Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская тема

Тема любви к Родине и родной природе

Тема любви

Тема дружбы

Тема назначения поэта и поэзии

Тема свободы

 

Тема свободы является ведущей в творчестве А.С. Пушкина. Но его взгляды на свободу и рабство со временем претерпевали изменения. В ранних вольнолюбивых стихах поэт считает, что для свободы и общественного устройства нужны справедливые законы. В период южной ссылки его мнение меняется, он понимает отдалённость идей декабристов от порабощённого и непросвещённого народа и уже не верит в парламентскую, демократическую форму правления. В конце жизни Пушкин вообще не связывает свободу с государством, теперь его свобода – это возможность беспрепятственного передвижения в мире, это общение с природой и независимость творчества.

Таким образом, можно выделить несколько мотивов свободы в творчестве Пушкина:

 

А) мотив политической свободы – идеи, близкие взглядам декабристов, служение общественным идеалам, осуждение тирании и угнетения:

«Вольность»

«Деревня»

 

Б) мотив личной свободы:

«Погасло дневное светило»

«Свободы сеятель пустынный»

«К морю»

 

В) мотив свободы творчества:

«Из Пиндемонти»

 

 

Эта тема проходит через всё творчество Пушкина и является итогом его раздумий о смысле жизни поэта, о высокой ценности искусства, о нерукотворных памятниках. Пушкин уверен, что поэтические произведения создаются не по заказу, а по веленью Божьему, поэтому поэт – это избранник, провозглашающий миру идеалы добра, истины и красоты.

«Поэту»

«Пророк»

 

Послания друзьям-лицеистам:

«19 октября»

«И.И. Пущину»

 

Послания декабристам:

«Во глубине сибирских руд»

«Арион»

 

Послание другу и учителю

«К Чаадаеву»


 

«Я помню чудное мгновенье» («К***»)

«На холмах Грузии лежит ночная мгла»

«Я вас любил»

 

«Редеет облаков летучая гряда»

«Осень»

 

Философская лирика Пушкина наполнена размышлениями о вечных проблемах бытия: скоротечности жизни, преемственности поколений, нравственном самосовершенствовании, вечности природы и неумолимом беге времени.

«Подражание Корану» («IX И путник усталый на бога роптал»)

«Безумных лет угасшее веселье»

«Пора, мой друг, пора! Покоя сердце прости»

«Вновь я посетил»

 

 


ЛЕКЦИЯ № 4.

ПОЭМА А.С. ПУШКИНА «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»

 

В поэме «Медный всадник» А.С. Пушкин пытается осмыслить историческую роль Петра I, оценить поступательный ход истории, рассмотреть личные проблемы человека в социально-философском аспекте.

Медный всадник – памятник Петру I на Сенатской площади в Петербурге. Фигура Петра символизирует государственную мощь, а конь под ним – вздёрнутую державной уздой Россию.

Действие поэмы относится к 1824 году, ко времени большого петербургского наводнения.

Поэма состоит из вступления и двух частей.

Во вступлении Пушкин славит дело Петра I и созданную им новую столицу. Но торжественное вступление обрывается на драматической ноте: в Петербурге начинается разгул стихии.

В первой части поэмы среди воя ветра и начинающегося наводнения появляется фигура Евгения, мелкого бедного чиновника. Когда-то его предки относились к древнему боярскому роду, но уже давно позабыты. Евгений мечтает о служебной карьере, о семейном счастье с любимой девушкой Парашей.

Поэт описывает огромный город, его могучего основателя Петра на бронзовом коне и маленького бедного Евгения с его невестой. И все они подвергаются страшному испытанию. Стихия несёт разрушение городу. Медный всадник выдерживает её напор, а Евгения повергает в непоправимую беду: наводнение сметает домик Параши и разрушает его мечты о счастье. Евгений сходит с ума, виновником всего случившегося он считает Петра I, построившего город в неудачном месте.

Возникает один из вечных в истории конфликтов – власть и личность, исторический процесс и судьба маленького человека в нём.

Пушкин не отдаёт в этом конфликте предпочтения ни государственному началу (Петр I), ни личному началу (Евгений). Высший смысл исторического прогресса должен заключаться в их гармонии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Первой половины XIX века | Тема отрицания существующей действительности, критика самодержавия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.