КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программно-целевой подход к развитию экономики региона
Программирование развития экономики региона означает разработку и реализацию специальных документов, описывающих цели, процедуру и мероприятия и средства решения наиболее актуальных проблем регионального развития. Программирование знаменует активное участие властных структур не только в опосредованном (косвенном) воздействии на экономические процессы, но и в непосредственном управлении ходом общественного воспроизводства. Этот процесс имеет место во всех развитых странах мира. В основу программно-целевого подхода как инструмента проведения региональной администрацией целенаправленной политики по решению проблем региона должна быть положена система программ, которые реализуются либо государственными органами разного уровня, либо частными компаниями при государственной поддержке. Существуют федеральные, региональные и отраслевые программы. Региональным программам в случае их важности может присваиваться статус федеральных. Федеральные целевые программы являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия властных структур на ход экономических процессов для достижения конечных социально-экономических целей. Структурными элементами программно-целевого подхода в регулировании регионального развития являются установление целей социально-экономического развития; разработка мероприятий, которые направлены на достижение этих целей; обеспечение согласования целей и мероприятий; ресурсное обеспечение намечаемых мер. В качестве целевых установок регионального развития могут выступать задачи как общерегионального уровня (например, повышение эффективности функционирования экономики региона путем развития производственной инфраструктуры или создание условий для широкого развития предпринимательства), так и более узкого и частного характера (например, решение продовольственной проблемы, прорыв на мировой рынок с товарами определенного вида). В качестве обязательных, выдвигаются следующие структурные элементы региональной комплексной программы: · промышленная политика (подпрограмма модернизации экономики и реструктуризации предприятий); · строительная политика (подпрограмма развития региональной инфраструктуры, реконструкция коммуникаций); · социальная политика (подпрограмма развития образования, здравоохранения, культуры). Процедура разработки комплексных региональных программ опирается на апробированную и общепринятую в мировой практике схему и предусматривает следующую последовательность действий: · анализ социально-экономической ситуации в регионе, выявление проблем, определение их актуальности и социальной значимости; · формулировка проблем, подлежащих программному решению, анализ ограничений проблемы, прогноз ее состояния в будущем; · выделение основных целей, их ранжировка, построение «дерева целей»; · поиск возможных путей решения проблемы (разработка максимального количества альтернатив), оценка и отбор альтернатив (выбор оптимального решения); · детализация и уточнение отобранных альтернатив; · разработка взаимосвязанной совокупности мероприятий программы; · разработка рекомендаций по реализации программы, оценка последствий реализации программы. Региональные программы должны базироваться на единой системе методов и показателей общенационального и территориального регулирования, что обеспечивает сопоставимость этих уровней и возможность включения в программный и непрограммный разрезы региональных разработок. Регулирование регионального развития базируется на использовании совокупности методов, важнейшими из которых являются: балансовый, программно-целевой, нормативный, метод оптимизации регионального развития. Балансовый метод предполагает использование различных территориальных балансов. Особенно велико значение баланса народного хозяйства региона, в котором обобщаются основные показатели комплексного развития и содержатся данные для анализа и программирования регионального хозяйственного комплекса. В последнее время большое значение приобретает региональная система национальных счетов. Основным материалом для территориального планирования служат схемы развития производительных сил регионов и экономических районов страны. Формирование прогнозно-плановых документов, регламентирующих развитие региональной экономики, включает четыре этапа. Анализ положения дел в экономике. С этого этапа начинается выработка рациональной государственной экономической политики. Анализ проводится на конкретном хозяйственном уровне, при этом выделяются «болевые точки» в экономике региона, оценивается срочность решения проблем, исследуются альтернативные последствия устранения отрицательных явлений. Выработка и обоснование целей. Этот этап начинается с определения всех возможных целей вообще, так называемой каталогизации целей. Затем определяется характеристика каждой цели: как она соотносится с другими целями. Завершается этот этап построением «дерева целей» — динамичной системы иерархии, соподчинения целей, временного распределения их по рангам и формулировкой перспектив перемещения целей внутри «дерева». Разработка рациональной стратегии социально-экономического развития региона, т.е. выработка комплекса мероприятий по реализации условий устойчивого функционирования экономики как рыночной системы. Сложность проблем, возникающих перед руководством страны и регионов в трансформационный период, порождает многообразие направлений их решения: · стабилизация денежной системы и курса рубля; · реструктуризация государственного аппарата управления; · совершенствование бюджетного процесса; · развитие реального сектора российской экономики; · конверсия оборонных отраслей, перевод их на выпуск гражданской продукции; · обеспечение нормального функционирования рынка; · привлечение прямых иностранных инвестиций; · повышение эффективности управления государственным имуществом; · стабилизация и устойчивое развитие экономики страны и регионов; · структурная перестройка экономики, диверсификации и производств; · повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Решение всех этих проблем сдерживается сложившейся ситуацией на рынке труда, несоответствием кадровой политики большинства предприятий избранной стратегии рыночных реформ. Проработка ресурсного обеспечения намеченных мероприятий стратегии социально-экономического развития региона. Ввиду весьма жестких ограничений только по одному виду ресурсов — инвестициям — главная проблема состоит в обосновании источников именно этого вида ограниченных производственных ресурсов. Таким образом, система инструментов государственного регулирования экономического развития регионального хозяйственного комплекса включает: прогноз социально-экономического развития, стратегический план и концепцию развития региона, региональные программы развития, индикативный план развития региона, бюджет региона. ТЕМА 7 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ В СИСТЕМЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |