КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема гармоничного развития личности
Гомологические структуры социальных процессов и явлений Концепция социальной роли Заключение
Глоссарий Понятия к разделу 1 Понятия к разделу 2 Понятия к разделу 3 Список литературы
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Учебный курс, на основе которого появилось данное пособие, обязан своим названием и появлением известной книге И.С.Кона «Социология личности», опубликованной в 1967 году. Выход ее в то время имел принципиальное значение. Вместо общих (и верных) утверждений о личности как социальной сущности человека, широко распространенных в тогдашней советской философской и обществоведческой литературе, ее автор предложил более конкретное рассмотрение социального начала в человеке, введя в русло советской обществоведческой мысли ролевую концепцию личности. В методологическом отношении на разработку курса повлияли в решающей степени два других обстоятельства. Во-первых, в конце 60-х годов появились работы В.П.Тугаринова, в результате которых аксиологическая проблематика была «узаконена» в советском обществоведение. Понятие «ценность» обрело способность показать всю свою методологическую мощь. Во-вторых, автор курса в течение более двух десятков лет работал в лаборатории НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ, которой руководила Е.Э.Смирнова. В лаборатории исследовалась профессиональная деятельность и ее компоненты: проблемы, ценности, знания, умения и навыки, средства решения профессиональных задач и др. Эта работа способствовала появлению у автора курса стойкого интереса к обыденному и загадочному феномену, феномену «деятельность». Два ключевых понятия «деятельность» и «ценность» стали основой для разработки деятельностно-ценностного подхода, в рамках которого рассматривается в данном курсе проблематика взаимодействия личности и общества. Однако конкретное наполнение этого подхода дополнительными понятийными средствами, в частности, представлениями о специфике социального взаимодействия, об основных разновидностях деятельности и основных личностных типах стало возможным в результате научного сотрудничества с деканом факультета социологии СПбГУ, профессором А.О.Бороноевым и профессором физического учебно-научного центра СПбГУ Ю.М.Письмаком. Благодаря именно этому сотрудничеству мысль о важности понятий «деятельность» и «ценность» для исследования проблем личности превратилась в относительно упорядоченную систему понятийных средств, а курс «Социология личности» получил возможность выкристализоваться в учебном процессе на факультете социологии СПбГУ. С любезного согласия профессора А.О.Бороноева в настоящем пособии использованы материалы совместной монографии «Россия и русские: Характер народа и судьбы страны (2-е изд.), публикация которой предполагается в 2001 г., и автор пособия считает своим приятным долгом высказать ему за это свою горячую благодарность.
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ Первое издание данного пособия вышло в свет в 2001 году небольшим тиражом, который давно разошелся. Однако в последние два года к автору неоднократно обращались дирекции вузовских библиотек и отдельные лица с просьбой выслать в их адрес то или иное количество экземпляров пособия. Кроме того, в процессе чтения курса уточнялись, расширялись или сокращались отдельные элементы его содержания. Два названных обстоятельства и послужили основными причинами, побудившими автора приняться за переработку текста. В предлагаемом издании сохранены основная структура текста, методология курса, важнейшие выводы. Наибольшим изменениям подверглись: - раздел об основных социальных типах личности, где уточнена типология этих типов и в более развернутом виде прослеживается их возможная эволюция, - раздел об эволюции общества, в котором введены дополнительные понятийные средства («цивилизованное сообщество» и «напряженная цивилизация») для описания этого процесса, а основные проблемы человечества рассмотрены в контексте процесса глобализации. Кроме того, существенно переработан раздел о русской сельской общине. В процессе работы прилагались также усилия для упрощения текста и придания ему большей ясности, вводились новые литературные источники и т.п. Автор надеется, что его работа по совершенствованию пособия окажется не напрасной и оно найдет заинтересованного читателя. П.И.Смирнов
ВВЕДЕНИЕ
Проблемная ситуация. Существует ряд обстоятельств, которые необходимо уяснить, и два вопроса, на которые нужно найти ответ, прежде чем мы сможем перейти к рассмотрению личности как предмета социологии. Во-первых, слово «личность» весьма многозначно и употребляется в разных смыслах в обыденной речи, философии, психологии и социологии. В общежитейском смысле оно чаще всего обозначает человеческого индивида как субъекта разного рода отношений и сознательной деятельности – «лицо», «особу». В философии имеется тенденция отождествлять понятие «личность» с понятием «Я», соответственно, проблема личности оказывается тесно связанной с проблемой сознания и самосознания. Психология рассматривает личность как некое единство всех психических процессов отдельного человека, благодаря чему его поведение приобретает устойчивость и последовательность. В социологии возможно понимание личности как носителя общественных отношений, социальных ролей. Публицисты нередко называют личностью выдающегося человека с яркими качествами, оказывающего влияние на массы и ход истории. Во-вторых, имеется неопределенно большое количество самых разных теорий и концепций личности. Особенно много их выдвинуто в психологии. Фактически каждый крупный психолог-теоретик строит свою теорию личности. В-третьих, в западной психологии отчетливо выражена тенденция исключить из теоретического рассмотрения социальное начало в человеке. В частности, авторы популярной американской книги «Теории личности» считают «непрофессиональной» (для «научной психологии») такую точку зрения, когда в понятие «личность» включается «внешний, поверхностный социальный образ, …некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим». Напротив, в отечественной психологии советского периода подчеркивалась необходимость отразить в понятии «личность» социальную сущность человека. Нормальный человек, пытающийся понять (а не просто вызубрить для экзамена и потом благополучно забыть) что такое личность, невольно теряется в этом многообразии концепций и теорий. Любому студенту известно состояние, когда «прочитаешь одну книжку – в ней все правильно, прочитаешь противоположную ей – и там все верно»! Соответственно, встают два вопроса: «Почему слово «личность» так многозначно»? и «Почему существует так много теорий личности»? Кроме того, возникает дилемма: «Целесообразно ли рассматривать личность как «социальную сущность» человека, или же ее следует понимать как «единство всех психических процессов» его? В зависимости от решения этой дилеммы личность оказывается либо уделом психологии, либо ее можно представить в качестве предмета социологии. На первые два вопроса существует ответ, лежащий на поверхности. Его можно сформулировать примерно так: «Слово «личность» многозначно и существует много теорий личности потому, что разные науки и разные теоретики рассматривают личность со своей точки зрения». Так нередко отвечают студенты (да и не только они). Но если спросить: «А почему возможны разные точки зрения?», - то с ответом возникает заминка. Интуитивно люди чувствуют, что для такого многообразия должно существовать какое-то объективное основание, но какое? Природа человека. Более обоснованно ответить на эти вопросы, а также обосновать притязания социологии на личность можно в том случае, если рассмотреть природу человека. При этом полезно вспомнить идущее еще от древних греков представление о человеке как о микромире. Как они полагали (и с их мнением следует согласиться), существует большой мир (вселенная, макрокосм) и малый мир (человек, микрокосм). Большой мир сложен, предстает перед нами разными своими сторонами, и человек сложен, являясь перед нами разными сторонами своей природы. Науки (и отдельные ученые) «выхватывают» отдельные аспекты ее и называют этот отдельный аспект «личностью». Поэтому многообразие точек зрения на личность и множество теорий, описывающих ее, объясняются изначальной сложностью человеческой природы. Строение и свойства этой природы далеко еще неясны, но можно сделать несколько почти очевидных утверждений, чтобы составить о ней более отчетливое представление. Во-первых, можно утверждать, что человек есть живое природное существо, во-вторых, что человек – социальное существо, в-третьих, что он – духовное существо. Каждой из этих трех сторон присуща некоторая совокупность свойств или признаков. Для наглядности совместим в небольшой табличке (см. табл.1) стороны человеческой природы и свойства, характерные для каждой из них. Таблица 1
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |