Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о восприятии, свойства восприятия.

 

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления.

 

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Восприятие – это отражение комплексного раздражителя.

 

Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание.

 

1) Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул.

2) Различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа.

3) Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти эталоном, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов.

4) Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Упражнение «Мешочек с сюрпризами»

Феномен восприятия - апперцепция: Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от:

1) своих интересов, потребностей, способностей

2) прошлого опыта (чем богаче опыт, тем шире восприятие)

3) поставленной задачи и мотивов деятельности (Что слышит скрипач в первую очередь, слушая оркестр?)

4) установки (восприятие Хлестакова в комедии Гоголя «Горе от ума»)

5) эмоционального состояния (эмоции могут искажать восприятие)

Т.о., зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией.

 

Свойства восприятия:

 

1. Целостность – в процессе восприятия создается целостный образ предмета.

Вопрос: Является ли врожденной способность целостного восприятия предметов?

Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики. (Ребенку дают кубики и объясняют, чем отличаются они от других фигур).

2. Константность восприятия - благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы им кажутся маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте, говорят, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

3. Структурность восприятия – восприятие создает целостный образ, имеющий структуру, а не является простой суммой ощущений. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос.

4. Осмысленность восприятия – образы восприятия всегда имеют определенное смысловое значение, т.к. восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

Швейцарским психологом Г.Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. То есть восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: "Что это такое?"

5. Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Например, профессиональный взгляд врача и педагога на людей различны?

 

2. Виды восприятия.

Классификация:

 

1) В зависимости от степени целенаправленности деятельности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое. Каждый человек, идя по улице увидит каждый свое.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение.

Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания.

Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность. Пример из фильма о Шерлоке Холмсе (скрипящая ступенька).

Наблюдательность приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.

 

2) В зависимости от форм движения материи, воспринимаемых человеком выделяют:

· Восприятие времени – отражение длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

 

· Восприятие пространства – отражение объективно существующего пространства.

Проявляется в восприятии: формы, величины, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Не является врожденным свойством – доказано опытом с годовалыми детьми и углублением в полу, закрытым стеклом. Развивается по мере формирования механизма пространственного анализа, поэтому у детей нет страха высоты.

· Восприятие движения – отражение изменений положения объектов в пространстве. Не является врожденным.

· Восприятие человека человеком – отражение образа другого человека и формирование отношения к нему.

 

Существует два основных механизма восприятия людьми друг друга:

1) атрибуция - приписывание людьми друг другу определенных личностных качеств или причин происходящих событий.

В условиях дефицита информации, люди начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации).

2) аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.

Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств — от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расстройства ощущений | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.