КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика работы над лирическими произведениямиХудожественным содержанием лирического произведения является внутренняя жизнь человека - сфера эмоциональных, духовных переживаний в их художественном, образном осмыслении. Поэтому в стихотворении на первый план выдвигаются переносные и иносказательные значения слов и образные возможности языка. При анализе лирического произведения важно не разрушить живописный образ произведения, а помочь ребенку приблизиться к нему, затронуть детские чувства, включить работу творческого воображения. Методика рекомендует на подготовительном этапе урока использовать музыкальные отрывки, репродукции картин, слайды, цветные фотографии, которые могут повлиять на эмоциональное состояние, могут вызвать настроение, созвучное выраженному в произведении. При первичном восприятии читать лирическое произведение должен сам учитель. Стихотворение обязательно читается наизусть. При анализе лирического произведения важно привлечь внимание к образам, картинам, созданным поэтом, поэтому текст нецелесообразно делить на части; разумнее, не разрушая целостного впечатления, вести наблюдения за использованием изобразительно-выразительных средств языка.
Пример: анализ фрагмента стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы» [35] (см. в конце раздела). Этап урока - анализ произведения: 1. Прочитайте стихотворение про себя и найдите в описании границу, где осень встречается с зимой. 2. В каких же строках нарисована картина осени? Прочитайте. На каких явлениях осени остановился автор? (Дождь и туман). Как сказано в стихотворении о тумане? [ Туман облаками вставал ). Какую картину представляешь, читая эти строчки? Какой был туман? (Густой и легкий, он поднимался вверх.) Это говорит о том, что воздух был уже холодный. В какой строчке об этом читаем? ( Веял холод в лицо .) Что еще описал поэт? (Небеса и лес.) Как названы в стихотворении небеса? (Угрюмые небеса). Какими ты их представляешь? (Серые, покрытые низкими, тяжелыми облаками). Рисуется мрачная, неприветливая картина поздней осени. 3. А что сказано о лесе? ( Плакал сумрачный лес). Какой лес видится читателю? (Мокрый, печальный.) Нам хочется посочувствовать такому лесу. А каким словом описал автор состояние леса? ( Плакап ). О ком так можно сказать? (О живом существе.) Автор посмотрел на лес как на живое существо, ощутил его грусть, печаль, почувствовал, как неуютно ему стоять под дождем. А вместе с автором все это почувствовали и мы, его читатели. 4. Как же пришла зима? Прочитайте строчки, в которых описаны самые первые ее шаги. - С чем сравнивается снег? (С белым пушком.) А вам когда-нибудь приходилось видеть такой снег, который хочется сравнить с пушком? Какой это снег? (Легкий, мягкий, пушистый.) Как автор называет такой снег? ( Снежок ). Поэт нашел для обозначения первого снега слово с уменьшительно-ласкательным значением - снежок. 5. Как же преобразилась за ночь земля? Прочитайте. - Изменилось ли настроение у природы? - Назовите, что конкретно описано поэтом (Небо, воздух, река, дворы, дома, снег, поля, лес.) - В каких строках рисуется небо? ( Нет нигде облачка, воздух легок и чист). - Какие слова теперь нашел автор для изображения снега? (Снег лежит полотном и на солнце блестит разноцветным огнем). - Что представляется, когда читаешь слова «снег лежит полотном'' (Много снега нападало ночью, он лежит ровно и плотно.) - Видели вы когда-нибудь, как в погожий солнечный зимний день блестит снег! Почему разноцветным огнем! Наблюдательный человек заметит в этом блеске снега на солнце все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. - Найдите в тексте слова, которыми описывается состояние леса. (Смотрит весело, словно рад). О ком так обычно говорят? (О человеке). Автор продолжает видеть в лесе живое существо, которому свойственно испытывать чувства. Настроение леса изменилось? Почему? - Представьте перед своим мысленным взором утренний лес, который нарисован в стихотворении. Какие слова помогут нам увидеть, вообразить лес? (Смотрит весело лес из-под черных кудрей, и на ветках берез, как алмазы, горят каппи сдержанных слез). - Черные кудри - что это может быть? Может быть, это зеленые ели, которые на фоне белого снега издали кажутся черными, будто кудри у лсса-великана. А на его ресницах-ветках - капли сдержанных слез. Что же это за слезы! Что вчера происходило с лесом? (Он стоял под дождем, плакал: струйки воды текли по веткам). А ночью как изменилась погода? (Выпал снег, ударил мороз - замерзла река). Что же произошло с каплями дождя? (Они застыли на ветках берез, мороз их сдержал и не дал упасть на землю). А почему автор назвал эти замерзшие дождинки слезами?. (Автор относится к лесу, как к живому, он наделяет его человеческими качествами: способностью грустить, плакать и сдерживать слезы.) - Как же выглядят эти слезы поутру? (Как алмазы, горят). - Почему автор сравнил их с алмазами? (Алмаз - прозрачный драгоценный камень, блеском и твердостью превосходящий все другие минералы).
Ведущими приемами при анализе лирических произведений становятся: рисование словесных картин, работа над отдельными тропами, над выразительным чтением произведения.
Чтение стихотворений (коррекционная школа) Стихотворение — это небольшое лирическое или лиро-эпическое произведение, имеющее особую ритмико-звуковую и строфическую структуру, что придает произведению особую выразительность: - ритмическая структура стихотворения в русском языке создается прежде всего благодаря повторению ударных и безударных слогов. Текст читается ритмично, с обязательными паузами в конце строки, в несколько замедленном темпе; - важную роль в стихотворении выполняет рифма. Она усиливает ритмичность стиха, оказывает заметное влияние на его звуковую, лексическую и синтаксическую организацию, участвует в формировании содержательной стороны текста; - существенную роль играет также строфическое единство стихотворения. Объединенные рифмой в строфы, отдельные строки стихотворения становятся ритмическим и синтаксическим целым.
Стихотворение характеризуется повышенной эмоциональностью. Она обусловлена тем, что в стихотворении наиболее полно и непосредственно, по сравнению с литературными произведениями других видов, выражаются чувства и переживания автора.
В литературоведении различают лирико-эпические и лирические стихотворения.
Для стихотворения эпического, или повествовательного, характера обязателен сюжет. Это роднит его с рассказом. В качестве примеров из книг для чтения для специальной школы можно привести стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр» (3-й класс), Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы » (4-й класс), В.В. Маяковского «История Власа — лентяя и лоботряса » (6-й класс) и др. Наличие сюжета в стихотворениях подобного рода не исключает присутствия в них лирического элемента. Это описание природы, на фоне которого развертываются события («Весна, весна на улице, весенние деньки»); отношение автора к своему герою.
Методика работы с эпическим стихотворением совпадает с методикой чтения рассказов: она направлена на выяснение сюжета, раскрытие характера действующих лиц, идеи произведения. Так же, как в работе с рассказом, учащиеся могут поделить эпическое стихотворение на части, озаглавить каждую часть, нарисовать словесные картины, пересказать содержание, соотнести строчки стихотворения с картинками или кадрами диафильма.
Специфика стихотворной формы предполагает и некоторую специфику в работе: она связана прежде всего с подготовкой учителя к выразительному чтению стихотворения, формированием этого навыка у учащихся, работой над образными средствами языка.
Понимание детьми эпического стихотворения во многом зависит зависит от способа его представления ученикам: - эксперименты показывают, что в 7-м классе специальной школы при изучении стихотворения « Бородино » чтение учителя с одновременным показом кадров диафильма дало 100% понимания учениками стихотворения « Бородино », а только при чтении учителем результаты снизились до 90%; - чтение в грамзаписи, сопровождающееся демонстрацией диафильма, уменьшило число усвоивших содержание стихотворения до 70%; - первичное восприятие текста в грамзаписи без всякого сопровождения дало возможность понять текст только 30% учеников[36]. Эти показатели свидетельствуют, что работа со стихотворением должна сопровождаться возможно большей наглядностью в любых видах: диафильмов, серий сюжетных картин, аппликационно-меловых рисунков, зарисовок, выполненных детьми, словесных картин, драматизации.
Лирические стихотворения также занимают в книгах по чтению для специальной школы большое место, в их числе «Осень! обсыпается весь наш бедный сад...» А.К. Толстого (4-й класс), «Вот север, тучи нагоняя...» А.С. Пушкина (5-й класс), « Лес, точно терем расписной...» И.А. Бунина (6-й класс), «Несжатая полоса» Н.А. Некрасова (7-й класс) и др. В этих стихотворениях нет развернутого сюжета, законченных характеров, поступков. В них описываются чувства и переживания человека, его настроения и мысли. Лирические стихотворения характеризуются повышенной эмоциональностью, сжатой выразительной речью, когда каждое слово несет большую смысловую нагрузку. Их воздействие направлено прежде всего на эмоциональную сферу человека.
Трудности в понимании детьми лирических стихотворений обусловлены необычной поэтической речью, кажущейся статичностью, обилием метафор, эпитетов и других выразительных средств языка. Особенно сложны для восприятия лирические стихотворения русских классиков, поскольку они связаны с эпохой, уже ушедшей в прошлое и мало понятной детям.
Методика работы должна быть нацелена на формирование у детей образного восприятия стихотворения, для чего необходима соответствующая апперцепционная база, формируемая в процессе экскурсии, беседы, слушания музыки, рассматривания и анализа картины, восприятия рассказа учителя о жизни автора. Если используется какая-либо картина, то она должна быть тесно связана с сюжетом стихотворения, иначе она будет дезориентировать учеников.
Пример подготовки учащихся к чтению стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...» (5-й класс): - вначале учитель уточняет, какое наступило время года и что для него характерно; вывешивает картину, например, Н. Ромазина «Зима » из серии «Времена года». Картина рассматривается, проводится короткая беседа по ней. Затем учитель называет тему урока и открывает портрет А.С. Пушкина. Школьники называют поэта, вспоминают, какие его стихи и сказки они читали, что знают о нем;
- учитель предлагает детям послушать его рассказ и еще раз рассмотреть картину (проводит психологическую подготовку): «Мы с вами совершим сегодня путешествие в далекое, далекое прошлое, когда жил Александр Сергеевич Пушкин. Однажды вечером поэт долго не мог заснуть. За окнами дома выл ветер. Он дул с севера. Этот ветер обязательно приводит за собой зиму. Утром поэт вышел на крыльцо. Земля была покрыта белым снегом. Под снежной пеленой скрылись поля, холмы, берег реки. Казалось, что на всю землю набросили огромный белый ковер, который лег волнами. Снег лежал на ветках дубов, елей. Его было так много, что кое-где он свисал с ветвей. Это зима так нарядила, украсила природу». Рассказ учителя должен быть живым, ярким и выразительным, включать элементы импровизации.
Затем, после психологической подготовки учащихся к восприятию стихотворения, оно выразительно прочитывается. При первичном чтении лирического стихотворения учителем большинство учащихся правильно осмысливают текст, за исключением 25 % пятиклассников, усвоивших содержание фрагментарно. П ри самостоятельном чтении вслух стихотворение понималось х уже - неточно поняли в 5 кл. 36 %. Если же учащиеся читали впервые стихотворение про себя, то затруднялись в его восприятии 47 % пятиклассников[37].
Однако высокий эффект от чтения педагога может быть достигнут только тогда, когда оно по выразительности будет приближаться к чтениюпрофессионала. К такому чтению надо готовиться заранее и помнить, что выразительное чтение является как бы объяснением эмоционального содержания стихотворения.
Пример: подготовка к чтению стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...». Разметим текст: Вот север, тучи нагоняя, | (неторопливо)
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |