КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для контроля и самоконтроля. Дополнительный материалРезюме Дополнительный материал ТЕСТ Как вы поведёте себя в перечисленных ситуациях? Выберите ответ из вариантов, приведённых ниже. 1. Кто представляется первым: А) Старший – младшему. Б) Младший – старшему. В) Мужчина – женщине. Г) Женщина – мужчине. Д) Человек с более высоким положением – человеку с более низким положением. Е) Подчинённый - начальнику 2. Начинает беседу: А) Хозяин ситуации. Б) Приглашённый. В) Не имеет значения. 3. Деловые партнёры обращаются друг к другу: А) По имени. Б) По имени и отчеству. В) По фамилии. Г) Словом «товарищ», «коллега», «господин». 4. Продуманный комплимент собеседнику выражает: А) Отношение к личности собеседника. Б) Уважение к статусу собеседника. В) Констатацию заслуг, профессионализма, деловых качеств. Г) Преувеличение достоинств. 5. Договариваясь о встрече для переговоров, вы: А) Назовёте время встречи. Б) Предложите партнёру назвать своё время. 6. В деловом контакте лучше использовать: А) Утверждения. Б) Вопросы. 7.Звонят в ваш офис. Подняв телефонную трубку, вы скажете: А) «Говорите». Б) «Да». В) «Слушаю вас». Г) Назовёте свою фирму и затем «Добрый день». Д) Назовёте свою фирму, отдел, фамилию. 8. Когда принято поднимать трубку? А) Сразу же. Б) На третьем – четвёртом звонке. В) Это неважно. 9. Какой ответ на первичный вопрос (типа «Это фирма «Старт»?) предпочтительнее? А) «Могу ли я вам помочь»? Б) «Чем я могу помочь вам»? 10. Клиент вашей фирмы высказывает претензию, в которой вы не виноваты. Ваш ответ: А) «А при чём здесь я?» Б) «Я этим не занимаюсь, вам лучше обратиться к...» В) «Нет, вы не правы». Г) «Сейчас я приглашу коллегу, который занимается этим вопросом». Д) «Оставьте, пожалуйста, ваш телефон». ОТВЕТЫ: 1. Б, В, Е. 2. А, словами: «Я вас слушаю» или аналогичными, при этом глядя на собеседника. 3. А – допустимо в неформальной обстановке, при равном статусе партнёров; Б – предпочтительнее всего; Г- в некоторых профессиональных кругах с прибавлением фамилии. 4. В. 5. Лучший вариант Б – он даёт психологическое преимущество партнёру. 6. Предпочтительнее вариант А, так как он демонстрирует интерес к партнёру, к его мнению. 7. Лучше вариант Д, так как он экономит время и отсеивает ошибочные звонки. 8. Б – До четвёртого звонка. Если трубку не снимают, значит, абонент занят или не хочет этого делать. 9. Б- более конкретный вопрос. 10. Если можно сразу решить вопрос, сделайте это, в противном случае используйте вариант Г. Культура речи – область науки о языке, базирующаяся на теоретических положениях и практических наработках нескольких лингвистических дисциплин (ортологии, риторики, стилистики) Это многоаспектное понятие, которое в рамках нашего курса понимается как совокупность умений и навыков использования в речи нормативно маркированных языковых единиц, отобранных в соответствии с целями общения и изучаемых в особом разделе филологической науки. Владеть речевой культурой – значит уметь в определённом контексте использовать нужное слово в соответствии с его лексическим значением, учитывать законы сочетаемости слов и их стилистическую отнесённость, понимать синтаксическую структуру каждой построенной фразы, знать фонетические особенности русских звуков и их сочетаний, уметь произносить слово в соответствии с требованиями орфоэпии и акцентологии, то есть уметь осуществлять выбор кодифицированной единицы речи в зависимости от цели и характера высказывания. С этим связан нормативный аспект культуры речи (правильная речь). Культура речи предполагает также умение строить высказывания таким образом, чтобы оказывать воздействие не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную область сознания слушателя (читателя). Чтобы коммуникативный акт был наиболее эффективным, речь должна быть не только логичной, но и красивой, образной, яркой, выразительной. Эти коммуникативные качества отражает коммуникативный аспект культуры речи (красивая и выразительная речь). Успешная, действенная речевая коммуникация связана с пониманием психологических и социальных условий общения. Выработанные в данном социуме особенности поведения (этикет) и тонкости общения (речевой этикет) учитываются в этическом аспекте культуры речи (уместная речь). В наши дни изучение теоретических предпосылок науки о культуре речи, овладение практическими навыками эффективного общения, знание приёмов речевого воздействия становится осознанной необходимостью для тех, кто хочет добиться жизненного успеха. Поэтому цель каждого из нас как носителя языка – постоянное совершенствование своей речевой культуры, стремление преодолеть путь от разговорного к элитарному типу речевой культуры при использовании всех богатств родного языка. Внутренний мир человека проявляется в речи. Бедная, убогая в языковом отношении речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, свидетельствует о его поверхностных знаниях, низкой культуре и, самое главное, связывается с серостью, примитивностью, неоригинальностью мысли. Поэтому прав был К.И.Чуковский, написавший в книге «Живой как жизнь»: «Не для того наш народ с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и для наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощрёнными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз. Сказать это нужно с категорической строгостью» [12, 682]. Совершенствуя речь, данную нам природой, мы сможем совершенствовать и свой внутренний мир. А знание языка и его особенностей откроет каждому доступ к сокровищам культуры. Но путь к этим сокровищам нелёгок и тернист. Никто не научит человека понимать, чувствовать и использовать всё богатство родного языка, никто не поможет ему говорить правильно и красиво, если он сам не захочет научиться. А любовь к родному языку предполагает совершенное владение им и недопустимость искажения, обеднения. С родным языком «нельзя обращаться кое-как: неточно, приблизительно, неверно» (Л.Толстой). Говорить так, чтобы тебя нельзя было не слушать, можно, только постоянно совершенствуя свои речевые навыки, превращая их в устойчивые умения, которые помогут в любой ситуации выбрать соответствующее речевое поведение, почувствовать себя свободно и раскованно. И в награду за постоянную работу над собой и своей речью вы получите свободное владение живым словом, которое «может и страх изгнать, и печаль утешить, и радость вселить, и сострадание пробудить» (Гораций).
1. Что понимается в науке под термином «культура речи»? 2. С какими областями науки о языке пересекается наука о культуре речи? 3. Какие цели ставятся перед студентами в ходе изучения дисциплины «Русский и язык и культура речи»? 4. Какие типы речевой культуры определены философами и лингвистами? 5. Каковы составляющие (аспекты) культуры речи? 6. Почему нормативный аспект культуры речи считается приоритетным в нашем курсе? 7. Дайте определение понятия «норма литературного языка». Перечислите характерные особенности нормы. 8. В чём состоят трудности кодификации современного языка? 9. Назовите коммуникативные качества хорошей речи. 10. От каких условий зависит выразительность, богатство, точность, понятность, чистота речи? Приведите свои примеры. 11. Почему изучение этического аспекта культуры речи важно для каждого носителя языка? 12. Что означает «речевой этикет» в наше время? 13. Какова связь между культурой речи каждого носителя языка и общечеловеческими культурными ценностями?
ЛИТЕРАТУРА
1.Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М, 1990. – 420 с. 2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Уч. пособие для вузов. - Ростов н/Д, 2002. – 544 с. 3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988. – 296 с. 4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Уч. пособие. – М., 2005. – 432 с. 5. Измайлова Л.В., Демьянова Н.Н., Меньшикова Н.П. Русский язык и культура речи для педагогических колледжей. – Ростов н/Д, 2005. – 412 с. 6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987. – 384 с. 7. Русский язык. Энциклопедия. Гл.ред. Ф.П.Филин. – М., 1979. – 432с. 8. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. – М., 2005. – 208 с. 9. Скворцов л.И. Язык, общение и культура. – Л., 1990. 10. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культуры речи: Уч. пособие для студ. фак. журналистики. – М., 2004. – 256 с. 11. Сопер Поль Л. Основы искусства речи. Пер. с англ. С.Д. Чижовой. – Ростов н/Д, 1998. – 448 с. 12. Чуковский К.И. Живой как жизнь / К.И.Чуковский: Соч. в 2-х т. – М., 1968. – Т.2. – 815 с.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |