Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфликты




Основы психологии общения

Межличностное взаимодействие

Общение – взаимодействие субъектов, в ходе которого идет обмен информацией, личностными смыслами, эмоциями, отношениями, способами деятельности.

Выделяют три аспекта[2] общения:

1. Перцептивный (аспект межличностного восприятия);

2. Информационный (обмен информацией);

3. Интерактивный (аспект влияния, воздействия на партнера, взаимодействия).

Межличностная перцепция

Общение начинается с восприятия партнера. В межличностной перцепции любое воспринимаемое качество партнера имеет знаковую природу, т.е. оно что-то означает. В ходе восприятия подсознательно считываются и оцениваются важные характеристики партнера: его свойства, его состояние, его отношение к предмету общения, к партнеру. Результатом такой оценки является коррекция общения и отношения воспринимающего.

К основным перцептивным компонентам общения относят мимика, жесты, дистанция общения, взаиморасположение партнеров, время.

Информационный аспект общения

Общение – это процесс обмена информацией.

По Лассуэллу можно выделить следующие звенья информационного процесса:

· Коммуникатор (кто передает информацию)

· Реципиент (кому передают информацию)

· Канал (по которому передают информацию)

· Сообщение (что передают)

· Результат.

Виды информации в общении

  1. Ритуальная
  2. Констатирующая
  3. Побудительная (предполагающая определенное поведение

Обмену информацией, ее адекватной переработке мешают коммуникативные барьеры:

    • Интеллектуальный
    • Мировоззренческий
    • Ролевой барьер (результат несовпадения ролевых ожиданий);
    • Барьер межличностных отношений
    • Барьер стереотипов восприятия
    • Барьер нетерпимости.

Интерактивный аспект общения

Фундаментальные интерактивные процессы, на которых базируется все способы и технологии психологического воздействия: подражание, заражение, внушение, убеждение.

Подражание – принятие норм поведения, следование образцу, примеру.

Заражение – непроизвольная бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Внушение (суггестия) – преимущественно неаргументированное эмоционально-волевое воздействие, предполагающее неосознанное или некритичное восприятие информации объектом воздействия (суггерендом). Убеждение – аргументированное воздействие на сферу сознания, при повышенной критичности убеждаемого.

 

Конфликт – результат или состояние взаимодействия субъектов общения, выражающее противоречие или несовместимость мотивов, интересов, ролевых ожиданий, типов поведения.

Выделяют внутриличностные, межличностные конфликты, конфликт личности и группы, межгрупповые конфликты.

Виды межличностных конфликтов:

· Мотивационный (результат неудовлетворения основных потребностей одного из участников, прежде всего: в признании, в безопасности, в самореализации).

· Коммуникативные (результат непонимания, неверной интерпретации поведения другого, низкой культуры общения).

· Ролевые (внутриличностный конфликт спроецированный наружу: роль начальника и роль друга предполагают разные типы поведения).

· Конфликт «власти и безвластия» как реализация потребности влиять на ситуацию, не имея на то властных полномочий.

· Конфликт-фантом – результат неверной информации

Этапы конфликта:

1. Возникновение конфликтной ситуации (конфликт потенциален).

2. Возникновение инцидента т.е. столкновения действий участников, направленных на достижение цели.

3. Серия элементарных конфликтов (реализующих общий конфликт).

4. Прекращение инцидента.

5. Исчезновение конфликтной ситуации.

Методы разрешения и профилактики конфликтов

1. Метод изменения конфликтной ситуации (Коряк, Бородкин). Рекомендуется если конфликтная ситуация не перешла в стадию инцидента. Состоит в изменении структурных компонентов: целей, объекта, оппонентов, отношений между оппонентами и др.

2. Метод анализа скрытых интересов и страхов (Фишер, Юрии) и удовлетворение или примирение интересов и снятие страхов.

3. Метод контроля ключевых элементов общения (Г.Скотт). Используется для профилактики конфликтов в межличностном общении. Для чего рекомендуется следовать принципам открытости и дипломатичности в общении: вскрывать противоречия и дружелюбно выносить их на открытое обсуждение; открыто но дипломатично обсуждать ложные установки в общении, свои чувства и мысли и побуждать к тому же партнера.

4. Метод выбора адекватного стиля поведения (К.Томас, Р. Киллмен). Выделяются стили (стратегии) поведения конфликтной ситуации:

· соперничество (преследование своих интересов в ущерб другому)

· компромисс (уступка во второстепенном при сохранении главных позиций)

· избегание (отсутствие как стремления к своим целям, так и к кооперации с интересами другого)

· приспособление (принесение в жертву своих интересов)

· сотрудничество (достижение взаимоприемлемого результата, никто ничем не поступается, но интересы обеих сторон удовлетворяются)

Рекомендуется гибкая стратегия, адекватная объективным условиям.

Эмпирические приемы профилактики конфликта: доброжелательная ответная реакция, не откладывать разрешение конфликтной ситуации (решать вопрос «здесь и теперь»), не стремиться к победе (во избежание попытки реванша), первым идти на некоторые уступки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.