Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции

Понятие о воле и волевых качествах личности.

Лекция 3.

 

Воля обеспечивает активность личности. Она выступает как одно из основополагающих качеств человеческой личности, отличающих человека от всех других живых существ. Волевые усилия участвуют в образовании высших психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Особую роль воля играет в становлении и развитии характера, являясь его стержнем. Воля нужна при выборе цели, при принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствия.

Воля - процесс сознательного регулирования человеком свое­го поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправлен­ных действий и поступков.

Воля -- это одна из сторон сознания личности. Произвольная регуляция характеризуется осознанностью, а следовательно, опосредована мышлением и речью. Эта форма регуляции характеризуется наличием цели и мотивации.

По мне­нию Л.М. Веккера, регуляция поведения и деятельности может про­ходить на трех уровнях: сенсорно-перцептивном, произвольном и волевом:

 

1) на сенсорно-перцептивном уровне образы, регулирующие движения и действия, управляют поведением субъекта вне зависи­мости от его желания (непроизвольные);

 

2) на произвольном уровне действия регулируются сознательно и предполагают намерения, планомерность, контроль. Здесь дейст­вия производятся самим субъектом по определенному мотиву и не нуждаются в волевой регуляции, так как компоненты личности оста­ются невключенными;

 

3) волевая регуляция возникает тогда, когда человек встречает­ся с препятствиями, трудностями внешними (время, пространство, физические свойства вещей) или внутренними (отношение, уста­лость, страдания). В этом случае человек вынужден создавать дополни­тельные мотивы (смыслы действия) и действие выполняется не ра­ди первоначального мотива, а ради личностных ценностей человека или других людей. Таким образом, волевая регуляция - это подключе­ние к непосредственным мотивам личностно значимых, чаще нравствен­ных.

Воля выполняет четыре функции.

1. Побудительная и направляющая на достижение поставленной цели при преодолении трудностей. Волевая активность характери­зуется надситуативностью, то есть выходом за пределы исходных целей, требований ситуации.

2. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежела­тельной активности, мотивов и действий, не соответствующих ми­ровоззрению, идеалам и убеждениям личности.

3. Регулирующая функция выражается в произвольной, созна­тельной регуляции действий, психических процессов и поведения, в преодолении препятствий.

4. Развивающая функция состоит в том, что волевая регуляция направлена на совершенствование субъектом своего поведения, де­ятельности, на изменение собственной личности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Осознание цели и стремление достичь ее
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.