планирования является использование методов принуждения и поощрения выполнения планов.

В наиболее завершенном виде директивное планирование применялось в бывшем СССР для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства, для достижения целей, заданных общих направлений развития. План, подготавливаемый Госпланом, был в основном производственно-техническим - макроэкономические показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали из производственного, технологического и др. планов и выступали их следствием.

Соответственно из плана производства строился план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия.

Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией.

Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали. Можно выделить три «порока» последствий такого планирования в государственном масштабе:

Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение так называемых планово-убыточных предприятий не способствовало экономическому росту. Если верить оценкам американских специалистов, государственное воздействие на экономику приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год [1].

Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения. Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву самого рынка, его естественных (присущих человеческой природе) законов.

Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном, уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование.

В рыночных условиях методы директивного планирования трансформировались в новые формы. Примерами тому могут служить планы по закупкам товаров для государственных нужд, планы развития инфраструктуры городов, производственные планы унитарных и казенных предприятий и др.

Это промежуточные формы между директивным и индикативным, но их нет в программе.

2. Индирективное планирование. В данной ситуации также имеет место государственная собственность на средства производства. Государственное управление и тут реализует в планах свою стратегию и приоритеты. Тут, однако, меняется набор средств реализации планов: для распределения ресурсов в соответствии со своими целями у государства имеется богатый набор экономических регуляторов (цен, ставок, процентов, налогов, кредитов, валютных курсов и пр.). Хозяйственным единицам, не справившимся с планом, здесь можно уже не бояться административных наказаний; но и разумеется, приходится отказываться и от преимуществ (прежде всего, материальных), связанных с выполнением плана (например, от премий рабочим и руководителям, от первоочередности выделения государственных ресурсов).

То есть, индирективное планирование имитирует рынок при сохранении государственной собственности на средства производства, примате централизованного планирования, отсутствии рынков факторов производства и т.д. При этом на смену административному распределению ресурсов и директивной регламентации всех сторон хозяйственной жизни приходит косвенное управление через цены оптимального плана, которое должно обеспечивать самонастройку в первичном звене экономики.

Общим для директивного и индирективного типов макроэкономического планирования является то, что они ориентированы на нерыночное по своей сути хозяйство, т.е. попадают под формулу «или план, или рынок».

3. Регулятивное планирование. Ему соответствует смешанная экономика. Это значит, что, либо одинаково существенны доли государственной и частной собственности, либо доминирующая доля собственности значительно ограничена (или государственная собственность функционирует на частной основе, или частную собственность ограничивают государственные преференции и приоритеты). К конкретным целям планирования здесь относятся не только распределение государственных ресурсов, не только управление и согласование деятельности предприятий в рамках государственного сектора, но и активное воздействие на функционирование частного сектора, его «поведение». В условиях данного типа планирования субъект государственного управления выполняет функции главного координатора национальной экономики.

План и рынок, таким образом, имея одинаковую значимость, выполняют разные задачи. Участники способны действовать абсолютно свободно, что заставляет государство выносить свои решения непременно с учетом результатов функционирования рынка (будь то руководители частных или государственных предприятий). Следовательно, как макроэкономические, так и микроэкономические точки зрения имеют одинаковый вес, хотя планирование, если того требуют интересы общества в состоянии реализовать свои задачи и в рыночной сфере.

При регулятивном планировании между планом и рынком формируется действительное «разделение труда», в рамках которого и рынок, и план способны (до определенной меры) компенсировать ошибки друг друга. Т.е. регулятивное планирование опирается на весомый государственный сектор и имеет сильно выраженный нормативный характер.

4. Индикативное планирование. Существует в смешанной экономике. Составленные правительством плановые документы содержат общие направления желательного развития экономики, данные о государственных доходах и расходах в рамках госбюджета, о текущих расходах государственных предприятий, направлении кредитно-денежной политики. Как правило, индикативное планирование включает концептуальную часть, прогнозную и планово-регулирующую часть. Прямой задачей плана является координация использования государственных ресурсов, ориентация частного сектора на достижение определенных целей, поставленных правительством через формирование определенной экономической среды. Можно утверждать, что индикативное планирование оказывает воздействие на частный сектор через спрос, его стимулирующий характер и только косвенным образом (через гос. предприятия) проявляет влияние на предложение. В такой системе план играет вспомогательную роль относительно рынка.

Индикативное планирование - механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным регулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо-, и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана (под негосударственными носителями экономического управления понимаются институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово-промышленных групп и других хозяйствующих единиц, саморегулируемые организации участников рынков, и т.д.).

В рыночной экономике индикативное планирование - метод реализации социально-экономической политики государства и инструмент воздействия на процессы ее функционирования. Индикативное планирование является основным методом воздействия на функционирование рыночной экономики. Оно призвано обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами невозможно или затруднено. Это форма взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами.

Индикативные планы органично и взаимосвязано соединяют в едином документе концепции социально-экономического развития; прогнозы функционирования экономики; государственные программы; экономические регуляторы.

Кроме разграничения директивного и индикативного планирования, широко применяется классификация планов по следующим критериям: 1) по временному горизонту планирования: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные (текущие); 2) по кругу решаемых проблем: стратегические, тактические (в программе идет деление на стратегическое и ординарное).

Таким образом, по периоду действия выделяют долгосрочные планы (разрабатываемые на десять и более лет), среднесрочные (продолжительностью, как правило, от трех до пяти лет) и текущие (годовые) планы.

В большинстве стран потребность в планировании возникла в связи со стремлением избежать кризисов и инфляции. В основе лежал кейнсианский подход воздействия на совокупный спрос, что является краткосрочной проблемой. В настоящее время возрастает интерес к долгосрочным планам. Планы по времени по разному учитывают такие факторы, как технология, сбалансированность, операциональность, информационные проблемы и предпочтения.

Традиционное разграничение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов соответствует такой направленности управленческой деятельности, в которой сочетается решение текущих задач с одновременным созданием предпосылок для достижения крупномасштабных целей в будущем. Существуют принципиальные различия в содержании и способах формирования плановых значений числовых показателей в условиях долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования. Наиболее сложным является формирование долгосрочных планов, что обусловлено значительной ролью факторов неопределенности. В долгосрочных планах трудно определить точные числовые индикаторы на отдаленную перспективу.

5. Стратегическое планирование должно состоять в определении долгосрочных основополагающих целей и установлении путей их достижения. При составлении стратегического плана необходимо учитывать наиболее вероятные изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта, разрабатывать комплексы мероприятий, направленных на смягчение действия негативных и усиление влияния позитивных факторов. В практике государственного управления экономикой России представлены лишь отдельные элементы стратегического планирования. Предстоит большая работа по определению способов решения организационных, методических и ресурсных задач, возникающих при создании системы стратегического планирования на федеральном и региональном уровнях.

6. Тактическое (оперативное) планирование распространяется на частные вопросы, решение которых необходимо для достижения стратегических целей. Оно осуществляется в форме разработки краткосрочных планов развития конкретных элементов социальной инфраструктуры, отдельных аспектов развития экономических систем.

При разработке планов, относящихся к разному территориальному уровню, важным условием является их взаимосогласование. Необходимость единства федерального и территориального аспектов планирования и прогнозирования развития экономики четко выражена в следующей формулировке: «Экономика России — не монообъект, а пространственный (многорегиональный) организм, функционирующий на основе вертикальных (центр — регионы) и горизонтальных (межрегиональных) экономических взаимодействий и входящий в систему мирохозяйственных связей».

В отраслевом аспекте актуальным является дифференцированный подход к планированию. Прежде всего, речь идет о таких сферах, как космические исследования, сырьевой и аграрный сектор, обрабатывающая промышленность, область высоких технологий, фундаментальная наука, образование, здравоохранение. Главная проблема заключается в том, что существенно различаются, а подчас и трудно совместимы цели развития указанных сфер. Таким образом, государственное планирование социально-экономического развития сопряжено с необходимостью взаимного согласования интересов разных сторон общественной жизни и обоснования выбора приоритетных задач.

В настоящее время получают распространение разработки концепций, стратегических планов и программ социально-экономического развития федеральных округов, субъектов РФ, муниципальных образований, отдельных городов. Так, опубликован проект документа по Северо-Западному федеральному округу «Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 г.». Правительством РФ была принята «Стратегия развития Сибири до 2020 г.». В Южном федеральном округе была реализована федеральная программа «Юг России», рассчитанная на период 2002–2006 гг.

Во многих субъектах РФ разработаны документы, определяющие стратегию их развития: в Кировской области — «Основные положения концепции социально-экономического развития», в Республике Коми — «Концепция экономической безопасности», в Ставропольском крае — «Концепция становления и развития экономики», в Санкт-Петербурге и в Саратовской области — «Стратегические планы развития», в Самарской области — программа социально-экономического развития и т. д. Временной горизонт этих документов колеблется от одного года до пятнадцати лет.


ТЕМА3 ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Частью макроэкономической теории является теория планирования, исследующая принципы на которых строится общегосударственное планирование и посредством которых осуществляется система принятия решений о предстоящем социально-экономическом развитии. Теория планирования имеет три составляющие: методологическую, социально-экономическую и организационную.

Методология планирования - система принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования плановых решений. Методология базируется на экономической теории, изучающей законы и закономерности развития общества, тенденции воспроизводственных процессов и др. Составными элементами методологии планирования являются принципы, методы, методика, логика планирования.

Социально-экономическое направление обеспечивает изучение и познание действия экономических и социальных законов расширенного воспроизводства с целью реализации их в экономической политике государства.

Организационное направление исследует и разрабатывает технологию разработки планов, структуру плановых органов и т.д.

Принципы планирования являются исходными положениями теории макроэкономического планирования. В качестве основных выделяют следующие принципы планирования: научной обоснованности, социальной направленности и приоритета общественных потребностей, повышения эффективности общественного производства, пропорциональности, приоритетности, согласования краткосрочных и перспективных целей и задач.

Принцип научной обоснованности плановые решений - предполагает учет законов и закономерностей развития природы и общества, законов мышления, применение методов математического моделирования в процессе разработки планов.

Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей предполагает, что в планировании следует, прежде всего, исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей общества должно быть исходной позицией общегосударственных планов - экономика не должна и не может развиваться вне интересов личного и общественного потребления.

Принцип повышения эффективности общественного производства предполагает реализацию целей и задач планирования с наименьшими затратами, т.е. с максимальной экономией живого и овеществленного труда.

Принцип пропорциональности и сбалансированности предполагает формирование пропорций, отвечающих интересам всего общества, на основе сбалансированной структуры общественного производства. Пропорции общественною производства с одной стороны формирует рыночный механизм, с другой государство посредством планирования формирует его рациональную структуру исходя из интересов общества. Пропорциональность и сбалансированность общественного производства достигается посредством:

- установления эквивалентного обмена результатами производственной деятельности во всех сферах общественного производства;

- достижения равновесия совокупного спроса и совокупного предложения по всему народнохозяйственному обороту ресурсов;

- рационального соотношения между разумными потребностями и имеющимися ресурсами;

- паритетом интересов различных форм собственности в пользовании материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами общества и др.

Реализация этого принципа в планировании позволяет поддерживать материально-вещественные и стоимостные пропорции в целом по народному хозяйству, а также межотраслевые, отраслевые, территориальные и др. пропорции.

Принцип приоритетности - предполагает необходимость выбора приоритетных направлений решения важнейших общегосударственных проблем экономики, вызванных ограниченностью располагаемых ресурсов.

Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач - позволяет обеспечить непротиворечивость достижения текущих целей и задач социально-экономического развития с достижением стратегических целей. Он реализуется посредством системы долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых документов.

Методы планирования - совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечиваются разработка и обоснование различных планов. К основным методам планирования относят: балансовый, нормативный, различные математические методы, также программно-целевой метод.

Методология планирования находит отражение: в нормативных документах, методических указаниях, положениях, рекомендациях к составлению планов, формах, системе ·плановых показателей и способах их обоснования.

Составной частью методологии планирования является методика планирования, представляющая собой совокупность конкретных способов, приемов, расчетов, необходимых для разработки отдельных видов, разделов и показателей плана их координации и увязки.

Важнейшим элементом методологии планирования является логика и технология планирования.

Логика планирования - это система представлений об этапах проведения плановых расчетов; упорядоченная последовательность действий, связанных с разработкой планов. Она конкретизирует методологию народнохозяйственного планирования и служит основой для разработки технологии планирования.

Под технологией планирования понимается - совокупность процедур сбора планово-экономической информации, обработки, структуры разделов планов, состава показателей, форм разработки и других средств, обеспечивающих процесс составления планов и контроля их выполнения.

Процесс разработки планов, организации осуществления планов, корректировки и контроля за их выполнением, включает в себя выбор и обоснование целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них.

В процессе общегосударственного планирования решаются следующие основные задачи:

- определяются общественные потребности и их структура;

- определяются потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах;

- обосновывается наиболее рациональные направления использования ресурсов во взаимосвязи с текущими и перспективными потребностями;

- обеспечивается сбалансированность развития отдельных отраслей народного хозяйства (материального производства, непроизводственной сферы и др.), регионов, краев областей и др.;

- исследуются направления повышения эффективности использования всех видов ресурсов для достижения максимально возможных социальных результатов.

 

 


ТЕМА 4 ТИПЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

 

 

В общем виде под прогнозированием понимается – процесс научных исследований качественного и количественного характера, направленный на выяснение тенденций развития народного хозяйства или его республик, отраслей, регионов и т.п., а также поиск оптимальных путей достижения целей этого развития. Конечным результатом процесса прогнозирования является система прогнозов.

Прогноз – это комплекс аргументированных предположений, выраженных в качественной и количественной формах относительно будущих параметров экономического объекта. Задача прогноза - дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях. Для решения этой задачи разрабатывается поисковый прогноз, показывающий, каким может быть развитие экономики (или какой-то ее сферы) при условии, что характер государственного воздействия на нее останется неизменным.

Прогнозирование не сводится только к пассивной роли предвидения того, что может произойти в будущем, но и разрабатываются и целевые прогнозы. Они определяют цели, поставленные государством перед экономикой, и возможные пути их достижения.

Прогнозирование применяется на предплановой стадии разработки крупных хозяйственных решений и способствует выработке концепции экономического развития на перспективу.

Экономическое прогнозирование осуществляется по следующим основным направлениям:

- прогнозирование роста ресурсов - естественных, демографических, национального богатства, развитие научно-технического прогресса;

- прогнозирование динамики - темпы и факторы роста, структурные сдвиги;

- прогнозирование потребностей - общегосударственных производственных, личных, и др.;

- прогнозы последствий от вероятного наступления событий в стране и за рубежом;

- прогнозы развития отдельных сфер, отраслей экономики, конкретных видов производств, территорий;

- демографические прогнозы;

- политологические прогнозы;

- социальные прогнозы;

- научно-технические прогнозы;

- внешнеэкономические прогнозы;

- экологические прогнозы и др.

Прогнозы, хотя и разрабатываются отдельно, тесно взаимоувязаны между собой. На их основе составляется обобщающий прогноз социально-экономического развития страны.

В условиях рыночной экономики при разработке любого прогноза учитываются:

1. Формы организации материальных потоков. В связи с тем, что преобладающая часть всех видов продукции реализуется свободно, разработать достоверный прогноз загрузки мощностей в том или ином производстве можно только на основе детальной информации о конъюнктуре на товарных рынках.

2. Способы формирования денежных потоков. Финансовые ресурсы в преобладающей части не являются сферой прямого государственного регулирования, поэтому важно определить, объем и структуру частного капитала и направления, его использования.

3. Динамика цен и их влияние на производство и распределение. Это обстоятельство относится к исходным, т.к. невозможно получить ни одну достоверную прогнозную оценку по производству, не зная конъюнктуры цен.

4. Внутренняя конвертируемость рубля - возможность покупки и продажи иностранной валюты в обмен на национальную внутри страны и наоборот.

Прогнозирование тесно связано с планированием, является необходимой предпосылкой плановых расчетов.

Интуитивные методы прогнозирования - это методы решения сложных неформализуемых проблем посредством получения прогнозных оценок состояния развития объекта в будущем, независимо от информационной обеспеченности методом экспертных оценок.

Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. При этом обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Использование интуиции, логического мышления и количественных оценок с формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы. Особенностями метода экспертных оценок являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов; во-вторых, применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Наиболее часто эти методы используются при рассмотрении социально-экономических проблем, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель.

Методы индивидуальных экспертных оценок включают в себя: метод анкетирования и интервьюирования, аналитический метод, метод написания сценария и др.

Метод анкетирования заключается в предъявлении экспертам опросных листов-анкет, на которые они должны дать ответы в письменной форме. Интервьюированием является устный вопрос эксперта членом группы управления интервьюером.

Метод написания сценария основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях. Основное назначение сценария - определение генеральной цели развития объекта прогнозирования, выявление основных факторов фона и формулирование критериев для оценки верхних уровней дерева целей. Ценность сценария тем выше, чем меньше степень неопределенности, т.е. чем больше степень согласованности мнений экспертов в осуществимости событий, в развитии процесса и т.д.

Методы коллективных экспертных оценок - группа методов коллективных экспертных оценок основанных на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата и, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, могут возникнуть продуктивные идеи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.