КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сопоставление литературного произведения с иллюстрациями к нему
Суть приема заключается в сопоставлении словесного образа с его интерпретаций художником в виде иллюстрации к тексту литературного произведения. При такой сложной аналитической деятельности младшие школьники получают представление о точке зрения другого человека на описанную писателем ситуацию и ее участников. Таким образом, в сознании ребенка сталкиваются собственное видение эпизода с видением художника. Это столкновение является толчком для создания проблемной ситуации на уроке и подталкивает детей к анализу текста для прояснения собственных впечатлений и представлений. Рассматривание иллюстраций является одним из ведущих приемов на этапе обучения чтению. Именно здесь нужно подготовить детей к общению с иллюстрацией как с художественным произведением. Рассматривание картинок в книгах из самого по себе интересного занятия превращается в критическую деятельность: дети начинают соотносить иллюстрацию с авторским описанием и повествованием. На этапе изучения литературных произведений этот прием важен и как самостоятельный, и как подготовительный к более сложным видам работы. Назначение иллюстраций: — вызвать интерес у зрителя к ситуации и/или персонажам; — вызвать эмоциональный отклик у зрителя; — привлечь внимание к важным деталям этой ситуации; — передать точку зрения на происходящее либо автора, либо рассказчика, либо одного из персонажей — участников эпизода. Требования к иллюстрации: 1. Иллюстрация должна отвечать эстетическому принципу, т.е. быть полноценным произведением изобразительного искусства. Далеко не все иллюстрации в хрестоматиях по литературе для начальной школы отвечают этому принципу, поэтому, пока дети не научатся отличать хорошие работы от плохих, не стоит останавливать их внимание на этих «шедеврах», даже если они помещены в хрестоматии. Учитель может сам подобрать репродукцию или принести книгу, в которой есть необходимый для урока изобразительный ряд, или воспользоваться современными информационными технологиями и работать с произведениями изобразительного искусства с помощью компьютера и мультимедийного проектора. 2. Иллюстрация должна обеспечить выполнение принципа целенаправленности анализа, т.е. действительно давать возможность читателю размышлять о чувствах, переживаниях героев, о конфликте между героями, о точке зрения героя на ситуацию. 3. Иллюстрация должна быть выполнена к эпизоду или ситуации, которые вызывают яркие читательские эмоции, т.е. при подборе иллюстрации учителю необходимо учитывать эмоциональные читательские реакции. 4. Все ученики должны иметь возможность внимательно рассмотреть иллюстрацию, в процессе анализа картина всегда должна находиться перед учеником.
Алгоритм анализа иллюстрации: 1. Учитель предлагает детям рассмотреть иллюстрацию, ставя конкретный вопрос: — Какие чувства вызвала у вас иллюстрация? Почему? — К какому эпизоду сделана иллюстрация? Обоснуйте свое мнение. — Кто изображен на иллюстрации? Почему вы так решили? — Соответствует ли иллюстрация содержанию эпизода, настроению, которое он вызывает? Почему вы так считаете? — Что удалось передать художнику, а что у него не получилось? Почему вы так считаете? 2. Ученики рассматривают иллюстрацию и готовятся ответить на вопросы учителя. 3. Учитель выслушивает ответы, все время обращая внимание детей на отдельные детали иллюстрации с помощью наводящих вопросов. 4. Опрос переходит в беседу, в процессе которой: а) выявляется общее впечатление, а затем уточняется, какие чувства вызывает у читателей содержание эпизода и какие чувства рождает у зрителей содержание иллюстрации; каковы эмоциональная атмосфера эпизода и иллюстрации; б) выясняется, как создается эмоциональная атмосфера в тексте и как она передается на картине, что помогает художнику выразить чувства и переживания; в) сравнивается композиция картины с расстановкой персонажей и фоном действия в произведении, анализируются позы и выражения лиц персонажей или детали пейзажа и их роль в создании эмоциональной атмосферы (Важно, чтобы дети увидели, насколько художник точен в передаче настроения эпизода и героев, какие детали ему в этом помогают и какую роль играют выбранные им изобразительные приемы.) г) анализируется целесообразность отклонений от авторского текста, допущенных художником: что упустил (не нарисовал) или привнес художник в картину, о чем не упоминает автор литературного произведения; сделано ли это в общем соответствии с авторским замыслом, его отношением к персонажам и событиям или противоречит им?
Прием сопоставления эпизода и иллюстрации к нему направлен на активизацию внимания учеников к тексту, способствует развитию читательского воображения и формированию следующих умений: - видеть изобразительно-выразительные средства языка и осознавать их роль в тексте; - анализировать композицию эпизода, образы персонажей; - видеть приемы выражения авторского отношения к героям и понимать его; - сравнивать свою точку зрения с точкой зрения другого читателя (в данном случае — художника) и точкой зрения автора; - понимать специфику языков разных видов искусства и уметь общаться с произведениями искусства.
Виды деятельности: на уроке можно анализировать обложки к книгам; сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же эпизоду; выбирать из многочисленных иллюстраций те, которые выполнены одним художником; мотивировать выбор наиболее удачной, с точки зрения ребенка, иллюстрации; анализировать произведения изобразительного искусства (не иллюстрации) и решать, могут ли они использоваться для оформления книги с текстом данного литературного произведения.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |