Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры проблемных вопросов

Проблемный вопрос и его признаки

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС И ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Учебная задача урока может быть поставлена в виде проблем­ного вопроса. Но не всякий трудный аналитический вопрос явля­ется проблемным. Проблемный вопрос (ПВ) всегда предполагает разные возможности его решения.

П ризнаки проблемного вопроса:

1) многовариантность ответов;

2) сложность (вопрос требует мыслительной аналитической деятельности, обращения к тексту, ответ на него невозможно вы­читать, процитировать);

3) доступность ученикам (т. е. ответ лежит в зоне ближайшего развития ребенка и может быть найден благодаря анализу текста произведения);

4) интерес (вопрос должен вызвать активный интерес ребен­ка, желание найти на него ответ, а значит, формулировать его надо, исходя из читательского и жизненного опыта ребенка, осо­бенностей его психологии);

5) емкость (вопрос должен охватывать либо все произведение, либо его существенно значимые эпизоды, т. е. требовать анализа всего текста или законченной смысловой части — главы, эпизо­да).

 

В начальной школе материалом для ПВ может стать разная оценка детьми персонажа, разное отношение к поступку, к представле­нию о том, кто же из героев прав. В начальной школе с большой осторожностью нужно выносить в качестве проблемных вопросы об авторском отношении, об авторской идее, так как при отсут­ствии у младших школьников отчетливого представления об авто­ре и его роли этот вопрос не вызовет у них активного интереса, желания найти ответ.

Также следует учитывать сильные стороны читательского вос­приятия младших школьников и искать проблемность либо в сфе­ре чувств читателей, либо в сфере их этических оценок, либо в столкновении общих этических представлений с детскими эмо­циями.

Проблемность вопроса связана как с эстетической природой произведения, так и с возрастом читателя. То, что вызывает трудности у младших школьников, в старшей школе постигается легко. В начальной школе анализиру­ют произведения, входящие в круг детского чтения, в которых решаются интересные и доступные для понимания ребенка во­просы. Ученикам старшей школы будет уже неинтересно отвечать на них. Именно учителю начальной школы наиболее трудно подо­брать вопрос, отвечающий всем признакам проблемности. В этом случае можно строить проблемную ситуацию просто на сложных, но интересных детям вопросах (для них они все равно будут про­блемными).

 

1. Нашла ли Русалочка счастье или ее жизнь оказалась несчаст­ливой?

2. Почему в сказке X. К. Андерсена «Соловей» смерть победило пение живого соловья?

3. Почему мы сочувствуем похитителям из рассказа «Вождь крас­нокожих»?

4. Почему Маленький принц покинул свою планету и почему решил вернуться?

5. Какие открытия совершил Маленький принц в своих стран­ствиях?

6. Почему Володя, герой рассказа А. П. Чехова «Мальчики», все-таки поехал с Чечевицыным в Америку?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этап обобщения. Этапы перечитывания и анализа художественного произведения | Цели урока
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 31410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.