Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская картина мира

Читайте также:
  1. В середине 15 века появляется историческая картина, батальная картина.
  2. Картина энергетических зон в твердом теле.
  3. Квантомеханическая картина строения атома
  4. КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА
  5. Клиническая картина
  6. Клиническая картина бромизма.
  7. Клиническая картина частичной адентии
  8. Клиническая картина частичной адентии
  9. Клиническая картина.
  10. Клиническая картина.
  11. Клиническая картина.
  12. Клиническая картина.

Философия – учение о сущности мира и человека. Изначальный рубеж философии – это не мир и не человек, взятые сами по себе, а система отношений «мир – человек». Философия изучает общие черты объективного мира и человека, их различия, а также взаимодействие. Много внимания уделяется философами осмыслению человека в мире природы и общества. Поэтому для философии принципиально важно не раздельное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное соотнесение и на этой основе формирование соответствующей картины мира.

Человек в своём миропонимании всегда стремился закрепить определённую целостную картину мира. При этом она выстраивалась на основе философских, естественнонаучных и религиозных представлений об окружающем мире и фиксировалась в различного рода теориях и представлениях. Без этих теорий и представлений о картине мира человеку было трудно представить свои взаимосвязь и взаимодействие с миром, найти своё место в системе «человек – общество – природа».

Первые картины мира были составлены в рамках античной философии и носили явно натуралистический характер. И только в эпоху возникновения научного естествознания на рубеже XVI-XVII вв. была сформулирована более или менее единая и целостная научная картина мира. Она выстраивалась на основе уже достигнутого уровня познания, отражения тех или иных процессов и явлений действительности в их всеобщей связи и развитии.

«Картина мира» – это совокупность знаний, дающая интегральное отображение бытия природы, общества и человека, материальной и духовной жизни людей (общества).

В структуре картины мира можно выделить два основных компонента: концептуальный (понятийный) и чувственно-образный (обыденно-практический). Концептуальный компонент представлен знаниями, выраженными понятиями и категориями, законами и принципами, теориями и учениями, а чувственный – совокупностью обыденных знаний, ощущениями, восприятиями и представлениями о мире и самом человеке.

Первые картины мира формировались стихийно. Но попытки целенаправленной систематизации знаний имели место уже в эпоху античности. Они носили преимущественно натуралистический характер, но отражали внутреннюю потребность человека найти в природе образец порядка (космос в древнегреческом языке означал порядок), познать целостно мир и самого себя, осмыслить свое место и отношение к миру. С самого начала картина мира органично вплеталась в мировоззрение человека, носила доминирующий характер в его содержании.

Понятие «картина мира» означает как бы зримый (чувственный) портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной. В общественном сознании исторически складывались и постепенно изменялись различные картины мира, которые более или менее полно объясняли действительность, содержали в себе разное соотношение субъективного и объективного.



Картины мира, отводящие человеку определенное место во Вселенной и этим помогающие ему ориентироваться в бытии, вырастают из повседневной жизни или в ходе специальной теоретической деятельности человеческих сообществ. По мнению А. Энштейна, человек всегда стремился каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира; и это не только для того, чтобы преодолеть мир, в котором он живет, но и для того, чтобы в известной мере попытаться заменить этот мир созданной им картиной.

Другими словами, определение места человека во Вселенной требует построения картины мира как упорядоченной информационно-духовной целостности, синтезирующей разнообразные знания на основе системообразующего начала (принципа или идеи), задающего мировоззренческую установку и ценностные поведенческие ориентиры.

Человек, выстраивая ту или иную картину мира, опирается, прежде всего, на обыденно-практические (жизненно-повседневные), а также на рациональные знания. Эти два уровня составляют необходимые компоненты сознания, но в мировоззрении выражены у людей по-разному.

Содержание рационально-теоретической компоненты картины мира может быть раскрыто через совокупность таких существенных признаков, к которым следует отнести.

1. Теоретическая картина мира отличается от обыденно-практи­чес­кой прежде всего качеством знаний, которые отражают (воспроизводят) внутреннее, существенное в вещах, явлениях и процессах окружающего человека мира.

2. Данные знания характеризуются системностью, носят концептуальный характер.

3. Теоретическая картина мира не имеет своих жестких рамок видения действительности, она сориентирована не только на прошлое и настоящее, а в большей степени на будущее. Динамично развивающийся характер теоретических знаний говорит о том, что возможности данной картины мира практически неограничены.

4. Построение теоретической картины в сознании и мировоззрении субъекта обязательно предполагает наличие у него специальной подготовки (обучения).

5. Теоретическая картина мира у большинства людей выражена различной степенью развитости и систематизированности рационального мышления в форме понятий, суждений, умозаключений, гипотез-предположений и т. п.

В построении той или иной картины мира свое место занимают знания о природе, о технике, об обществе и человеке. Только осмысленные в единстве они способны дать завершенную (удовлетворяющую человека или общества) картину мира.

Философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями, теоретическая модель бытия в соотнесении с жизнью человека, его духовностью и активностью, которая формируется на определенном этапе исторического развития.

Основанием философской картины мира, на базе которого выстраивается соответствующее видение и осмысление мира, выступают знания. Выстраивая зримый портрет мироздания, его образно-понятийную копию, философская картина мира не выносит за свои рамки самого человека, он оказывается внутри нее. Проблемы мира и проблемы самого человека очень тесно переплетаются. Следует и то, что философская картина мира носит конкретно-исторический характер. Она исторически обусловлена временем появления и формирования, своей совокупностью знаний, которая характеризует уровень познания и освоения мира человеком. Так, философская картина мира, оформленная в эпоху античности, существенно отличается от современной философской картины мира.

Очень важным моментом, который делает картины мира принципиально разными, является характер самого знания. Так, философское знание имеет всеобщий и общий, универсальный характер. Естественнонаучное знание носит преимущественно конкретно-частный характер и отвечает критериям научности. Оно проверяемо, нацелено на воспроизведение природных предметов и процессов или их использование для жизни людей. Для религиозного знания характерна догматическая вера в религиозно-сверхъестественное или религиозно-прак­тическое (культовое).

Философская картина мира выстраивается (описывается) с помощью своего категориального аппарата. Так, терминология естественнонаучного отображения действительности не соотносится с догматическим описаниями бытия в религии, а повседневная речь, хотя и включается в любые описания, тем не менее, не совпадает ни с философским, ни с теологическим терминологическим аппаратом. Конструируемая модель мира требует соответствующей системы понятий, а также набора слов в суждениях при помощи которых она может быть описана.

Философское и естественнонаучное знание – это развивающиеся системы, то этого нельзя сказать о религиозном знании. Основополагающие взгляды и представления, составляющие основу религиозной картины мира, во многом остаются неизменными. Отцы церкви по-прежнему считают главной своей задачей напоминать человечеству о том, что над ним существуют высшие и вечные истины.

В рамках философского видения мира сформировались две модели бытия:

а) нерелигиозная философская картина мира, опирающаяся на обобщения данных чувственного познания и мышления человека, на знания естественных, технических и общественных наук, осмысление светской жизни общества и человека;

б) религиозно-философская картина мира представляет собой систему догматическо-теологических взглядов на мир, в которой смешивается объясняемое земное и необъясняемое сакральное (внеземное тайное), происходит удвоение мира, где религиозная вера признается высшей истиной.

Следует выделить ряд положений, которые указывают на единство данных картин мира.

1. Данные картины мира претендуют на адекватное теоретическое отражение мира с помощью фундаментальных философских понятий, таких как бытие, материя, дух, сознание и других.

2. Знания, составляющие основу данных картин мира, формируют основы мировоззрения и соответствующий его тип (нерелигиозно-философское и философско-религиозное).

3. Знание, составляющее основу данных картин мира, во многом плюралистично. Оно многозначно по своему содержанию, может быть развито и продолжено в самых разных, порой противоположных направлениях.

4. В нерелигиозной и религиозной философских картинах мира имеются положения (постулаты, идеи и т. п.), которые невозможно научно или опытно доказать или опровергнуть. Они имеют мировоззренческий характер, основанный на личном выборе той или иной позиции. Например, сотворен ли материальный мир богом или он существует вечно сам по себе.

Содержание нерелигиозной, собственно философской картины мира может быть раскрыто через уяснение следующих положений.

Во-первых, философская картина мира строится на базе знаний о природном, общественном мире и мире самого человека. Они дополняются теоретическими обобщениями конкретных наук. Универсальную теоретическую картину мира философия строит не вместо науки, а вместе с наукой. Философское знание входит в состав научной сферы знания по крайней мере частью своего содержания. Оно обладает признаками науки и в этом отношении философия есть наука, вид научного знания.

Во-вторых, философское знание всегда выполняло важную задачу формирования основы мировоззрения, так как исходный пункт любого мировоззрения – это переосмысленность знаний в связи с потребностями и интересами людей, всего общества. С древнейших времен именно в лоне философского знания сложились и оформились категории как ведущие логические формы мышления и ценностные ориентации: бытие, материя, пространство, время, движение, развитие, свобода и т.п. На их основе строились мировоззренческие теоретические системы, выражающие концептуальное понимание культуры, природы (космоса), общества и человека. Для философской картины мира характерно единство космоцентризма, антропоцентризма и социоцентризма.

В-третьих, как и всякое теоретическое знание, философские знания не являются статичными. Это развивающаяся информационная система, которая обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями в самой философии и других науках. При этом сохраняется преемственность познания, в силу того, что новое знание не полностью отвергает старое знание, а перосмысливает его, преодолевая тем самым свой прежний уровень.

В-четвертых, для философской картины мира характерно и то, что при всей полярности различных философских направлений и школ, окружающий человека мир рассматривается как целостный мир сложных взаимосвязей и взаимозависимостей, противоречий, качественных и количественных изменений и развития, что в конечном итоге соответствует содержанию и духу научного познания.

Завершить лекцию целесообразно акцентированием внимания аудитории на том, что философское миропонимание воплотило в себе интеллектуальное стремление людей не просто накопить массу знаний, а понять, осмыслить мир как единый и целостный в своей основе, в котором тесно переплетены объективное и субъективное, бытие и сознание, материальное и духовное. Современная философская картина мира, с одной стороны, обобщает все ранее существовавшие знания о характере взаимосвязи человека и Вселенной, а с другой – вносит в сознание человека новые идеи, понятия, которых до этого в его представлениях не было и которые коренным образом меняют основы данного теоретического знания.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит смысл философской категории бытие?

2. Дайте определение категории материя и раскрой содержание ее основных атрибутов.

3. Раскройте философский смысл категории сознание?

4. Раскройте структуру и признаки понятия картина мира.

5. В чем состоит смысл философской картины мира и ее отличие от других моделей видения и понимания мира?

6. Дайте содержательную характеристику нерелигиозно-философской картины мира.

7. Каково основное содержание религиозно-философской картины мира?

Литература:

1. Алексеев, В.П. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2008.

2. Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Философия Древнего мира: учебное пособие.– М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

3. Краткий философский словарь: словарь /Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РГ-Пресс, 2010.

4. Методика изучения философии /А. В. Малов и др. В 2 т., - Химки: АГЗ МЧС РФ, 2012.

5. Новая философская энциклопедия: в 4 томах. – М.: Мысль, 2010.

6. Светлов, В.А. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. - СПб.: Питер, 2010

7. Философия: учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.- 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011.

8. Философия: учебник / МГУ им. М.В. Ломоносова; Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. - М.: Академический Проект, 2009.

9. Философия. Учебник для вузов /Под ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2010.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Химки - 2012 г. Переработка ядерного оружия | Периодизация русской средневековой литературы

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6178; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.