Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ораторская традиция поэтов-шестидесятников (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский)

Евгений Александрович Евтушенко – поэт-публицист. Первый сборник «Разведчики грядущего» (1952). Книги «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957). Сильные стороны: лиризм, непосредственность, исповедальность. Стихотворение «Свадьбы». Стихотворение «Пролог»: «Я разный – / я натруженный и праздный. / Я целее- / и нецелесообразный. / Я весь несовместимый, / неудобный, / застенчивый и наглый, / злой и добрый». Упоение жизнью, готовность отзываться на сиюминутные запросы дня обусловили развитие поэзии Евтушенко, в частности, появление его публицистических и политических стихов. В начале 60-х гг. идет углубление раздумий, отчетливее становятся нравственно-гуманистические мотивы творчества. Книги «Яблоко» (1960), «Взмах руки» и «нежность» (1962). Стихотворение «Людей неинтересных в мире нет…». Слабые стороны Евтушенко: длинноты, банальности, поверхностность. От стихов демократического звучания он подчас переходил к выступлениям конформистского содержания.

Андрей Андреевич Вознесенский. Острота видения мира в его сложных противоречиях, в стремительном движении, сжатость и динамичность языка, лексическая и интонационная широта, свобода и разнообразие ритмов, богатая инструментовка стиха. Влияние Пастернака, Маяковского, Хлебникова, Цветаевой и др. Субъективный, экспрессивно-романтический характер образности, склонность к гиперболизации и сложной ассоциативности. Поэма «Мастера» (1959): противоборство подлинного искусства и деспотичной власти. Книги «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Тень звука» (1969). Емкость и содержательность образной мысли, ориентация на формальный поиск, синтаксическую и метафорическую усложненность стиха. Поэма «Оза» (1964) написана в форме дневника, случайно найденного автором. Проблема «человек и научно-технический прогресс». Условность, фантастика, сатирический гротеск. В стихах конца 1960-х гг. обнаруживается б о льшая естественность, простота, реалистическая точность и психологическая глубина сравнений и метафор. Стихотворения «Кромка», «Женщина в августе». Один из основных в поэзии Вознесенского – образ света.

Поэты-шестидесятники стремились преобразить традиционный социальный пафос советской гражданской лирики в пафос гуманистический, общечеловеческий. Апофеоз этих усилий – поэмы Р. Рождественского «Реквием» (1962) и Е. Евтушенко «Братская ГЭС» (1965). Но у Рождественского весь пафос ушел в высокую патетику. А «Братская ГЭС» – очень громоздкое произведение, свидетельство кризиса поэзии «шестидесятников» к исходу «оттепели». Симптомы кризиса – появление мотивов усталости, измотанности (Р. Рождественский: «Нервы, нервы. / Каждый час – / на нерве!»), тоски по тишине и покою (Вознесенский: «Тишины хочу, тишины…»). А главное, рухнули их иллюзии: до мира они не смогли достучаться. Эти поэты УЧИЛИ, а учительная функция налагает узы на поэтику, сужается эстетический диапазон лирики. К середине 1960-х гг. читатель перестал верить громким словам и призывам, с этих пор поэзия «шестидесятников» перестает существовать как целостное художественное течение. Рождественский эволюционировал в сторону соцреалистических схем. У Вознесенского упоение веком НТР сменилось страхом перед обезличивающими последствиями технического прогресса. Евтушенко остался более других верен «шестидесятническому» пафосу. Но после угасания «оттепельных» иллюзий его запал и задор выглядит как инфантилизм.

Книги Б. Ахмадулиной «Струна» (1962), «Уроки музыки» (1969). Изящество, грация, особая тонкость и музыкальность слова, изысканность метафор, легкий налет архаичности, тонкая стилизация.

В 1950-1960 гг. зарождается и формируется неофициальная культура, поэзия «андеграунда»: «Лианозовская школа» в Подмосковье, «ахматовский кружок» в Ленинграде, позже – московская группа «СМОГ» («Самое молодое общество гениев»). Появляются интересные поэты Глеб Горбовский, Виктор Соснора, Евгений Рейн, Иосиф Бродский и др.

Наиболее существенные черты поэзии 1960-х гг.: 1) обострившееся у поэтов чувство времени-истории, 2) пристальное внимание к противоречивому внутреннему миру современного человека, 3) интенсивность художественных исканий.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поэзия 1950-х – 1960-х годов | Проза 1970-х – первой половины 1980-х годов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.