Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 5. Расстройства внимания

Расстройства внимания.

 

Наступают при утомлении, зависит от натренированности.

Отравление алкоголем, никотином и др. интоксикациями. После заболевания, влияющего на ЦНС (инфекции, интоксикации, эндокринная система, нарушение обмена веществ).

1 тип – невнимательность,рассеянность (у детей).

2 тип – лица со сверхестественными навязчивыми идеями.

3 тип – в старческом возрасте, при церебральном атеросклерозе, в условиях кислородного голодания.

Память и внимание обеспечивают целостное развитие личности человека, занимают центральное положение в системе познавательной деятельности.

ТЕМА: «Составляющие развития человека (психические процессы)».

 

Память – процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения человеком его индивидуального опыта.

 

Классификация основных видов памяти:

По характеру психической активности:

       
   
 


двигательная эмоциональная

образная словесно-

логическая

 

Двигательная – память на движения и их системы, является основой многих видов деятельности человека.

Образная – связана с сохранением в сознании образов представлений, деятельностью органов чувств (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая).

Словесно-логическая – основа мышления человека (слова, понятия; связи и отношения между ними, выражающиеся в различных звуковых системах).

Эмоциональная – опыт прошлых переживаний человека. Память на чувства и переживания.

По цели деятельности:

 

       
   
 
 


 

непроизвольная произвольная

 

Непроизвольная – вид памяти, при котором запечатление информации, происходящей без сознательных целей.

Произвольная – вид памяти при котором запечатление информации происходит в том случае, когда ставится сознательная цель использовать данную информацию в предстоящей деятельности.

 

По длительности сохранения:

оперативная кратковременная

 

долговременная

 

Оперативная – обслуживает кратковременную и долговременную память; обеспечивает непосредственную деятельность человека.

Долговременная – обеспечивает продолжительное, от часов до десятилетий удержание знаний, сохраняет умения и навыки; ей свойствен огромный объем сохраняемой информации.

Кратковременная - подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных.

В отличии от памяти машин, память человека имеет выраженный избирательный характер. Человек наиболее точно стремится запечатлеть ту информацию, которая ему необходима в целях предстоящей деятельности.

Физиологические механизмы кратковременной памяти – процессы реверберации замкнутых контуров нервных клеток головного мозга. Кратковременная память после действия внешнего раздражителя перестаёт сохранять информацию.

Физиологические механизмы долговременной памяти связаны с изменением химического состава самих нервных клеток, которые входят в состав очага возбуждения. Молекулы ДНК (дезоксирибонуклеиновые молекулы) отвечают за сохранение наследственной информации в организме, входят в состав его клеток. Сохраняется наследственная (генетическая) память.

Сохранение индивидуального опыта запечатляется поступлением информации, связанной с увеличением количества РНК – рибонуклеиновые кислоты в нервных клетках головного мозга.

 

Процессы памяти:

· запоминание и воспроизведение;

· сохранение и забывание;

· узнавание.

Существует закономерность «эффекта края», при запоминании наиболее легко и прочно запечатляется информация находящаяся в начале и конце сообщения.

Тип памяти – это подвид, который обеспечивает наибольшую продуктивность запоминания у данного человека (зрительный, моторный, слуховой, чувственный; комбинированные: моторно-зрительный, моторно-слуховой и т.п.).

Индивидуальные особенности – характеризуются по особенностям процесса запоминания, сохранения и забывания информации.

1. Легко запоминают и надолго сохраняют.

2. Медленно запоминают и надолго сохраняют.

3. Легко запоминают и быстро забывают.

4. Медленно запоминают и быстро забывают.

Все что человек о себе знает – это его память. Нет плохой памяти, есть её индивидуальные особенности. Если идет тренировка памяти, происходит изменения самого человека.

 

Нарушения памяти:

Гипомнезия – снижение, ослабление памяти. Наблюдается при сильном утомлении, при астенических состояниях, у пожилых, при атеросклерозе сосудов головного мозга, в результате тяжёлых перенесённых заболеваний.

Амнезия – выпадение памяти, её отсутствие. (травмы мозга, очень сильные отравления, старческие психозы).

Парамнезии – ошибки, обманы памяти:

· Конфабуляции – пробелы памяти замещаются событиями и фактами, не имевшими места в действительности. Происходит помимо желания больных в вести в заблуждение (старческий психоз, хронический алкоголизм, паралич, сифилис мозга).

· Псевдореминисценции – патология памяти, при которой происходит сдвиг событий во времени, больные события прошлого переносят в настоящее. (старческих психоз).

Гипермнезия – повышенная способность к запоминанию, обострение воспоминаний до мельчайших деталей давно прошедших впечатлений, но недостаточное запоминание текущих событий (депрессивно-маниакальный психоз, маниакальное состояние при шизофрении).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Познавательные процессы. | Лекция 6. Тема: «составляющие развития человека»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.