Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовный конфликт мировоззрений и поколений

 

Основной конфликт романа имеет 2 аспекта:

1) конфликт двух сословий (дворян и разночинцев);

2) конфликт двух поколений (отцов и детей).

Базаров приезжает к Кирсановым, представителям дворянской среды. Кирсановы близки Тургеневу по духу, он хорошо понимает их чувства и мировосприятие. Особенно близок автору лиричный Николай Петрович Кирсанов, отец Аркадия – утончённый эстет, который ценит Шиллера, Гёте, Пушкина, играет на виолончели и восторгается красотой природы. У него мягкий характер и любвеобильное сердце. После смерти жены он не мог долго оставаться один и сошёлся с дочерью экономки – Фенечкой.

Очень похож на него сын Аркадий – восторженный и романтический, тонко чувствующий красоту природы и искусства, быстро увлекающийся людьми и легко поддающийся их влиянию. Увлечение Аркадия нигилизмом – это дань моде, времени.

Павел Петрович Кирсанов, дядя Аркадия – надменный аристократ, в прошлом «светский лев», обладающий твёрдой и решительной натурой. Жизнь Павла Петровича разбита несчастной любовью к княгине Р. Он покинул высший свет и поселился у брата в деревне. Павел Петрович живёт по своим принципам: он изысканно одевается, вежлив в обращении, уважает традиции.

Павел Петрович Кирсанов является в романе главным оппонентом Базарова. Оба они – достойные противники, приверженцы своих идей. Предметом их спора становится ряд вопросов:

 

 


 

Вопросы спора Позиция П.П. Кирсанова Позиция Базарова
Вопрос о характере преобразований в России Защита старых порядков; путь либеральных реформ. Уничтожение старых порядков, решительная ломка всей государственной и экономической системы (но взамен ничего не предлагает).  
Вопрос о дворянстве, его роли в жизни Аристократы – движущая сила общественного развития; их идеал – «английская свобода», путь к идеалу – либеральный. Аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы; отрицание либерализма и способности дворянства вести Россию к будущему.  
Вопрос о нигилизме и роли нигилистов в жизни Осуждение нигилистов за то, что те никого не уважают, живут без принципов, являются ненужными и бессильными. Отрицание «всего» - это отрицание религии, самодержавно-крепостнического строя, общепринятой морали; утверждение нигилизмом необходимости революционных действий; главным критерием является народная польза.  
Вопрос о народности и отношении к русскому народу Славянофильские идеи о патриархальности и религиозности русского народа, о его вере и традициях; прославление крестьянской общины. Патриархальность русского народа – свидетельство отсталости и невежества; народ не понимает собственных интересов; народ по духу революционен, поэтому нигилизм – проявление народного духа.  
Вопрос об отношении к искусству и природе Защита вековых культурных ценностей. Отрицание искусства («Рафаэль гроша медного не стоит»), материалистический подход к природе («Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).  

 

Позиция Базарова и Павла Петровича Кирсанова – крайности. Они не искали истину, а просто выясняли отношения. Они не сумели отнестись друг к другу как отцы и дети. Одному не хватило чувства почтения «сына», другому – любви и понимания «отца».

И Базаров, и Павел Петрович Кирсанов – герои без будущего, они оба одиноки и нежизненны. Жизненными остаются Аркадий и Николай Петрович, они создают семьи, продолжают род, т.е. имеют будущее.

Наряду с нигилизмом Базарова Тургенев показывает и пародию на нигилизм в образах Ситникова и Кукшиной. Эти герои – карикатура идей Базарова, ими движет желание показаться «передовыми людьми». Базаров вынужден их терпеть, чтобы не лишиться сторонников. Становится ясно, что нигилист Базаров был крайне одинок на общественном поприще.

 


Любовь в романе «Отцы и дети»

 

В романе 4 любовных сюжета:

1) любовь Павла Петровича к княгине Р.;

2) любовь Николая Петровича к Фенечке;

3) любовь Базарова к Анне Одинцовой;

4) любовь Аркадия к Кате.

Любовь Павла Петровича к княгине Р. – это любовь-наваждение, которая сломала ему жизнь; после смерти княгини он уже не мог жить по-прежнему. Эта любовь не принесла ничего, кроме муки. Их отношения не могли воплотиться в брак и семью, они напоминали костёр, который вспыхнул, а потом долго тлели угли.

Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Их отношения – это, прежде всего, семья, сын. Их любовь – как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.

Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Но любовь не растоптала Базарова, после объяснения он с головой уходит в работу. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно и глубоко.

Земная любовь Аркадия и Кати – это состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая естественно переходит в брак. Она напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки.

Четыре любовные истории помогают глубже увидеть героев и отношение к ним автора. А также раскрывают проблему «отцов» и «детей», сближая Аркадия с отцом, а Базарова с Павлом Петровичем. Автор показывает сурового нигилиста Базарова человеком, умеющим любить. Здесь борются герой и человек. И побеждает человек, перешагивая через ограниченный нигилизм, т.к. нигилизм – это порождение разума, а любить можно только сердцем.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Образ Базарова | Основные темы лирики Ф. И. Тютчева
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.