КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура рекламного символа
Тема 1.2. Реклама как символическое сообщение Реклама весьма существенная часть культурного пространства XX века. Главная черта рекламы как культурного феномена ее амбивалентность (внутренняя противоречивость): она существует вне желаний субъекта, но в конечном счете подчиняет себе его сознание заставляя его включать воспроизводимые его высказывания в свой культурный горизонт. Реклама как разновидность современного вида, в отличие от информационного текста, обращена к интуиции и чувствам потребителя. Она затрагивает самые глубинные слои человеческой психики (бессознательного): инстинкты (либидо, агрессия): иерархия потребностей Маслоу. И, наконец, как культурный феномен реклама выстраивает свое сообщение, на использовании социо-культурных стереотипов и образцов. Западная реклама (стереотип делового успешного, красивого мужчины бизнесвумен), отечественная реклама (стереотип интеллигент, домохозяйка). Рекламный текст есть некое символическое сообщение. Его основные компоненты: 1.Адресант (рекламист, тот, кто создает рекламу) 2.Адресат (потребитель), сам рекламный текст – некое сообщение (коммуникационное событие), которое передается с помощью образов, персонажей, стереотипов, по моделям которых большая часть цивилизованного человечества строит свое поведение. Признаки события: Основные: 1.Наличие главного героя 2.Наполнение сценария драматизмом, борьбой интересов с элементами насилия 3.Наличие активного действенного начала 4.Новизна и небольшая степень отклонения от общепринятого стандарта 5.Возможность привязки к вечным темам (любви, семьи и пр.) Второстепенные: 1.Событие не должно оскорблять чувства воспринимающего 2.Должно выглядеть правдоподобно 3.Должно быть таким, чтобы о нем можно было рассказать кратко 4.Должно повлиять, как на конкретную группу к которой оно адресовано в первую очередь Символ в рекламе это: - устойчивые общекультурные обозначения абстрактных понятий конкретных примеров (сердце - как символ любви, крест – как победа над смертью); - специально изобретаемые знаки, позволяющие отделить конструируемый рекламистом особый мир, отличный от мира др. людей (женщина не красива, но покупает крем, рекламируемый, роскошной женщиной и у нее возникает иллюзия, что если она купит крем, то станет прекрасной) Цель современной рекламы - побудить потребителя выбрать из посути одинаковых товаров (ВАШ) Современная реклама предлагает товар не прямым способом как в XVII-XIX вв., а воздействует с учетом потребности адресата в отождествлении себя с некоторым идеальным героем посредством идентичных вещей. Основную идею рекламному сообщению диктует бренд (образ товара, который создается усилиями упаковки, товарного знака обращений и т.д.). Модель образцового рекламного сообщения все более связывается с идеей позиционирования, т.е. наглядно представленного и закрепленного за товаром, отличия способствующего его лучшему запоминанию. Поэтому в основу рекламного сообщения положен принцип УТП включающий в себя 3 компонента: 1.Рекламное сообщение должно не просто хвалить товар, а должно навязывать потребителю мысль: «Приобрети товар и ты получишь такую то выгоду» 2.Предложение должно быть уникальным, как с точки зрения уникальности торговой марки, так и в новизне сообщения 3.Предложение должно быть настолько сильным чтобы подействовать на многих Для этого рекомендуется использовать следующие лингвистические процедуры: 1.Идентификация (присоединение товара к бренду пользующемуся популярностью) Indesit рекомендует Тайд 2.Персонификация (отожествление товаров с популярными персонажами (Миф – Мойдодыр) 3.Создание нового типа продукта и его последующего наименования (скелетоны) 4.Смена названия 5.Репозиционирование категорий (свинина - белое мясо) Даже в эмоциональных рекламных сообщениях должно обязательно присутствовать рациональное начало, которого можно добиться использованием лингвистических приемов: 1.Определение смысла в контексте (цель приема - встроиться в уже имеющийся в сознании потребителя товарный миф). Реклама начинается с того, что потребители могли слышать от конкурентов. 2.Поиски дифференцирующей идеи (формулируется то, что отличает товар от конкурентного) 3.Наличие свидетельств, доказательств, аргументов. 4.Коммуникация относительно отличий. Языковое манипулирование — это отбор и использование таких средств языка, с помощью которых можно воздействовать на адресата речи. Как правило, языковое манипулирование предполагает такое воздействие на потребителя рекламы, которое тот не осознает и воспринимает как часть объективной информации о товаре. Несмотря на то что языковое манипулирование используется практически во всех сферах применения языка, особенно часто оно применяется в политике, психотерапии и рекламе. Вряд ли можно отрицать то, что, каждый день общаясь друг с другом, мы пытаемся периодически навязать кому-нибудь свою точку зрения: свое личное отношение к человеку, ситуации, свой взгляд на проблему и ее решение и т.п. Таким образом, уже само наше существование в обществе диктует нам правила использования языка и его психолингвистических возможностей. Что же касается рекламы, то она в силу своих основных задач (повлиять на выбор потребителя в пользу товара) может быть признана практически целиком манипулятивной сферой приложения языка. Суть языкового манипулирования в рекламе заключается в следующем: рекламная информация подается таким образом, чтобы потребитель на ее основе самостоятельно сделал определенные выводы. Так как потребитель приходит к этим выводам сам, он автоматически принимает такое знание за свое собственное, а следовательно, относится к информации менее критично и с большим доверием. Кроме того, русский язык обладает настолько богатыми и выразительными средствами всех уровней, что позволяет одно и то же явление, предмет, одни и те же ситуации описывать по-разному. А это приводит к возможности создавать манипулятивные картины действительности, которые, с одной стороны, ориентированы на подсознательное психологическое воздействие на потребителя, а с другой — создают образ такой действительности, которая целиком подчинена авторской позиции и моделирует авторскую точку зрения на рекламируемый объект. Например, одного и того же человека, который «любит рассказывать небылицы», мы можем, с одной стороны, назвать «фантазером и мечтателем», а с другой — «вруном, лжецом, обманщиком». Или одну и ту же встретившуюся нам собаку — «песиком, собачкой» или «псиной, дворнягой, шавкой». Более того, если я опишу вам свежеприобретенную в магазине вещь как «ужасную, страховидную тряпку», это вовсе не означает, что она на самом деле является такой — здесь вы столкнетесь с моим индивидуальным, субъективным взглядом на предмет. А может быть, кому-то из вас она покажется «забавной и оригинальной вещицей»? Таким образом, сталкиваясь с языковым манипулированием, мы имеем дело не с объективным описанием действительности, а с вариантами ее субъективной интерпретации. Существует три основных направления языкового манипулирования, которые используются в рекламе. Эмоции. Для рекламы очень важным является воздействие именно на эмоциональную сферу, так как: общая эмоциональная реакция на рекламу товара автоматически переносится на сам товар и оказывает значительное влияние в ситуации потребительского выбора; эмоциональная память является одним из самых устойчивых видов памяти; эмоции сильнее и непосредственнее логических рассуждений, поэтому их легче смоделировать. Общеизвестно, что выделяются положительные и отрицательные эмоции. Бесспорно, в рекламе важно обращаться именно к положительным эмоциям, чтобы впоследствии связать их с товаром. Не случайно реклама пестрит разного рода экспрессивными высказываниями типа: Наслаждение совершенством не требует слов. Молчание — золото. Nescafe Gold — стремление к совершенству. В чем секрет индивидуальности? Когда появляется магия? Что придает неповторимость вкусу? Новый Voque. Легкий акцент в настроении. Свежее дыхание утра дополни волшебным ароматом великолепного чая Greenfild. И пусть каждый твой день станет прекрасным. Чай Greenfild. То, что ты ценишь. Безусловно, не все положительные эмоции можно отнести к одному уровню: вряд ли можно отнести к одноуровневым эмоциям восхищение совершенством и удовольствие от еды или секса. Поэтому мы будем выделять два уровня положительных эмоций. уровень идеального — любовь, творчество, восхищение, красота, совершенство, стремление к идеалу, мечта, нежность и т.д. (Margaret Astor. Как ты прекрасна!) уровень физического — удовольствие от еды, сексуальное наслаждение, ощущение комфорта и пр. (Love-радио. Регулярно и с удовольствием) (Удовольствие нельзя показать. Его надо почувствовать. Mars. Когда тебе хочется). Такое разделение, конечно, не является абсолютным, так как часто мы не в состоянии провести четкую границу между идеальным и материальным: например, где заканчиваются идеальные любовные эмоции и начинаются сексуальные? Так, например, в слогане косметики «Красная линия» («Нежнее нежного») присутствует и идеальное, и физическое значение. Однако такое разделение делает нашу классификацию более полной и обоснованной. Обращение к негативным эмоциям в рекламе нежелательно. Однако существует ряд товаров, основная задача которых — решение проблемы, а потому при описании проблемы приходится использовать негативные эмоции. Реклама лекарств, видов страхования, социальная реклама активно работает с отрицательными эмоциями. Важно помнить, что в таком случае реклама должна строиться следующим образом: проблема (отрицательные эмоции) — товар (акцент на эффективности) — решение проблемы (положительные эмоции. Приведем несколько примеров использования негативных эмоций: Прыщи и угри — это болезнь, которую можно и нужно лечить. Пользуясь «Зинеритом», уже через 2 недели Вы будете выглядеть намного лучше. «Зинерит» — надежное средство от прыщей! Orbit: Еда — это наслаждение. Наслаждение вкусом. Но каждый раз во рту нарушается кислотно-щелочной баланс и возникает опасность кариеса. Социальные установки. Для любого человека очень важными являются отношения «я — общество — я в обществе». Поэтому реклама часто манипулирует различными социальными установками человека: самооценка, самоутверждение, общественное мнение и пр. Здесь можно выделить несколько основных позиций: стремление к лидерству, успеху: Canon: Ставка на лидера. Nivea for Men: Для мужчин, способных позаботиться о себе. Ноутбуки Sharp: Новая формула успеха. Peugeot: Я непобедим! Уверенность, которая всегда с тобой; включение в группу «звезд», профессионалов: Filodoro. Колготки для маленьких принцесс. Lux. Мыло красоты для звезд экрана. Max Factor International. Косметика для профессионалов; место в социальной иерархии: Chevrolet Blazer: Мы свое место в жизни нашли; причастность к «эталонным» городам, странам и их жителям: L&M. Свидание с Америкой. Lucky Strike — настоящая Америка! «Электролюкс». Швеция. Сделано с умом. Сегодня в России вы можете ощутить восхитительный мир Парижа. Картина мира. Каждый человек имеет собственные представления о мире и его законах. Знания, навыки, опыт, эмоции и ощущения постепенно складываются в единую картину действительности, в своей объективной основе совпадающую с общепринятой, но, безусловно, различающуюся субъективными личностными оценками. Как следствие, в рекламе мы имеем дело не с объективной картиной мира, а с ее интерпретацией. Такая разница в восприятии позволяет рекламщикам создавать собственные «версии мира» (его эмоционально-оценочные образы) и выдавать их за реальные. Выделим три основных направления в рамках картины мира, которые использует реклама. Образ действительности. Реклама выстраивает собственный образ части действительности, подавая ее целевой аудитории как объективный факт (в форме аксиомы). Здесь мы сталкиваемся с высказываниями в форме мудрых мыслей, афоризмов, безапелляционных заявлений и т.п., притягивающих восприятие мира к рекламируемому объекту. Именно к образу действительности стоит отнести фразу «Тефаль. Ты всегда думаешь о нас». «Леккер»: Просто, как все гениальное. Украшения Dolphin Ore: Прелесть мира — в разнообразии. Пиво Patra: Жизнь прекрасна, пока прыгает пробка. Пиво «Золотая бочка»: «Золотая бочка». Жизнь прекрасна! В телевизионной рекламе мыла Dove используются сплошные установки на образ действительности. При этом нам внушают явное отличие мыла Dove от другого мыла, на чем и построена вся реклама. Мыло сушит кожу. Dove отличается от обычного мыла. Он на четверть состоит из увлажняющего крема. Попробуйте увлажнение Dove. Система ценностей. Любой человек в течение жизни усваивает систему ценностей, принятых в обществе, и на ее основе выстраивает свою. Реклама активно использует различные ценностные установки, обращаясь или к общественно-идеальным ценностям (любовь к ближнему, стремление к лучшей жизни, свобода, нравственность, справедливость, патриотизм, гражданские права и др.), или к индивидуально-материальным (экономия, выгода, прибыль, эффективность, гарантия, надежность, защита, польза). Новая «Капля-ультра» с улучшенной формулой эффективна даже в холодной воде. Не все так доступно, как низкие цены Теле2 GSM. Оргбанк: Стабильность надежного бизнеса. Компьютеры марки Desten — надежная опора вашего бизнеса. Сетевое оборудование 3COM и CISCO: Остров стабильности в океане бизнеса. Стереотипные рецепты деятельности. Реклама может использовать и наши представления о типичном поведении в повторяющихся ситуациях, диктуя нам свои варианты решения и достаточно жестко предписывая направление действий. Здесь мы имеем дело с разнообразными «волшебными рецептами», способными избавить нас от всех проблем. Чаще всего нам таким образом навязывают лекарства, моющие средства, пищевые продукты. «Нурофен» — и боль прошла! Zippo — однажды и на всю жизнь. «Ваниш» — легко белье от пятен избавишь. Шампунь Organics: Для прекрасных волос сегодня и завтра. Асе. Бережное удаление пятен. С «Оливиком» вкус мягче и нежнее. Одно из средств языкового манипулирования — это явные и скрытые сравнения. Как известно, использование в рекламных текстах явных (открытых) сравнений с конкурентами является крайне нежелательным: откровенное принижение чужого товара может грозить судебным разбирательством. Не случайно поэтому мы постоянно слышим о загадочных «обычных порошках» и «других прокладках», всем скопом не выдерживающих никакого сравнения с рекламируемым средством. Однако рекламщики нашли еще один способ использования сравнений — это скрытые сравнения, которые на первый взгляд как бы только излагают преимущества товара, но при этом утверждают, что он «единственный», «уникальный», «сверхновый», «новинка», «первый» «революционный» и т.п. Таким образом, создается представление о неповторимости товара, рядом с которым все остальные подобные товары просто теряются. Рассмотрим основные виды сравнений (они могут быть и явными, и скрытыми), использующихся в рекламе. Расширенное сравнение. Такое сравнение образуется за счет сопоставления рекламируемого объекта с товарами этой же товарной категории. «Супер-джинс». Никогда еще качественная мобильная связь не была такой доступной. Новый Pampers. Он впитывает быстрее других подгузников и помогает сохранять кожу вашего малыша сухой. Суженное сравнение. Сравниваются товары одной и той же марки. Новый утюг от «Филлипс» создает больше пара, гарантируя превосходный результат. Новый Dirol. Живи с улыбкой. Новая «Капля-ультра» с улучшенной формулой эффективна даже в холодной воде. Новый гель для душа Timotey — ванильная фантазия. Прикосновение природы. Смещенное сравнение. Сравниваются товары разных товарных категорий. Телефоны Samsung. Лучшее, что может дать сотовая связь. M&M's. Молочный шоколад. Тает во рту, а не в руках. Неопределенное сравнение. Товар сравнивается неизвестно с чем (непонятно с чем). Кофе «Максвелл-хаус». Удивляет новым приятным, насыщенным вкусом. Готовься к новым ощущениям. Samsung. Вы видите больше, чем когда-либо. «Имуннелия». Новая идея здоровья. Идея новой жизни. Не все так доступно, как низкие цены Теле 2 GSM. «Чибо». Давать самое лучшее. Вырожденное сравнение. Это не столько сравнение, сколько констатация уникальности товара и его безусловного превосходства (часто искусственно созданного) над остальными: единственный, уникальный, революционный и т.п. Когда защита ослабевает, на помощь приходят особые бактерии, которые есть только в Актимель. Duru 1 + 1. Уникальное мыло с линиями природных экстрактов. Краска для волос L'Oreal. Уникальная технология цвета. Жокей. Всегда, когда хочешь кофе. Для рекламы в целом не характерно использование только буквального смысла. Реклама — своего рода «притворяющееся» высказывание: реклама говорит о фактах, а имеет в виду ценности; реклама показывает не реальный товар и его свойства, а образ товара; реклама говорит о свободе выбора, но ориентирует на приобретение конкретного товара. Тема 1.2. Технология создания рекламного текста.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |