КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 13. Экологическое образование и воспитание
План 1. Экологические проблемы и существующие подходы к экологическому образованию и воспитанию 2. Сущность экологического образования и воспитания, их основные цели. 3. Активизация деятельности учащихся по изучению и охране природы. 4. Уровни формирования экологических отношений. 5. Этапы экологического образования и воспитания.
Литература 1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ, 1990, гл. 4 2. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. Вопросы теории и практики. – М., 1984. 3. Экологическое образование школьников. / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравчиной. – М., 1983. 4. Яблонов А.В., Остроумов С.А. Уровни охраны живой природы. – М., 1985.
Все вы достаточно часто слышали такие выражения, как «экологические проблемы», экологический кризис» и т.д. Впервые экологические проблемы были обозначены в печати в 70-80 годы. В 1981 году американский исследователь Аурелио Печеи в своем обращении «100 страниц для будущего» попытался определить причины, ведущие к обострению экологических проблем. В их число входили: 1. Гонка вооружения. 2. Международная напряженность. 3. Кризисные явления в экономике. 4. Издержки научно-технического развития (забота о прибыли и отсутствии всякой экономической защиты). По мнению Аурелио Печчеи «истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то ее решение должно исходить прежде всего и главным образом изнутри его самого». Т.е. человек – единственный вид в биосфере, который определяет его судьбу в исторически малом отрезке времени. Однако длительное время люди не признавали и не сознавали этого, часто рассуждая «на наш век хватит», «это все несерьезно», «авось, обойдется» и т.д. В результате кризис нарастал, возникала угроза жизненным интересам человека, его здоровью, жизни. Постепенно обозначились две причины возникновения кризиса:
1. Кризис начинается тогда, когда индивидуум (или общество) признать наличие кризиса не хочет, но скрыть его не может. 2. Разобщенность общественных сил и институтов, которые могут найти выход из кризиса. Все это поставило свои задачи и заставило искать пути их осуществления. Каковы же эти задачи? 1. Совершенствование, а порой изменение человеческого мышления в оценке природы. 2. Формирование экологического мировоззрения ибо оно объединяет людей одинаковых убеждений, указывает ориентиры безопасности, обогащает индивидуальность. Что касается путей, то они были очевидны – экологическое образование и воспитание.
II. Экологическое образование – система социальных норм и правил, знаний и умений, институтов и обществ, направленных на обеспечение долгосрочных интересов человека в биосфере. Экологическое образование характеризуется: · Историчностью – продолжает то, что инстинктивно закреплено и культурно продолжено; · Адаптивностью – поддерживает адаптацию общества к природе; · Непрерывность; · Общечеловеческим значением. Экологическое воспитание – формирование ответственного отношения школьников к человеку как природному существу, к природе как среде его обитания, к деятельности по ее охране. В процессе экологического воспитания важно учитывать 3 основных компонента: 1. интеллектуальный (экологические знания и интеллектуальные умения мировоззренческого порядка);
2. личностный (мотивация, отношения и оценки); 3. внутреннюю готовность (желание, намерение, потребность реализовать свои позиции в деятельности по охране природной среды). Экологическое образование неразрывно связано с экологическим воспитанием. Оно во многом определяет успех последнего. Целью экологического образования, как и экологического воспитания является формирование ответственного отношения к природной среде на основе подлинных и глубоких знаний о ней. В цели экологического воспитания входит также формирование: 1. потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов; 2. установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы; 3. убеждений в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья; 4. потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических знаний.
III. Одним из важнейших условий формирования экологической ответственности школьников является их деятельность, связанная с познанием и заботой о сохранении природы. Деятельность – естественная основа формирования и проявления потребностей, отношений, умений, убеждений личности. Разные виды деятельности, выполняя разные функции в экологическом образовании и воспитании, дополняют друг друга. Познавательная (учебная) деятельность способствует освоению теории и практики взаимодействия общества и природы, овладению умениями оценки состояния природы и предвидения последствий человеческой деятельности. Игровая деятельность формирует опыт принятия экологически целесообразных решений и развивает представления школьников об отношении к природе людей разных профессий. Трудовая деятельность способствует приобретению опыта ухода за природными объектами, формирует реальный вклад в изучение и охрану местных объектов природы. Сочетание различных видов деятельности позволяет школьникам увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы, быть психологически готовыми общаться со специалистами различных областей природопользования.
В процессе всех видов деятельности возникают различные отношения, которые тоже нуждаются в формировании. Существует несколько уровней формирования экологических отношений, каждый из которых имеет свое содержание.
Уровни Содержание
Процесс экологического образования и воспитания проходит несколько этапов. Этапы экологического образования и воспитания: I. – усвоение экологических знаний и ценностных ориентаций (на уровне фактов, представлений, идей, законов), а также навыков и умений интеллектуального, практического и поведенческого характера. II. – оперирование накопленными знаниями, умениями, навыками в учебных и игровых ситуациях: на семинарах, диспутах, конференциях, сюжетно-ролевых играх, экскурсиях. На этом этапе осуществляется: 1. выдвижение экологических проблем, гипотез, накопление опыта оценок экологических ситуаций и принятия решений. 2. выполнение интеллектуальных, практических операций в реальной действительности. III. – применение экологических знаний, умений, навыков, развитие эмоционально-волевых качеств в реальных ситуациях по разработке прироохранительных проектов, в организационной работе, в процессе отдыха в природном окружении. Эти этапы условны и могут осуществляться и в иной последовательности.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |