КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примеры проблемных вопросов
Проблемный вопрос и его признаки НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС И ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ Учебная задача урока может быть поставлена в виде проблемного вопроса. Но не всякий трудный аналитический вопрос является проблемным. Проблемный вопрос (ПВ) всегда предполагает разные возможности его решения. П ризнаки проблемного вопроса: 1) многовариантность ответов; 2) сложность (вопрос требует мыслительной аналитической деятельности, обращения к тексту, ответ на него невозможно вычитать, процитировать); 3) доступность ученикам (т. е. ответ лежит в зоне ближайшего развития ребенка и может быть найден благодаря анализу текста произведения); 4) интерес (вопрос должен вызвать активный интерес ребенка, желание найти на него ответ, а значит, формулировать его надо, исходя из читательского и жизненного опыта ребенка, особенностей его психологии); 5) емкость (вопрос должен охватывать либо все произведение, либо его существенно значимые эпизоды, т. е. требовать анализа всего текста или законченной смысловой части — главы, эпизода).
В начальной школе материалом для ПВ может стать разная оценка детьми персонажа, разное отношение к поступку, к представлению о том, кто же из героев прав. В начальной школе с большой осторожностью нужно выносить в качестве проблемных вопросы об авторском отношении, об авторской идее, так как при отсутствии у младших школьников отчетливого представления об авторе и его роли этот вопрос не вызовет у них активного интереса, желания найти ответ. Также следует учитывать сильные стороны читательского восприятия младших школьников и искать проблемность либо в сфере чувств читателей, либо в сфере их этических оценок, либо в столкновении общих этических представлений с детскими эмоциями. Проблемность вопроса связана как с эстетической природой произведения, так и с возрастом читателя. То, что вызывает трудности у младших школьников, в старшей школе постигается легко. В начальной школе анализируют произведения, входящие в круг детского чтения, в которых решаются интересные и доступные для понимания ребенка вопросы. Ученикам старшей школы будет уже неинтересно отвечать на них. Именно учителю начальной школы наиболее трудно подобрать вопрос, отвечающий всем признакам проблемности. В этом случае можно строить проблемную ситуацию просто на сложных, но интересных детям вопросах (для них они все равно будут проблемными).
1. Нашла ли Русалочка счастье или ее жизнь оказалась несчастливой? 2. Почему в сказке X. К. Андерсена «Соловей» смерть победило пение живого соловья? 3. Почему мы сочувствуем похитителям из рассказа «Вождь краснокожих»? 4. Почему Маленький принц покинул свою планету и почему решил вернуться? 5. Какие открытия совершил Маленький принц в своих странствиях? 6. Почему Володя, герой рассказа А. П. Чехова «Мальчики», все-таки поехал с Чечевицыным в Америку?
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 31410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |