КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции налоговых администраторов
Исходя из поставленных перед ним задач, налоговое администрирование выполняет следующие четыре основные функции: законодательную, функцию планирования, контрольную и функцию принуждения. Каждая из указанных функций, с одной стороны, является как бы продолжением предыдущей функции. С другой стороны они неразрывно связаны между собой, поскольку при отсутствии одной из них теряет смысл осуществления всех остальных. Действительно, при отсутствии, например, контрольной функции нет смысла осуществления законодательной функции и функции планирования, поскольку принятые законы не будут выполняться. Так же не будет осуществляться и функция принуждения вследствие отсутствия необходимых исходных материалов для ее выполнения. Вместе с тем исполнение каждой функции налогового администрирования осуществляется присущими исключительно ей способами, приемами и методами. При этом указанные функции отличаются и составом налоговых администраторов, их исполняющих. Законодательную функцию реализуют законодательные органы федерального и регионального уровня и представительные органы местного самоуправления. Они принимают соответствующие законы и нормативно-правовые акты, вводящие новые и отменяющие действующие налоги, налоговые льготы, ставки налогов, устанавливающие порядок исчисления и уплаты налогов и сборов и другие правила налогообложения. В определенной степени законодательную функцию реализуют и исполнительные органы власти — Правительство РФ, администрации регионов. Обладая правом законодательной инициативы, они разрабатывают и вносят на рассмотрение законодательных органов проекты законов, формирующих и совершенствующих действующую налоговую систему. Эти же органы, а также Минфин России и финансовые органы субъектов РФ и муниципалитетов в процессе разработки, рассмотрения и утверждения проектов соответствующих бюджетов на очередной финансовый год и краткосрочную перспективу реализуют функцию налогового планирования. В ходе этой работы обеспечивается формирование доходной базы бюджетов различных уровней, необходимой для выполнения предусматриваемых заданий по развитию экономики, повышению жизненного уровня населения. ФНС России и ФТС России непосредственного участия в реализации функции налогового планирования не принимают. Вместе с тем обладая необходимой информацией о ходе поступлений налоговых доходов, размерах укрывательства от налогообложения, уровне налоговой дисциплины, они подготавливают для Минфина России необходимые расчеты и обоснования в целях обеспечения более реальных прогнозов поступления налоговых доходов. Контрольную функцию реализуют налоговые органы, а также (в пределах, установленных НК РФ и соответствующими законами) таможенные органы, Счетная палата РФ и органы внутренних дел. Основной целью контрольной функции является обеспечение не только правильного исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет налогов и сборов, но и соблюдения установленных в законе прав и обязанностей каждого из участников налоговых правоотношений. В наиболее общем виде можно сказать, что благодаря контрольной функции налогового администрирования обеспечивается всесторонний контроль за исполнением налогового законодательства. В ходе налогового контроля проверяется правильность формирования налоговой базы, законность использования налоговых льгот, соблюдение сроков уплаты налогов и другие вопросы исполнения налогоплательщиком установленных законом обязанностей. Указанный контроль имеет три последовательные стадии. Первая стадия — предшествующий контроль, осуществляемый в форме государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе, а также налогового консультирования в соответствующем контролирующем органе на стадии разработки и согласования сделки. Вторая стадия — текущий налоговый контроль. В налоговом органе он осуществляется в формах камеральной проверки, а также анализа уровня налоговых рисков при формировании плана выездных налоговых проверок. В таможенных органах на данной стадии налогового контроля осуществляется контроль за достоверностью и обоснованностью представленных документов при пересечении товаров через таможенную границу. Третья стадия — последующий контроль. Он осуществляется после поступления (истечения срока поступления) налогов в соответствующий бюджет. Таким образом, в ходе проведения налоговыми, таможенными органами, а в необходимых случаях — Счетной палатой РФ и органами внутренних дел трех стадий налогового контроля обеспечивается проверка исполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами их обязанностей, а в определенной степени и прав, в налоговой сфере. Контроль за соблюдением обязанностей налоговыми и таможенными органами, законность использования ими предоставленных законом прав, а также за соблюдение этими органами прав налогоплательщиков осуществляет Счетная палата РФ. Реализацию четвертой функции — принуждения осуществляют в первую очередь налоговые, а также таможенные органы, органы внутренних дел и, в определенной степени, Счетная палата РФ. Использование этой функции преследует две последовательные цели: 1) обеспечение безусловного выполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами налоговых обязательств перед государством; 2) предотвращение нарушений налогового законодательства в будущем вследствие неотвратимости наказания за нарушение налогового законодательства. Реализация данной функции обеспечивается двумя методами: принудительного взыскания неуплаченных в срок или уплаченных не полностью налоговых платежей и применения налоговых и административных санкций, а также в особых случаях — уголовного преследования. Принудительное взыскание неуплаченных в срок или уплаченных неполностью налогов и сборов осуществляется различными методами. Их перечень приведен в части первой НК РФ. Подробно они будут рассмотрены в следующих главах данного учебника. Налоговые санкции являются одной из мер ответственности за совершение налогового правонарушения. Они устанавливаются и применяются в виде денежных штрафов и взыскиваются налоговыми и таможенными органами. Налоговая ответственность за нарушение налогового законодательства предусмотрена в НК РФ. Она применяется исключительно к налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам — юридическим и физическим лицам. Подробно данный вид ответственности будет рассмотрен в соответствующей главе данного учебника. Административная ответственность за совершение налоговых правонарушений предусмотрена КоАП РФ. К административной ответственности могут быть привлечены юридические и физические лица, а также должностные лица юридических лиц, совершившие административные правонарушения в области налогообложения. В указанном Кодексе предусмотрен закрытый перечень административных нарушений а сфере налогообложения. К таким правонарушениям относятся, в частности, нарушения сроков постановки на налоговый учет, непредставление необходимых для проведения проверки сведений или налоговой декларации и т.д. За все виды административных правонарушений предусмотрена ответственность в виде штрафа. Применять меры административной ответственности могут налоговые и таможенные органы, а в отдельных случаях — Счетная палата РФ путем составления соответствующего протокола. Окончательное решение по протоколам, составленным налоговым органом или Счетной палатой РФ, принимает суд. В отличие от них таможенным органам предоставлено право принимать окончательное решение о назначении административного наказания за нарушение сроков уплаты таможенных платежей. Уголовная ответственность предусмотрена УК РФ за совершение уголовно наказуемого деяния в виде уклонения от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере. Субъектом налогового преступления могут быть только физические лица, на которые в соответствии с положениями УК РФ может быть возложена уголовная ответственность. Реализацию данной меры осуществляют органы внутренних дел на основании материалов контрольных мероприятий, проведенных налоговыми, таможенными органами и Счетной палатой РФ. Решение о применении уголовного наказания принимает суд. Контрольные вопросы 1. В чем состоит различие налогового администрирования и налогового контроля? 2. Какие органы в Российской Федерации осуществляют налоговое администрирование? 3. Какое участие в налоговом администрировании принимают законодательные и исполнительные органы власти разных уровней? 4. Какова роль Минфина России и финансовых органов в налоговом администрировании? 5. Каковы основные полномочия таможенных органов в налоговом администрировании? 6. Какое участие в налоговом администрировании принимают Счетная палата РФ и органы внутренних дел? 7. Какие органы выполняют ведущую роль в налоговом администрировании и почему? 8. Какие функции присущи налоговому администрированию? Дайте им характеристику. 9. Какие органы реализуют функции налогового администрирования и в каком направлении?
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |