КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принцип внимательного отношения к тексту произведения
Принцип учета потребностей ребенка Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей восприятия Иначе говоря, организованный на уроке процесс осмысления текста произведения должен опираться на возрастные и индивидуальные особенности восприятия ребенка, расширяя зону его ближайшего развития. Изучение произведения должно быть организовано таким образом, чтобы помочь детям преодолеть негативные стороны самостоятельного восприятия текста и одновременно научить их анализировать художественный текст. Но восприятие одного и того же произведения у разных детей одного возраста все-таки будет индивидуально окрашено и различаться как глубиной, точностью, так и эмоциональностью; детские оценки событий и персонажей тоже могут не совпадать (скажутся как внешние социальные влияния, так и семейные установки, тендерный (социально-половой) фактор, особенности психотипа). Поэтому знание общих особенностей восприятия не освобождает учителя от необходимости после первого чтения проверить, уточнить, как воспринято произведение детьми, и построить урок с учетом этих конкретных особенностей восприятия.
Смысл этого принципа заключается в том, что анализ произведения должен быть мотивированным, вытекать не только из целей и задач учителя, но и из потребностей ребенка разобраться в прочитанном или услышанном. Специфика восприятия произведения учениками младшего школьного возраста заключается в том, что у них нет потребности в перечитывании и анализе текста. Дети уверены в том, что все поняли правильно. Учитель должен пробудить в детях потребность перечитать текст, показав им, что они еще не все поняли, не все заметили, что в тексте есть много загадок, которые они в силах разгадать.
На практике этот принцип неоправданно нарушается: это и сокращение произведений в хрестоматиях, изучение отдельных глав книг; это и беседы на уроке, при которых ученики практически не обращаются к тексту произведения, а только делятся своими эмоциями; это и преобладание репродуктивной работы на уроке, когда дети только находят в тексте требуемые слова или примеры. Такие виды работы не требуют размышлений над текстом, осознания важности того или иного художественного средства в его структуре, а значит, не способствуют литературному развитию учеников. Задача учителя состоит в том, чтобы открыть детям принципиальную невозможность ничего изменить в произведении: от его названия до знака препинания. Поэтому вопросы и задания такого рода, как: «А как бы вы назвали это произведение?», «А можно ли назвать произведение по-другому?», «А как бы вы закончили произведение?», «Расскажите о событии своими словами», — бессмысленны, а потому и запрещены. Целесообразнее использовать несколько другой вариант: «Почему нельзя назвать произведение по-другому?», «Что изменится, если переставить части?», «Почему предложение (абзац, рассказ) заканчивается многоточием?», «Почему автор именно так завершает произведение?». Вопросы, заданные в такой форме, наталкивают учеников на размышления о роли художественного элемента в структуре целого, а следовательно, способствуют повышению качества восприятия произведения.
6. Принцип изучения произведения в единстве его формы и содержания Данный принцип говорит о том, что анализу подлежит не жизненная ситуация, изображенная в произведении, а изображение этой ситуации. Этот принцип вытекает из известного положения о единстве формы и содержания художественного произведения. Однако младший школьник, будучи наивным реалистом, игнорирует художественную форму, обращая внимание преимущественно на содержание. Ребенку еще неведом этот литературный закон, он не понимает, что смысл рождается не только из того, о чем говорят, но и как об этом говорят, хотя в его личном опыте уже есть достаточно примеров жизненных ситуаций, в которых именно форма помогает принять важное решение. Например, мама называет сына дурашкой, а он почему-то на нее не обижается, понимая, что если бы она сердилась, то назвала бы его по крайней мере дураком. Интонация, выбор словесной формы оказываются значимыми для ребенка даже на бытовом уровне. Опыт различения подобных явлений у младшего школьника уже есть, значит, он в состоянии освоить и роль более сложной, художественной формы. Итак, мы стремимся показать ребенку, что в литературном произведении важно не только содержание, но и его художественная форма. Этот принцип требует от учителя тщательного обдумывания вопросов и заданий к уроку.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |