Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность нравственного воспитания




Соблюдение моральных норм накладывает ограничения на свободу че­ловека, обязывает его сдерживать себя, преодолевать собственные недо­статки, а также аморализм отдельных групп или всей социальной системы. Моральные поступки вызывают у человека различные моральные чув­ства — оценочные переживания, среди которых вина, совесть, удовлетворе­ние, радость и др. В этих переживаниях отражается положительная или от­рицательная оценка человеком своего поведения. К моральным категориям относится также понятие нравственного идеала — это обобщенный образ, воплощающий в себе главные моральные ценности общества, нации [10].

Структуру нравственного сознания, таким образом, составляют, во-пер­вых, знания, представления о моральных нормах общества, во-вторых, по­ложительная их оценка, принятие их и стремление им следовать, в-третьих, выполнение этих норм в личном поведении, поступках, жизни. Все компо­ненты нравственного сознания и поведения представляют психолого-педа­гогический, личностный аспект содержания нравственного воспитания и определяют задачи нравственного воспитания.

Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова.

Воспитание — навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и про­являющиеся в общественной жизни.

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Мораль - правила нравственности, а также сама нравственность. Что же представляет собой нравственное воспитание?

По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи стано­вятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила пове­дения. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, граждан­ственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять со­бой.

Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая де­тей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравст­венными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступ­ков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, верх – духовность, она бесконечна... У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затрудне­ниями для другого человека... Будет нравственное воспитание – ребёнок воспри­мет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей... Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности — не будет ничего, никакого воспитания».

Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

■ мотивационно-побудительный;

■ эмоционально-чувственный;

■ рациональный, или умственный.

Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравст­венного мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нрав­ственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, ко­гда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).

Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом – воспи­тывать. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопере­живание, жалость — непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобре­таются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.

Воспитание чувств включает в себя воспитание сочув­ствия. Сочувствие – одно из прекрасных человече­ских свойств, потому что оно – выражение человечности.

Чувства — движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.

Чувства – источник вдохновения, радости, задора в интересной работе.

Чувства — источник силы. Любовь к человеку, например, может вести к са­моотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.

Чувства — действенные помощники воспитания. Запрет, менторство, мора­лизаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Хо­лодная строгость в воспитании вызывает отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман.

Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания — понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы пове­дения, моральные оценки.

Воспитывать надо все элементы нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные по­требности. Нравственные потребности — самые благородные и человечные — не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая ду­ховность, доброта.

«Настоящим человеком становится только тот, - писал В. А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стиму­лируют поведение, порождают страсти и поступки... Как можно больше поступ­ков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к мораль­ному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания подростков».

Что же такое потребность вообще? Потребность – это стремление попол­нить в организме то, что отсутствует для его нормального существования.

Для возникновения нравственной потребности необходима мораль­ная среда. Все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувст­вами и эмоциями.

1. Отзывчивость, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость – это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представ­ления о добре, зле, долге и других понятиях.

2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей — нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а при­носить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с то­го времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, в нём преодолевается врождённый эгоизм или эгоцентризм.

Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к сво­ему народу. Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и де­лом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы.

3. И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.

Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не рас­ходилось слово с делом.

Одно из центральных понятий нравст­венного мира человека – совесть. Совесть - это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принци­пах, сущность человека и т. п.

Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.

Следующий этап формирования совести должен совпасть с развитием таких понятий, как моральный долг и ответственность. Моральный долг, ответственность и совесть роднит одно качество человека – чувство вины, в случае невы­полнения каких-либо обязательств.

Осознание ребёнком сущности понятия «совесть» подготавливается сово­купностью нравственного семейного воспитания. И важную роль здесь играют нравственные потребности, так как особенно остро угрызения совести проявля­ются при несправедливости по отношению к человеку, при осознании того, что ты кому-то причинил зло, вред, что человеку плохо и ты тому виной.

Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надёж­ное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.

Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родите­лям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо общест­ву.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравст­венными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие...

Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача роди­телей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.