Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Индивидуальный подход

Индивидуальный подход определяется своеобразием каждой конкретной личности: сочетанием интегративных качеств, задат­ками, дарованиями, способностями, сильными сторонами харак­тера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и дея­тельностью, отношением к себе. По мнению В.М. Коротова, ин­дивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребен­ка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе. Следовательно, будучи принципом педагогической деятельности, он включает положения личностного и дифферен­цированного подходов, но не сводится к ним.

Индивидуальный подход в воспитании предполагает организа­цию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Таким образом, индивидуальная работа — это деятельность педа­гога-воспитателя, требующая знаний общего, типичного и инди­видуального, и осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индиви­дуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.

Очень важно в современных условиях индивидуальную рабо­ту с детьми поставить на научную основу, использовать практи­ческие рекомендации и советы по реализации личностного, ин­дивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность индивидуально-воспитательной работы зависит от профессиона­лизма и опытности педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических осо­бенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, учитель определяет формы и методы воспитательного воздействия и взаимодействия. Все это требует от преподавателя не только педагогической подготовки, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической тех­нологии воспитания на диагностической основе.

В индивидуальной работе с детьми, по мнению Н.Е.Щурковой, педагоги-воспитатели должны руководствоваться следующи­ми принципами:

• установление и развитие деловых и межличностных контак­тов на уровне «учитель—ученик—класс»;

• уважение самооценки личности ученика;

• вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;

• постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;

• создание адекватной психологической почвы и стимулирова­ние самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.

Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов. На первом этапе классный руководитель (воспитатель) изучает науч­но-методические основы личностно-ориентированного воспитания, проводит диагностирование личности каждого ребенка, устанав­ливает дружеские контакты с детьми, организует совместную кол­лективную деятельность. На втором этапе воспитатель продолжает изучать учащихся в ходе разнообразной деятельности. Опыт пока­зывает, что педагоги-воспитатели, изучая детей, используют со­вокупность самых разных методов: наблюдение, беседы, анкети­рование, интервьюирование, тестирование, социометрию, метод экспертных оценок, анализ документации, эксперимент и др.

Для успешного формирования личности школьника педагог, как правило, учитывает в своей работе основные свойства типов выс­шей нервной деятельности, которые соответствуют, по И.П.Пав­лову, следующим темпераментам: холерик, сангвиник, флегма­тик, меланхолик (темперамент проявляется в индивидуальных осо­бенностях поведения человека, его основных чертах).

Так, для холерика характерна цикличность в деятельности и переживаниях. Он может быть резок в отношениях, вспыльчив, повышенно раздражителен, эмоционально реактивен. Вместе с тем он способен отдаваться делу до конца, готов преодолевать любые трудности и препятствия. В отношении холериков воспита­тель вырабатывает программу воспитания, в которой основное внимание обращается на укрепление процессов торможения, тре­бование доводить дело до конца, обучение приемам самоконтро­ля, саморегуляции.

Сангвиник, по характеристике И.П.Павлова, горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересных дел. Ему присущи подвижность, легкая приспособляе­мость к изменяющимся условиям жизни. Он общителен, быстро находит контакт с людьми, его характеризует гибкость ума, остро­умие, способность быстро схватывать все новое, легко переключать внимание. Для группы учащихся сангвинического темперамента воспитатель должен планировать дела с учетом их интересов, привлекать к активной деятельности и поддерживать оптимисти­ческое состояние духа.

Дети-флегматики излишне спокойны, малоподвижны, инерт­ны, они доводят дело до конца, ровны в отношениях, в меру об­щительны. И. П. Павлов считает, что флегматик — это спокойный, настойчивый и упорный труженик. По отношению к флегматикам воспитатель должен не делать поспешных выводов, стараться на­правлять их действия и поступки, давать время для «раскачки».

Особое внимание следует уделять детям-меланхоликам. Эти школь­ники необщительны, замкнуты, впечатлительны, обидчивы, со слабыми процессами возбуждения и торможения. Их пугает новая обстановка, новые люди, они склонны уходить в себя, замыкаться в одиночестве. Однако в спокойной привычной обстановке мелан­холик может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами, отличаться большой тактичностью. Для этих детей следует создавать такие условия, которые вызывали бы у них как можно больше положительных эмоций, способствующих адап­тации к коллективу, общению с людьми.

Как видно из описаний, темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамики и уравновешенности поведения. Он сказывается на характере активности и работоспособности, коммуникативности и поведении. Отсюда воспитатель строит свою де­ятельность, учитывая не только темперамент учащегося, но и принадлежность его к той или иной группе детей. Так, например, школьники с высоким интеллектом отличаются от других уча­щихся ярко выраженными умственными способностями, устой­чивостью внимания, развитостью воображения, широтой интере­сов. Они требуют от педагогов-воспитателей особого внимания и уважения, учета особенностей их психики. Таким детям необходи­ма известная свобода выбора самостоятельных действий в учебной и внеучебной работе с целью их разностороннего развития и са­моразвития. В школах разных типов должны создаваться условия для развития одаренных детей: атмосфера сотрудничества, твор­ческая обстановка, разнообразная познавательная и внеучебная деятельность. К работе с такими детьми должны подключаться та­лантливые учителя-воспитатели, владеющие новейшими техноло­гиями и методиками обучения и воспитания.

Особого такта и терпения требуют к себе так называемые труд­ные подростки. В структуре личности трудного подростка могут наблюдаться задержки в развитии, негативные качества личности, недостатки в поведении, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к учителю.

Зная и учитывая специфику взаимодействия с трудными деть­ми, опытные педагоги организуют перевоспитание.

На первом этапе работы с трудными подростками педаго­гическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и шко­лы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духов­ном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в пере­воспитании, и пр.

Так, изучение причин трудновоспитуемости проводится по сле­дующей схеме: что искажено в духовном мире подростка в наи­большей мере и под влиянием каких причин; какие неблагоприят­ные условия существуют в данный момент; с какими отрицатель­ными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а ка­кие следует устранить с помощью семьи и общественности; были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить. После изучения трудного школьника необхо­димо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимо­действия, а также методы перевоспитания (см. табл. 2).

Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспита­ния. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспита­ния: переубеждение эффективно при работе педагога по форми­рованию убеждений, переучивание связано с приучением к дея­тельности, «реконструкция» характера — с критикой и самокри­тикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфи­ческих методов перевоспитания выступает воспитание в коллек­тиве, взаимовоспитание, а также самовоспитание.

На третьем этапе индивидуальной работы на основе ус­тановленного уровня воспитанности учащегося классный руково­дитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня воспитанности уча­щегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребенка. Работа с личностью отдельного учащего­ся предполагает также знание воспитателем уровня воспитанно­сти всего класса, так как личность ярче всего проявляется в кол­лективных отношениях, в общей деятельности. Показателями вос­питанности являются, прежде всего, конкретные действия каждого учащегося, его поступки, ценностные ориентации, отношение к людям, к коллективу, самому себе.

Таблица 2 Методы и приемы педагогического взаимодействия

Методы перевоспитания Назначение Конкретные способы и приемы
Переубеждение Коренное изменение оправдательных моти­вов неправильного по­ведения, формирова­ние социально ценных Общественное мне­ние, переубеждение словом, делом, при­мером, создание со­циально ценного ин­дивидуального жиз­ненного опыта
Переучивание Устранение отрица­тельных привычек, не­здоровых потребнос­тей, неправильных действий. Изменение жизненного опыта Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включе­ние в активную соци­ально ценную дея­тельность, поддержка положительных про­явлений
Взрыв Разрушение отрица­тельных качеств, нега­тивного стереотипа поведения Нагнетание отрица­тельных переживаний до предела, доведе­ние до абсурда нега­тивного в поведении подростка
«Реконструкция» характера Внесение определен­ных корректив в духов­ный мир ребенка, со­храняя ценное, устра­няя отрицательное Система перспек­тив, выделение веду­щего положительного качества, составление программы реконст­рукции
Переключение Изменение направ­ленности, переориен­тация на следование положительному при­меру Методы и приемы организации социаль­но ценной деятельно­сти
Поощрение и наказание Стимулирование по­ложительного поведе­ния, сдерживание от­рицательного Система поощре­ний и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость
Самоисправление Развитие активности подростков в пере­стройке и переделке своего характера Самоанализ, само­оценка, самоприуче­ние, самоупражнение, самоосуждение, само­наказание

 

На четвертом этапе продолжается индивидуальная вос­питательная работа, позволяющая определить систему воспита­тельных воздействий с учетом уровня развития конкретного уче­ника, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласу­ются как уже отмечалось, с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются ме­тоды индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощ­рение и наказание.

Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными детьми является корректирование. Коррекция — это спо­соб педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодо­лению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточ­нить или пересмотреть коллективные и групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Корректирование завер­шает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, ана­лиз и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконт­роль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с уче­том результатов индивидуальной работы с учащимися.

Таким образом, индивидуальный подход — это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование мето­дики с учетом общего, типичного и своеобразного в личности каждого ученика в целях обеспечения гармоничного, целостного ее развития. Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и вос­питания учеников в данном классе, от верного определения уров­ня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, ком­петентности, профессионализма и педагогического опыта учи­теля. Индивидуальный подход требует от каждого из них знания практических рекомендаций, советов и умения претворять их в жизнь.

 

Рекомендуемая литература

Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. — М., 1994.

Акимова М.К., Козлова В. Т. Психофизиологические особенности ин­дивидуальности школьников: учет и коррекция. — М., 2002.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Примеры воспитательных систем | Особенности семейного воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.