Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краеведческие

Естественнонаучные

Производственные

Тема 9. Другие формы организации учебной работы.

План

1.Экскурсия как форма учебной работы.

2. Сущность внеурочной работы.

3. Принципы организации внеурочной работы.

4. Формы внеурочной работы.

5. Факультативные занятия и предметные кружки.

Литература

 

1.Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. Бервина И.Б. – М., 1985. – гл. 11.

2. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1987.

3. Скаткин М.М. Проблемы современной дидактики. – М., 1984.

4. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. – М., 1987.

5. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 1988.

 

Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. В переводе с латинского экскурсия (excursion) означает «вылазку».

Учебная экскурсия – это форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов. Что это за объекты? Природа, заводы, фабрики, музеи, исторические памятники. Ценность этой формы в том, что учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми объектами, предметами.

Функции экскурсий:

· Реализуется принцип наглядности;

· Укрепляют связь обучения с жизнью и практикой;

· Знакомят учащихся с применением научных знаний в производственной и с/х сферах;

· Активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся;

· Обогащает жизненный опыт учащихся.

Виды экскурсий:

Они помогают изучению производства, расширяют политехнический кругозор учащихся, способствуют экономическому, экологическому и трудовому воспитанию. Эти экскурсии чаще всего используют учителя физики, химии, географии, математики.

Это экскурсии в поле, лес, в зоопарк и т.д. Проводятся по ботанике, экологии, географии, анатомии и т.д.

3. Историко – литературные.

Это экскурсии в музеи, в исторические места, на выставку, книгохранилища, архивы и т.д. Экскурсии с целью обогащения, усиления впечатлений.

5. Эти экскурсии организуют с целью изучения родного края.

При подготовке экскурсии учитель четко определяет ее цель. Исходя из этого, выбирают объект изучения. Перед экскурсией знакомит учащихся с целями и задачами экскурсии. В процессе экскурсии учитель наблюдает, как воспринимают учащиеся рассказ экскурсовода (или его собственный) и при необходимости активизирует внимание учащихся.

II.

Внеурочная работа – неотъемлемая часть учебного процесса и представляет собой обязательный элемент нормально организованной работы школы.

Внеурочная работа рассматривается как эффективное средство формирования у школьников интереса к предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретенных детьми на уроках.

Внеурочной признают работу, которая проводится за пределами урока в школе или вне ее, но при обязательном планировании внеурочной деятельности детей, руководстве его работниками школы.

Внеурочные занятия должны способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым, с одной стороны, помогая ученикам усвоить программный материал, а с другой – узнать что-то и сверх программы.

Будучи тесно связанной с уроком внеклассная работа тем не менее автономна: в процессе е организации учитель должен найти такие формы, которые бы наиболее адекватно отражали интересы учащихся.

Таким образом, внеклассные занятия можно рассматривать как одну из форм углубленных занятий по предмету, своеобразной формой научной популяризации.

 

III.

При организации внеурочных (внеклассных) занятий, как и при проведении уроков, учитель опирается на общедидактические принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие педагогическую деятельность: принципы научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и т.д.

Помимо общедидактических принципов, внеурочная работа подчинена и своим специфическим принципам, которые определяют эту форму учебной деятельности, позволяют организовать ее в наиболее оптимальных вариантах, с наиболее оптимальными результатами.

Первый принцип внеурочной работы – принцип избирательности.

Учитель сам устанавливает направленность внеурочных занятий. При этом принимается во внимание теоретический и прикладной характер обучения, многоплановость задач обучения, разнообразие интересов школьников, нужды определенного класса, условия работы школы.

Принцип избирательности действует и в виде форм массовых, групповых.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нестандартные уроки | Принцип занимательности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.